Nile Sea Travel Agency. Абу Симбел
Nile Sea Travel Agency
Nile Sea Travel Agency
Круизы по Нилу, Дахабия.
Экскурсии в Египте.
Высокие стандарты качества.
Бронирование онлайн
X


Вас интересуют:


Круизы   Экскурсии


Даю согласие на обработку персональных данных*


Наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время


Свяжитесь с нами

СТАТЬИ О ЕГИПТЕ

Абу Симбел

Великий храм Абу Симбел
Храм расположен примерно в 280 км к югу от Асуана на западном берегу Нила. Он был построен фараоном Рамзесом II. Строительство храма началось около 1277 г. до н.э. и было завершено примерно в 1270 г. до н.э. Храм был посвящён богам Амун-Ра и Ра-Хор-Ахти. В этом храме Рамзес II был обожествлён и стал богом среди других богов (Амун-Ра, Ра-Хор-Ахти и Птах).
Место для строительства храма было выбрано не случайно – Рамзес II построил его в месте рождения своей любимой жены, прекрасной царицы Нефертари, которая была родом из Нубии. Таким образом он решил отпраздновать свой счастливый брачный союз.
Между Абу Симбел и Калабшей был построен целый ряд храмов, самыми важными из которых являются храмы в Вади эс-Себуа и Герф-Хусейн.
Рамзес II не остановился на строительстве только одного храма для себя, но и построил храм для своей жены Нефертари. Это был первый случай в истории древнеегипетской цивилизации строительства храма для царицы, не сидящей на троне и не являющейся фараоном. Но и на этом Рамзес II не остановился, и сделал свою любимую жену равной богам. В храме Нефертари была изображена размером с Хатхор, а её имя было вписано в картуш, чего раньше никогда не случалось с теми, кто не сидел на троне. На храме Нефертари Рамзес II написал прекрасную фразу, говорящую о его великой любви к жене: «Я построил храм женщине, для которой восходит солнце». Несмотря на свою великую любовь к Нефертари, у Рамзеса II были другие жёны, около 60 наложниц и более 100 сыновей и дочерей.

Рамзес II
Это был один из величайших древнеегипетских фараонов, который оставил неизгладимый след в строительстве и архитектуре. В Египте нет места, где не нашлось бы здание эпохи правления Рамзеса II, особенно стоит отменить Абидос, Карнак, Луксор, западные Фивы, Рамессеум, Нубию, и, конечно, Абу Симбел в первую очередь.
Правление Рамзеса II было долгим – он восседал на троне 66 лет. Самым важным военным событием была война против хеттов в долине Тигра и Эфрата. Там произошла знаменитая битва при Кадеше, сцены которой Рамзес II изобразил во всех своих храмах, особенно на фасаде Луксорского храма, внутри храма Абу Симбел и на некоторых колоннах Карнакского храмового комплекса. Война закончилась подписанием древнейшего в истории человечества мирного договора.

Большой храм в Абу Симбел
Храм был высечен прямо в горе и со временем его полностью засыпал песок. Первым храм обнаружил итальянский учёный Бельцони, а затем швейцарский учёный Буркхардт.

Название храма
Существует множество мнений относительно причины выбора названия Абу Симбел. Первое из них гласит, что название происходит от древнеегипетского слова «сембет», означающего «барьер». Согласно второму мнению, в этом месте росла пшеница, и оно получило своё название в честь её колосьев. Но самое распространённое мнение связано с тем, что ребёнок по имени Сембел привёл учёного Бельцони к месту нахождения храма, и его назвали в честь этого ребёнка.

Перемещение храма
Во время строительства Высокой плотины все храмы, находящиеся между плотиной и границей Египта с Суданом были затоплены. По эгидой ЮНЕСКО совместно с правительством Египта в 60-х годах XX века была проведена кампания по спасению нубийских памятников истории и архитектуры, главным из которых был Абу Симбел из-за своего размера. На спасение храма ушло 20 лет, оно было завершено в 1980 г.

Архитектурное решение Великого храма Абу Симбел
Храм состоит из фасада, Большого гипостильного зала, Преддверия и Святилища.
Фасад храма длиной 31 метр высечен в скале, перед ним возвышаются 4 статуи Рамзеса II. Египетский карниз обрамляет фасад, а над ним находится ряд из 22 бабуинов (это символ бога мудрости и меры времени Тота). Бабуин ассоциировался у древних египтян с ликованием при восходе солнца, поэтому их часто можно увидеть изображёнными у основания обелисков как приветствие восходу. В центре фасада расположен вход, увенчанный статуей Ра-Хор-Ахти с телом человека и головой сокола, предлагающего статуэтку Маат (богини справедливости). Над ним высечен солнечный диск, а по обеим сторонам от его ног находятся два знака с именем Рамзеса II.
Четыре статуи Рамзеса II в короне расположены перед фасадом храма, высота каждой статуи 22 метра. Межу ног фараона находятся небольшие статуи, изображающие некоторых членов его семьи (справа налево): Кхемвасет, Кхемун, Принц Земли и Кхемсасет. Третья статуя, Принц земли, была разрушена во время землетрясения, случившегося спустя 7 лет после официального открытия храма. Возле ног больших статуй Рамзеса II также расположены статуи членов его семьи (справа налево): его жена царица Нефертари, их дочь принцесса Меритамун, его мать царица Мут-туй, принцесса Бакетмут, принц Рамзес, принц Амун-хер-хепешеф, принцесса Бентанат, безымянная принцесса и принцесса Небеттауи. В поздние времена на левой ноге третьей статуи (Правитель Земли) была сделана надпись, представляющая историческую ценность. Она рассказывает о походе Псамтиха II, одного из фараонов 26-ой династии, против Нубии в 593 г. до н.э.
По обе стороны от основания второй (возлюбленной Амуна) и третьей (Правитель Земли) статуй изображена сцена «Союза двух земель». В этой сцене бог Нила и потопа Хапи изображён связывающим стебли папируса (символа Дельты Нила) и цветка лотоса (символа Верхнего Египта) вокруг иероглифического знака обозначающего объединение двух земель. Это символ того, что Нил объединяет две части Египта. Художник изобразил бога Хапи с мужскими и женскими чертами, чтобы указать на плодородие, которое приносит река египетской земле.
На южной стороне статуй изображена сцена бракосочетания Рамзеса II с дочерью хеттского царя. Этот политический брак стал результатом мирного договора между египтянами и хеттами, который считается самым древним (1281 г. до н.э.). В этой сцене Рамзес II сидит между двумя богами, а хеттский царь и его дочь присягают им на верность.
На западной стене между южной статуей и скалой изображён Рамзес II в короне и фриз из священных кобр над ним. Здесь же изображена сцена поклонения фарарона Амун-Ра и Ра-Хор-Ахти.

Святилище Ра-Хор-Ахти
В правой и северной частях храма находится святилище Ра-Хор-Ахти. Часть его высечена в скале, а часть надстроена. Святилище было обнаружено под песком учёным Барзанци в 1910 г. Восточная стена оформлена в виде двух башен, её дверь украшена крылатым солнечным диском и картушами фараона Рамзеса II. Внутри святилища находятся 2 алтаря – каменных саркофага. На южном алтаре расположены статуи четырёх поклоняющихся бабуинов с собачьими головами и два небольших обелиска. На северном алтаре – статуи бога Хепри в облике жука-скарабея и бога Тота в виде бабуина с собачьей головой. Всё содержимое святилища, включая статуи и бабуинов, сейчас находится в саду Нубийского музея в Асуане, а каменный саркофаг – в Египетском музее в Каире.

Большой гипостильный зал
Зал имеет приближённую к квадрату форму, его размеры примерно 16 на 17 метров. В зале находятся 8 массивных квадратных колонн, высеченных в скале, из которых выходят колоссальные осирийские статуи Рамзеса II, держащего скипетр и булаву. В северном ряду, справа от входа, фараон изображён в двойной короне, а в южном – в белой короне Юга. На потолке изображены различные сцены, символизирующие защиту фараона хищной птицей.

Южная стена
На южной стене изображены религиозные и военные сцены. Среди важных сцен можно выделить пять. Первая – это изображение фараона с кадильницей в руке стоящего перед богами с головами льва и львицы (боги войны). Вторая сцена изображает фараона стоящим перед Амун-Ра, а между ними четыре ящика с закладками фундамента, установленные по углам храма в день его основания. Третья сцена, изображающая фараона с кадильницей в одной руке, второй разбрасывающего семена ладана, стоящего перед богом Птахом, который сидит с символами стабильности и власти в руках. Четвёртая сцена, самая важная – фараон в синей воинской короне сидит посреди священного дерева жизни, а перед ним сидит бог Ра-Хор-Ахти и благословляет его, на листьях дерева написано имя Рамзеса II, а сами листья символизируют количество лет правления царя. Пятая сцена изображает фараона, держащего скипетр и кадильницу перед богом Амун-Ра, сидящим в своём святилище. Под святилищем находится кобра с белой короной Юга.
На южной стене находятся военные сцены. Первая из них изображает фараона на военной колеснице, направляющего свои стрелы на сирийскую крепость. В крепости высотой в 2 этажа находится 10 солдат, некоторые из которых ранены, а другие просят о пощаде. Перед крепостью изображён пастух, бегущий в страхе перед стрелами фараона. Фараона сопровождают трое из его сыновей, пряди волос на боку головы у каждого из них говорят об их юном возрасте. Каждого из принцев сопровождает щитоносец для защиты. Вторая сцена изображает противостояние фараона с ливийцами. Фараон на одном фрагменте закалывает одного копьём, а на другом – бьёт ливийца по голове дубиной. В третьей сцене фараон едет на своей знаменитой колеснице под названием «Победа Фив», держа в правой руке меч победы, подаренный ему богом Амун Ра. Левой рукой он управляет колесницей, рядом с которой бежит царский лев. Перед лошадьми стоит солдат, несущий царские сандалии, лук и колчан со стрелами. Перед ним находится изображение с двумя рядами африканских пленников, изображённых с толстыми губами, кучерявыми волосами, одетых в леопардовые шкуры. Руки каждого их них связаны за спиной, а на шее у каждого ряда пленников завязана верёвка, чтобы они не могли сбежать.

Стела Птаха
Расположенная между третьей и четвёртой колоннами с южной стороны, эта стела посвящена богу Птаху, богу мастерства в Древнем Египте. Стела разделена на верхнюю и нижнюю части. В верхней части изображена сцена, где Рамзес II держит головы трёх пленников перед богом Птахом, у которого также 6 пленников. Нижняя половина стелы содержит исторически значимые тексты, в которых фараон объявляет себя сыном бога Птаха. Рамзес II объясняет причину строительства храма обеспечением своего вечного существования на Земле, подобно незыблемым столпам неба. На стеле также упоминается история визита в Египет Хаттусили и его дочери Кулу-Хибы, на которой женился Рамзес II.

Малый гипостильный зал
Зал состоит из 4 квадратных колонн, украшенных статуями фараона в осирианской форме. Отличительной особенностью зала является то, что рельефы сохранили свои первоначальные цвета. Все сцены, изображённые в зале, носят религиозный характер и изображают фараона, возносящего благовония и приносящего подношения различным богам. На южной стене фараон возносит благовония богу Амун Ра. На северной стене – богу Ра-Хор-Ахти. Одна из самых великолепных сцен на южной стене изображает Рамзеса II, который держит кадильницу перед столом для жертвоприношений. Фараон возносит благовония к божественной коре Амуна Ра, которую несёт 21 человек. Передняя и задняя часть коры имеют форм голов баранов. За корой стоит царица Нефертари, держа в руках систрум (музыкальный инструмент Древнего Египта). В этой сцене царица изображена в парике и выступает в роли богини музыки Хатхор. Примечательно, что и фараон и царица босые, поскольку стоят в священной ограде бога. На северной стене изображена похожая сцена, но царица вместо парика носит корону Хатхор. Подношения совершаются богу Ра-Хор-Ахти, а передняя и задняя части юожественной коры имеют форму сокола, символизирующего Гора. Фараон предлагает цветы фиванской триаде: Амуну, Мут и Хонсу. Интересно, что фараон изображает себя сыном бога и его жены, а не их сына (Хонсу).

Зал иллюминаций
Он находится после Малого гипостильного зала. В зале изображены сцены принесения фараоном подношений различным богам, например, вина богу плодородия Мин-Амуну, молока богу Амуну, хлеба богу Атуму и цветов богу Птаху. Он также преподносит небольшую статуэтку Маат (символ истины и справедливости) богу Тоту.

Святилище
Это самая важная часть храма, священное место, доступное только фараону или первосвященнику, действующему от его имени во время ежегодных ритуалов. В центре святилища находилось каменное основание, на котором размещалась божественная кора. На этом основании находилось две коры: одна с головой барана спереди и сзади для бога Амун Ра, расположенная на южной стороне, и вторая с головой сокола спереди и сзади для бога Ра-Хор-Ахти, расположенная на северной стороне. Фараон возносил благовония этим божественным баркам с южной и северной сторон.

Слава храма Абу Симбел
На западной стене храма находятся величественные статуи, изображающие Ра-Хор-Ахти, Рамзеса II, Амун Ра и Птаха (его скульптура потеряла голову). Дважды в год, 22 октября и 22 февраля, восходящее солнце освещает лица всех этих статуй, кроме статуи Птаха (поскольку это бог мёртвых, а солнце символизирует жизнь). Это необычное явление до сих пор остаётся необъяснимым. Некоторые учёные считают, что это даты рождения и коронации Рамзеса II, а другие склоняются к тому, что это символы сезонов посадки и сбора урожая. Удивительно то, что даже после переноса храма, это явление сохранилось.

Малый храм Абу Симбел
Фараон Рамзес II построил Малый храм для своей жены, царицы Нефертари, и богини Хатхор. Малый храм царицы Нефертари находится в 100 м к северу от Большого храма, высеченного в скале, которую древние египтяне называли «чистой горой» или «северной горой». До строительства храма Нефертари местные жители приходили на поклонение к этой горе, так как верили, что там обитает дух богини Хатхор. Именно это помогло выбрать место для строительства храма. Фасад храма украшен шестью статуями, за которым следуют Гипостильный зал, Поперечный зал и небольшое святилище с двумя пристроенными камерами с обеих сторон.

Фасад Малого храма Абу Симбел
Фасад Малого храма украшен шестью монументальными статуями, четыре из которых изображают Рамзеса II, а две – царицу Нефертари. Высота каждой статуи около 13 метров. У ног статуй расположены совместные дети Рамзеса и Нефертари: возле фараона стоят 4 принца, а возле ног царицы – 2 принцессы. Ширина фасада 28 метров, а высота – около 13 метров. Над дверным проёмом на перекладине изображены сцены с фараоном в окружении богини Хатхор и царицей в окружении богини Исиды. Статуя царицы Нефертари расположена справа от входа, на северной части. Царица изображена в красивом прозрачном платье с систрумом в руках и в характерной хатхорской короне, состоящей из двух перьев между солнечными дисками.

Гипостильный зал Хаторики
Несмотря на то, что большинство сцен, изображённых в храме, посвящены религиозным ритуалам, таким как подношение цветов, вина и курение благовоний перед жертвоприношениями. Художник подчеркнул женскую красоту и утончённые формы царицы и богинь, сделав акцент на эстетической привлекательности женщин. В зале расположено 6 колонн, на каждой из которых высечен лик богини Хатхор в образе женщины с коровьими рогами и храмом на голове. На стенах колонн четыре раза изображена Нефертари и дважды - Рамзес II. На стенах зала можно увидеть 18 сцен, четыре из которых – военные сюжеты с Рамзесом, а остальные отображают фараона и царицу с различными богами. На колоннах высечены также музыкальные инструменты. Одна из самых красивых сцен на южной стене преподнесение в дар Рамзесу II богиней Хатхор ожерелья «Менат», помогающего достичь счастья. Затем изображена сцена «церемония коронации», где фараон стоит между Гором и Сети, возлагающим на голову Рамзесу двойную корону. Также есть сцена, где фараон предлагает небольшую статуэтку богини справедливости Маат богу Амун-Ра, что символизирует, что Рамзес идёт тропой правды и честности с поддержкой бога Амун-Ра.

Важные сцены с царицей на задней стене
Существует множество сцен, в которых царица выступает перед богинями Хатхор и Мут, супругой Амона, принося им подношения, например, цветы и систрумы. На северной стене, справа от входа, можно увидеть фараона, приносящего жертву богу Ра-Хор-Ахти, и царя, поклоняющегося богу Птаху, в то время как царица поклоняется богине Хатхор.

Поперечный зал
В этом заде много сцен, изображающих фараона, предлагающего вино богам Амун-Ра и Хор-Ра-Ахти. Также он приносит подношения богу Хорусу. Здесь расположены две прилегающие камеры. Над входом в южную изображён фараон, возносящий благовония Хатхор в образе коровы, плывущей в лодке. Далее изображена сцена, где фараон и его жена преподносят цветы богине деторождения и защитнице детей Таверет, изображенной в женском облике и в короне Хатхор (однако в оригинале она изображается в виде женщины с головой крокодила и хвостом бегемота, что символизировало защиту ребёнка).

Сцены в зале, посвящённом царице Нефертари
На восточной стене с южной стороны изображены сцены, где царица увенчана короной Хатхор (два пера с солнечным диском между ними) и расположена между богинями Хатхор и Исидой. Над входом во вторую комнату с северной стороны изображены сцены, где царица преподносит цветы богине Хатхор, плывущей на своей лодке по заболоченным местам Дельты. И ещё одна сцена, где царица преподносит цветы троице из Элефантины (Хнуму, Сатет и Анукет).

Святилище
Храм Хатхор намного меньше Великого храма. Это свидетельствует о том, что ритуалы проводились в Великом храме, а Малый был предназначен только для царицы и её детей, чтобы они могли приносить жертвы богам.
На перекладине у входа в святилище изображён бог Нила Хапи. На внешней перекладине изображён Рамзес II. На южной стене святилища изображена царица, держащая в одной руке кадильницу, а в другой – систрум и стоящая напротив Хатхор и Мут. На северной стене фараон и его жена изображены в окружении богов. На западной стене, наиболее важной части святилища, высечена богиня Хатхор в виде коровы, которая выходит из западной горы, а фараон стоит перед ней в уменьшенном виде, чтобы воспользоваться её защитой (аналогично идее аллеи Сфинксов). По обе стороны от этой резьбы стоят две колонны Хатхор, а слева изображён фараон, преподносящий богине цветы. По обе стороны от святилища находятся два небольших помещения для хранения инструментов, используемых в ритуалах храма, а также для хранения подошений.

Великий храм Абу Симбел
Мумия фараона Рамзеса II
Царица Нефертари
Великий храм Абу Симбел
Северные статуи Великого храма
Перемещение храмов Абу Симбел
Перемещение храмов Абу Симбел
Перемещение храмов Абу Симбел
Перемещение храмов Абу Симбел
Перемещение храмов Абу Симбел
Перемещение храмов Абу Симбел
Перемещение храмов Абу Симбел
Статуи Рамзеса II на фасаде Великого храма
Рамзес (слева и справа) поклоняется богу Ра-Хор-Ахти
Фасад Великого храма
Пленные враги Рамзеса II на его подножье статуй
Одна из колонн Рамзеса II в Большом гипостильном зале
Рамзес II на своей колеснице во время битвы при Кадеше
Рамзес II поклоняется и приносит жертвы Птаху
Малый Гипостильный зал
Колонны с изображением фарарона и различных божеств
4 статуи внутри Святилища (Ра-Хор-Ахти, Рамзес II, Амун-Ра, Птах)
Храмы Абу Симбел
Малый храм Абу Симбел
Перемещение храмов Абу Симбел
Фасад Малого храма
Сет и Хорус надевают двойную корону Рамзесу II
Царица в хаторической короне показыват музыкальные инструменты Хатхор
Хаторический гипостильный зал
Изображение Хатхор на колоннах
Изида и Хатхор надевают на царицу хаторическую корону (главная сцена в храме)
Изида и Хатхор надевают на царицу хаторическую корону (главная сцена в храме)
Поперечный зал
Изображение Рамзеса II поклоняющегося богам внутри Святилища
Царица Нефертари напротив богини Хатхор в обличии коровы








Свяжитесь с нами

СТАТЬИ О ЕГИПТЕ

Абу Симбел

Великий храм Абу Симбел
Храм расположен примерно в 280 км к югу от Асуана на западном берегу Нила. Он был построен фараоном Рамзесом II. Строительство храма началось около 1277 г. до н.э. и было завершено примерно в 1270 г. до н.э. Храм был посвящён богам Амун-Ра и Ра-Хор-Ахти. В этом храме Рамзес II был обожествлён и стал богом среди других богов (Амун-Ра, Ра-Хор-Ахти и Птах).
Место для строительства храма было выбрано не случайно – Рамзес II построил его в месте рождения своей любимой жены, прекрасной царицы Нефертари, которая была родом из Нубии. Таким образом он решил отпраздновать свой счастливый брачный союз.
Между Абу Симбел и Калабшей был построен целый ряд храмов, самыми важными из которых являются храмы в Вади эс-Себуа и Герф-Хусейн.
Рамзес II не остановился на строительстве только одного храма для себя, но и построил храм для своей жены Нефертари. Это был первый случай в истории древнеегипетской цивилизации строительства храма для царицы, не сидящей на троне и не являющейся фараоном. Но и на этом Рамзес II не остановился, и сделал свою любимую жену равной богам. В храме Нефертари была изображена размером с Хатхор, а её имя было вписано в картуш, чего раньше никогда не случалось с теми, кто не сидел на троне. На храме Нефертари Рамзес II написал прекрасную фразу, говорящую о его великой любви к жене: «Я построил храм женщине, для которой восходит солнце». Несмотря на свою великую любовь к Нефертари, у Рамзеса II были другие жёны, около 60 наложниц и более 100 сыновей и дочерей.

Рамзес II
Это был один из величайших древнеегипетских фараонов, который оставил неизгладимый след в строительстве и архитектуре. В Египте нет места, где не нашлось бы здание эпохи правления Рамзеса II, особенно стоит отменить Абидос, Карнак, Луксор, западные Фивы, Рамессеум, Нубию, и, конечно, Абу Симбел в первую очередь.
Правление Рамзеса II было долгим – он восседал на троне 66 лет. Самым важным военным событием была война против хеттов в долине Тигра и Эфрата. Там произошла знаменитая битва при Кадеше, сцены которой Рамзес II изобразил во всех своих храмах, особенно на фасаде Луксорского храма, внутри храма Абу Симбел и на некоторых колоннах Карнакского храмового комплекса. Война закончилась подписанием древнейшего в истории человечества мирного договора.

Большой храм в Абу Симбел
Храм был высечен прямо в горе и со временем его полностью засыпал песок. Первым храм обнаружил итальянский учёный Бельцони, а затем швейцарский учёный Буркхардт.

Название храма
Существует множество мнений относительно причины выбора названия Абу Симбел. Первое из них гласит, что название происходит от древнеегипетского слова «сембет», означающего «барьер». Согласно второму мнению, в этом месте росла пшеница, и оно получило своё название в честь её колосьев. Но самое распространённое мнение связано с тем, что ребёнок по имени Сембел привёл учёного Бельцони к месту нахождения храма, и его назвали в честь этого ребёнка.

Перемещение храма
Во время строительства Высокой плотины все храмы, находящиеся между плотиной и границей Египта с Суданом были затоплены. По эгидой ЮНЕСКО совместно с правительством Египта в 60-х годах XX века была проведена кампания по спасению нубийских памятников истории и архитектуры, главным из которых был Абу Симбел из-за своего размера. На спасение храма ушло 20 лет, оно было завершено в 1980 г.

Архитектурное решение Великого храма Абу Симбел
Храм состоит из фасада, Большого гипостильного зала, Преддверия и Святилища.
Фасад храма длиной 31 метр высечен в скале, перед ним возвышаются 4 статуи Рамзеса II. Египетский карниз обрамляет фасад, а над ним находится ряд из 22 бабуинов (это символ бога мудрости и меры времени Тота). Бабуин ассоциировался у древних египтян с ликованием при восходе солнца, поэтому их часто можно увидеть изображёнными у основания обелисков как приветствие восходу. В центре фасада расположен вход, увенчанный статуей Ра-Хор-Ахти с телом человека и головой сокола, предлагающего статуэтку Маат (богини справедливости). Над ним высечен солнечный диск, а по обеим сторонам от его ног находятся два знака с именем Рамзеса II.
Четыре статуи Рамзеса II в короне расположены перед фасадом храма, высота каждой статуи 22 метра. Межу ног фараона находятся небольшие статуи, изображающие некоторых членов его семьи (справа налево): Кхемвасет, Кхемун, Принц Земли и Кхемсасет. Третья статуя, Принц земли, была разрушена во время землетрясения, случившегося спустя 7 лет после официального открытия храма. Возле ног больших статуй Рамзеса II также расположены статуи членов его семьи (справа налево): его жена царица Нефертари, их дочь принцесса Меритамун, его мать царица Мут-туй, принцесса Бакетмут, принц Рамзес, принц Амун-хер-хепешеф, принцесса Бентанат, безымянная принцесса и принцесса Небеттауи. В поздние времена на левой ноге третьей статуи (Правитель Земли) была сделана надпись, представляющая историческую ценность. Она рассказывает о походе Псамтиха II, одного из фараонов 26-ой династии, против Нубии в 593 г. до н.э.
По обе стороны от основания второй (возлюбленной Амуна) и третьей (Правитель Земли) статуй изображена сцена «Союза двух земель». В этой сцене бог Нила и потопа Хапи изображён связывающим стебли папируса (символа Дельты Нила) и цветка лотоса (символа Верхнего Египта) вокруг иероглифического знака обозначающего объединение двух земель. Это символ того, что Нил объединяет две части Египта. Художник изобразил бога Хапи с мужскими и женскими чертами, чтобы указать на плодородие, которое приносит река египетской земле.
На южной стороне статуй изображена сцена бракосочетания Рамзеса II с дочерью хеттского царя. Этот политический брак стал результатом мирного договора между египтянами и хеттами, который считается самым древним (1281 г. до н.э.). В этой сцене Рамзес II сидит между двумя богами, а хеттский царь и его дочь присягают им на верность.
На западной стене между южной статуей и скалой изображён Рамзес II в короне и фриз из священных кобр над ним. Здесь же изображена сцена поклонения фарарона Амун-Ра и Ра-Хор-Ахти.

Святилище Ра-Хор-Ахти
В правой и северной частях храма находится святилище Ра-Хор-Ахти. Часть его высечена в скале, а часть надстроена. Святилище было обнаружено под песком учёным Барзанци в 1910 г. Восточная стена оформлена в виде двух башен, её дверь украшена крылатым солнечным диском и картушами фараона Рамзеса II. Внутри святилища находятся 2 алтаря – каменных саркофага. На южном алтаре расположены статуи четырёх поклоняющихся бабуинов с собачьими головами и два небольших обелиска. На северном алтаре – статуи бога Хепри в облике жука-скарабея и бога Тота в виде бабуина с собачьей головой. Всё содержимое святилища, включая статуи и бабуинов, сейчас находится в саду Нубийского музея в Асуане, а каменный саркофаг – в Египетском музее в Каире.

Большой гипостильный зал
Зал имеет приближённую к квадрату форму, его размеры примерно 16 на 17 метров. В зале находятся 8 массивных квадратных колонн, высеченных в скале, из которых выходят колоссальные осирийские статуи Рамзеса II, держащего скипетр и булаву. В северном ряду, справа от входа, фараон изображён в двойной короне, а в южном – в белой короне Юга. На потолке изображены различные сцены, символизирующие защиту фараона хищной птицей.

Южная стена
На южной стене изображены религиозные и военные сцены. Среди важных сцен можно выделить пять. Первая – это изображение фараона с кадильницей в руке стоящего перед богами с головами льва и львицы (боги войны). Вторая сцена изображает фараона стоящим перед Амун-Ра, а между ними четыре ящика с закладками фундамента, установленные по углам храма в день его основания. Третья сцена, изображающая фараона с кадильницей в одной руке, второй разбрасывающего семена ладана, стоящего перед богом Птахом, который сидит с символами стабильности и власти в руках. Четвёртая сцена, самая важная – фараон в синей воинской короне сидит посреди священного дерева жизни, а перед ним сидит бог Ра-Хор-Ахти и благословляет его, на листьях дерева написано имя Рамзеса II, а сами листья символизируют количество лет правления царя. Пятая сцена изображает фараона, держащего скипетр и кадильницу перед богом Амун-Ра, сидящим в своём святилище. Под святилищем находится кобра с белой короной Юга.
На южной стене находятся военные сцены. Первая из них изображает фараона на военной колеснице, направляющего свои стрелы на сирийскую крепость. В крепости высотой в 2 этажа находится 10 солдат, некоторые из которых ранены, а другие просят о пощаде. Перед крепостью изображён пастух, бегущий в страхе перед стрелами фараона. Фараона сопровождают трое из его сыновей, пряди волос на боку головы у каждого из них говорят об их юном возрасте. Каждого из принцев сопровождает щитоносец для защиты. Вторая сцена изображает противостояние фараона с ливийцами. Фараон на одном фрагменте закалывает одного копьём, а на другом – бьёт ливийца по голове дубиной. В третьей сцене фараон едет на своей знаменитой колеснице под названием «Победа Фив», держа в правой руке меч победы, подаренный ему богом Амун Ра. Левой рукой он управляет колесницей, рядом с которой бежит царский лев. Перед лошадьми стоит солдат, несущий царские сандалии, лук и колчан со стрелами. Перед ним находится изображение с двумя рядами африканских пленников, изображённых с толстыми губами, кучерявыми волосами, одетых в леопардовые шкуры. Руки каждого их них связаны за спиной, а на шее у каждого ряда пленников завязана верёвка, чтобы они не могли сбежать.

Стела Птаха
Расположенная между третьей и четвёртой колоннами с южной стороны, эта стела посвящена богу Птаху, богу мастерства в Древнем Египте. Стела разделена на верхнюю и нижнюю части. В верхней части изображена сцена, где Рамзес II держит головы трёх пленников перед богом Птахом, у которого также 6 пленников. Нижняя половина стелы содержит исторически значимые тексты, в которых фараон объявляет себя сыном бога Птаха. Рамзес II объясняет причину строительства храма обеспечением своего вечного существования на Земле, подобно незыблемым столпам неба. На стеле также упоминается история визита в Египет Хаттусили и его дочери Кулу-Хибы, на которой женился Рамзес II.

Малый гипостильный зал
Зал состоит из 4 квадратных колонн, украшенных статуями фараона в осирианской форме. Отличительной особенностью зала является то, что рельефы сохранили свои первоначальные цвета. Все сцены, изображённые в зале, носят религиозный характер и изображают фараона, возносящего благовония и приносящего подношения различным богам. На южной стене фараон возносит благовония богу Амун Ра. На северной стене – богу Ра-Хор-Ахти. Одна из самых великолепных сцен на южной стене изображает Рамзеса II, который держит кадильницу перед столом для жертвоприношений. Фараон возносит благовония к божественной коре Амуна Ра, которую несёт 21 человек. Передняя и задняя часть коры имеют форм голов баранов. За корой стоит царица Нефертари, держа в руках систрум (музыкальный инструмент Древнего Египта). В этой сцене царица изображена в парике и выступает в роли богини музыки Хатхор. Примечательно, что и фараон и царица босые, поскольку стоят в священной ограде бога. На северной стене изображена похожая сцена, но царица вместо парика носит корону Хатхор. Подношения совершаются богу Ра-Хор-Ахти, а передняя и задняя части юожественной коры имеют форму сокола, символизирующего Гора. Фараон предлагает цветы фиванской триаде: Амуну, Мут и Хонсу. Интересно, что фараон изображает себя сыном бога и его жены, а не их сына (Хонсу).

Зал иллюминаций
Он находится после Малого гипостильного зала. В зале изображены сцены принесения фараоном подношений различным богам, например, вина богу плодородия Мин-Амуну, молока богу Амуну, хлеба богу Атуму и цветов богу Птаху. Он также преподносит небольшую статуэтку Маат (символ истины и справедливости) богу Тоту.

Святилище
Это самая важная часть храма, священное место, доступное только фараону или первосвященнику, действующему от его имени во время ежегодных ритуалов. В центре святилища находилось каменное основание, на котором размещалась божественная кора. На этом основании находилось две коры: одна с головой барана спереди и сзади для бога Амун Ра, расположенная на южной стороне, и вторая с головой сокола спереди и сзади для бога Ра-Хор-Ахти, расположенная на северной стороне. Фараон возносил благовония этим божественным баркам с южной и северной сторон.

Слава храма Абу Симбел
На западной стене храма находятся величественные статуи, изображающие Ра-Хор-Ахти, Рамзеса II, Амун Ра и Птаха (его скульптура потеряла голову). Дважды в год, 22 октября и 22 февраля, восходящее солнце освещает лица всех этих статуй, кроме статуи Птаха (поскольку это бог мёртвых, а солнце символизирует жизнь). Это необычное явление до сих пор остаётся необъяснимым. Некоторые учёные считают, что это даты рождения и коронации Рамзеса II, а другие склоняются к тому, что это символы сезонов посадки и сбора урожая. Удивительно то, что даже после переноса храма, это явление сохранилось.

Малый храм Абу Симбел
Фараон Рамзес II построил Малый храм для своей жены, царицы Нефертари, и богини Хатхор. Малый храм царицы Нефертари находится в 100 м к северу от Большого храма, высеченного в скале, которую древние египтяне называли «чистой горой» или «северной горой». До строительства храма Нефертари местные жители приходили на поклонение к этой горе, так как верили, что там обитает дух богини Хатхор. Именно это помогло выбрать место для строительства храма. Фасад храма украшен шестью статуями, за которым следуют Гипостильный зал, Поперечный зал и небольшое святилище с двумя пристроенными камерами с обеих сторон.

Фасад Малого храма Абу Симбел
Фасад Малого храма украшен шестью монументальными статуями, четыре из которых изображают Рамзеса II, а две – царицу Нефертари. Высота каждой статуи около 13 метров. У ног статуй расположены совместные дети Рамзеса и Нефертари: возле фараона стоят 4 принца, а возле ног царицы – 2 принцессы. Ширина фасада 28 метров, а высота – около 13 метров. Над дверным проёмом на перекладине изображены сцены с фараоном в окружении богини Хатхор и царицей в окружении богини Исиды. Статуя царицы Нефертари расположена справа от входа, на северной части. Царица изображена в красивом прозрачном платье с систрумом в руках и в характерной хатхорской короне, состоящей из двух перьев между солнечными дисками.

Гипостильный зал Хаторики
Несмотря на то, что большинство сцен, изображённых в храме, посвящены религиозным ритуалам, таким как подношение цветов, вина и курение благовоний перед жертвоприношениями. Художник подчеркнул женскую красоту и утончённые формы царицы и богинь, сделав акцент на эстетической привлекательности женщин. В зале расположено 6 колонн, на каждой из которых высечен лик богини Хатхор в образе женщины с коровьими рогами и храмом на голове. На стенах колонн четыре раза изображена Нефертари и дважды - Рамзес II. На стенах зала можно увидеть 18 сцен, четыре из которых – военные сюжеты с Рамзесом, а остальные отображают фараона и царицу с различными богами. На колоннах высечены также музыкальные инструменты. Одна из самых красивых сцен на южной стене преподнесение в дар Рамзесу II богиней Хатхор ожерелья «Менат», помогающего достичь счастья. Затем изображена сцена «церемония коронации», где фараон стоит между Гором и Сети, возлагающим на голову Рамзесу двойную корону. Также есть сцена, где фараон предлагает небольшую статуэтку богини справедливости Маат богу Амун-Ра, что символизирует, что Рамзес идёт тропой правды и честности с поддержкой бога Амун-Ра.

Важные сцены с царицей на задней стене
Существует множество сцен, в которых царица выступает перед богинями Хатхор и Мут, супругой Амона, принося им подношения, например, цветы и систрумы. На северной стене, справа от входа, можно увидеть фараона, приносящего жертву богу Ра-Хор-Ахти, и царя, поклоняющегося богу Птаху, в то время как царица поклоняется богине Хатхор.

Поперечный зал
В этом заде много сцен, изображающих фараона, предлагающего вино богам Амун-Ра и Хор-Ра-Ахти. Также он приносит подношения богу Хорусу. Здесь расположены две прилегающие камеры. Над входом в южную изображён фараон, возносящий благовония Хатхор в образе коровы, плывущей в лодке. Далее изображена сцена, где фараон и его жена преподносят цветы богине деторождения и защитнице детей Таверет, изображенной в женском облике и в короне Хатхор (однако в оригинале она изображается в виде женщины с головой крокодила и хвостом бегемота, что символизировало защиту ребёнка).

Сцены в зале, посвящённом царице Нефертари
На восточной стене с южной стороны изображены сцены, где царица увенчана короной Хатхор (два пера с солнечным диском между ними) и расположена между богинями Хатхор и Исидой. Над входом во вторую комнату с северной стороны изображены сцены, где царица преподносит цветы богине Хатхор, плывущей на своей лодке по заболоченным местам Дельты. И ещё одна сцена, где царица преподносит цветы троице из Элефантины (Хнуму, Сатет и Анукет).

Святилище
Храм Хатхор намного меньше Великого храма. Это свидетельствует о том, что ритуалы проводились в Великом храме, а Малый был предназначен только для царицы и её детей, чтобы они могли приносить жертвы богам.
На перекладине у входа в святилище изображён бог Нила Хапи. На внешней перекладине изображён Рамзес II. На южной стене святилища изображена царица, держащая в одной руке кадильницу, а в другой – систрум и стоящая напротив Хатхор и Мут. На северной стене фараон и его жена изображены в окружении богов. На западной стене, наиболее важной части святилища, высечена богиня Хатхор в виде коровы, которая выходит из западной горы, а фараон стоит перед ней в уменьшенном виде, чтобы воспользоваться её защитой (аналогично идее аллеи Сфинксов). По обе стороны от этой резьбы стоят две колонны Хатхор, а слева изображён фараон, преподносящий богине цветы. По обе стороны от святилища находятся два небольших помещения для хранения инструментов, используемых в ритуалах храма, а также для хранения подошений.

Великий храм Абу Симбел
Мумия фараона Рамзеса II
Царица Нефертари
Великий храм Абу Симбел
Северные статуи Великого храма
Перемещение храмов Абу Симбел
Перемещение храмов Абу Симбел
Перемещение храмов Абу Симбел
Перемещение храмов Абу Симбел
Перемещение храмов Абу Симбел
Перемещение храмов Абу Симбел
Перемещение храмов Абу Симбел
Статуи Рамзеса II на фасаде Великого храма
Рамзес (слева и справа) поклоняется богу Ра-Хор-Ахти
Фасад Великого храма
Пленные враги Рамзеса II на его подножье статуй
Одна из колонн Рамзеса II в Большом гипостильном зале
Рамзес II на своей колеснице во время битвы при Кадеше
Рамзес II поклоняется и приносит жертвы Птаху
Малый Гипостильный зал
Колонны с изображением фарарона и различных божеств
4 статуи внутри Святилища (Ра-Хор-Ахти, Рамзес II, Амун-Ра, Птах)
Храмы Абу Симбел
Малый храм Абу Симбел
Перемещение храмов Абу Симбел
Фасад Малого храма
Сет и Хорус надевают двойную корону Рамзесу II
Царица в хаторической короне показыват музыкальные инструменты Хатхор
Хаторический гипостильный зал
Изображение Хатхор на колоннах
Изида и Хатхор надевают на царицу хаторическую корону (главная сцена в храме)
Изида и Хатхор надевают на царицу хаторическую корону (главная сцена в храме)
Поперечный зал
Изображение Рамзеса II поклоняющегося богам внутри Святилища
Царица Нефертари напротив богини Хатхор в обличии коровы


Другие статьи о Египте

Асуанская плотина Незавершённый обелиск Нубийская деревня Храм Филе Абу Симбел Храм Калабша Храм Ком Омбо Храм Эдфу Гебель Эль-Сильсила Храм Эсна Луксорский храм Луксорский музей Полёт на воздушном шаре Храм Хабу Долина царей Храм Хатшепсут Колоссы Мемнона Карнакский храмовый комплекс Музей мумификации Дейр эль-Медина Долина цариц Гробницы знати Дендера Абидос Саккара Большой Египетский музей в Каире Египетский музей Пирамиды Гизы и Сфинкс Цитадель Салах ад-Дина Коптский Каир Мечеть Амра Ибн аль-Аса Синагога Бен-Эзра Цитадель Кайт Бей Римский амфитеатр Столп Помпея Греко-римский музей Александрийские гробницы
Великий храм Абу Симбел
Храм расположен примерно в 280 км к югу от Асуана на западном берегу Нила. Он был построен фараоном Рамзесом II. Строительство храма началось около 1277 г. до н.э. и было завершено примерно в 1270 г. до н.э. Храм был посвящён богам Амун-Ра и Ра-Хор-Ахти. В этом храме Рамзес II был обожествлён и стал богом среди других богов (Амун-Ра, Ра-Хор-Ахти и Птах).
Место для строительства храма было выбрано не случайно – Рамзес II построил его в месте рождения своей любимой жены, прекрасной царицы Нефертари, которая была родом из Нубии. Таким образом он решил отпраздновать свой счастливый брачный союз.
Между Абу Симбел и Калабшей был построен целый ряд храмов, самыми важными из которых являются храмы в Вади эс-Себуа и Герф-Хусейн.
Рамзес II не остановился на строительстве только одного храма для себя, но и построил храм для своей жены Нефертари. Это был первый случай в истории древнеегипетской цивилизации строительства храма для царицы, не сидящей на троне и не являющейся фараоном. Но и на этом Рамзес II не остановился, и сделал свою любимую жену равной богам. В храме Нефертари была изображена размером с Хатхор, а её имя было вписано в картуш, чего раньше никогда не случалось с теми, кто не сидел на троне. На храме Нефертари Рамзес II написал прекрасную фразу, говорящую о его великой любви к жене: «Я построил храм женщине, для которой восходит солнце». Несмотря на свою великую любовь к Нефертари, у Рамзеса II были другие жёны, около 60 наложниц и более 100 сыновей и дочерей.

Рамзес II
Это был один из величайших древнеегипетских фараонов, который оставил неизгладимый след в строительстве и архитектуре. В Египте нет места, где не нашлось бы здание эпохи правления Рамзеса II, особенно стоит отменить Абидос, Карнак, Луксор, западные Фивы, Рамессеум, Нубию, и, конечно, Абу Симбел в первую очередь.
Правление Рамзеса II было долгим – он восседал на троне 66 лет. Самым важным военным событием была война против хеттов в долине Тигра и Эфрата. Там произошла знаменитая битва при Кадеше, сцены которой Рамзес II изобразил во всех своих храмах, особенно на фасаде Луксорского храма, внутри храма Абу Симбел и на некоторых колоннах Карнакского храмового комплекса. Война закончилась подписанием древнейшего в истории человечества мирного договора.

Большой храм в Абу Симбел
Храм был высечен прямо в горе и со временем его полностью засыпал песок. Первым храм обнаружил итальянский учёный Бельцони, а затем швейцарский учёный Буркхардт.

Название храма
Существует множество мнений относительно причины выбора названия Абу Симбел. Первое из них гласит, что название происходит от древнеегипетского слова «сембет», означающего «барьер». Согласно второму мнению, в этом месте росла пшеница, и оно получило своё название в честь её колосьев. Но самое распространённое мнение связано с тем, что ребёнок по имени Сембел привёл учёного Бельцони к месту нахождения храма, и его назвали в честь этого ребёнка.

Перемещение храма
Во время строительства Высокой плотины все храмы, находящиеся между плотиной и границей Египта с Суданом были затоплены. По эгидой ЮНЕСКО совместно с правительством Египта в 60-х годах XX века была проведена кампания по спасению нубийских памятников истории и архитектуры, главным из которых был Абу Симбел из-за своего размера. На спасение храма ушло 20 лет, оно было завершено в 1980 г.

Архитектурное решение Великого храма Абу Симбел
Храм состоит из фасада, Большого гипостильного зала, Преддверия и Святилища.
Фасад храма длиной 31 метр высечен в скале, перед ним возвышаются 4 статуи Рамзеса II. Египетский карниз обрамляет фасад, а над ним находится ряд из 22 бабуинов (это символ бога мудрости и меры времени Тота). Бабуин ассоциировался у древних египтян с ликованием при восходе солнца, поэтому их часто можно увидеть изображёнными у основания обелисков как приветствие восходу. В центре фасада расположен вход, увенчанный статуей Ра-Хор-Ахти с телом человека и головой сокола, предлагающего статуэтку Маат (богини справедливости). Над ним высечен солнечный диск, а по обеим сторонам от его ног находятся два знака с именем Рамзеса II.
Четыре статуи Рамзеса II в короне расположены перед фасадом храма, высота каждой статуи 22 метра. Межу ног фараона находятся небольшие статуи, изображающие некоторых членов его семьи (справа налево): Кхемвасет, Кхемун, Принц Земли и Кхемсасет. Третья статуя, Принц земли, была разрушена во время землетрясения, случившегося спустя 7 лет после официального открытия храма. Возле ног больших статуй Рамзеса II также расположены статуи членов его семьи (справа налево): его жена царица Нефертари, их дочь принцесса Меритамун, его мать царица Мут-туй, принцесса Бакетмут, принц Рамзес, принц Амун-хер-хепешеф, принцесса Бентанат, безымянная принцесса и принцесса Небеттауи. В поздние времена на левой ноге третьей статуи (Правитель Земли) была сделана надпись, представляющая историческую ценность. Она рассказывает о походе Псамтиха II, одного из фараонов 26-ой династии, против Нубии в 593 г. до н.э.
По обе стороны от основания второй (возлюбленной Амуна) и третьей (Правитель Земли) статуй изображена сцена «Союза двух земель». В этой сцене бог Нила и потопа Хапи изображён связывающим стебли папируса (символа Дельты Нила) и цветка лотоса (символа Верхнего Египта) вокруг иероглифического знака обозначающего объединение двух земель. Это символ того, что Нил объединяет две части Египта. Художник изобразил бога Хапи с мужскими и женскими чертами, чтобы указать на плодородие, которое приносит река египетской земле.
На южной стороне статуй изображена сцена бракосочетания Рамзеса II с дочерью хеттского царя. Этот политический брак стал результатом мирного договора между египтянами и хеттами, который считается самым древним (1281 г. до н.э.). В этой сцене Рамзес II сидит между двумя богами, а хеттский царь и его дочь присягают им на верность.
На западной стене между южной статуей и скалой изображён Рамзес II в короне и фриз из священных кобр над ним. Здесь же изображена сцена поклонения фарарона Амун-Ра и Ра-Хор-Ахти.

Святилище Ра-Хор-Ахти
В правой и северной частях храма находится святилище Ра-Хор-Ахти. Часть его высечена в скале, а часть надстроена. Святилище было обнаружено под песком учёным Барзанци в 1910 г. Восточная стена оформлена в виде двух башен, её дверь украшена крылатым солнечным диском и картушами фараона Рамзеса II. Внутри святилища находятся 2 алтаря – каменных саркофага. На южном алтаре расположены статуи четырёх поклоняющихся бабуинов с собачьими головами и два небольших обелиска. На северном алтаре – статуи бога Хепри в облике жука-скарабея и бога Тота в виде бабуина с собачьей головой. Всё содержимое святилища, включая статуи и бабуинов, сейчас находится в саду Нубийского музея в Асуане, а каменный саркофаг – в Египетском музее в Каире.

Большой гипостильный зал
Зал имеет приближённую к квадрату форму, его размеры примерно 16 на 17 метров. В зале находятся 8 массивных квадратных колонн, высеченных в скале, из которых выходят колоссальные осирийские статуи Рамзеса II, держащего скипетр и булаву. В северном ряду, справа от входа, фараон изображён в двойной короне, а в южном – в белой короне Юга. На потолке изображены различные сцены, символизирующие защиту фараона хищной птицей.

Южная стена
На южной стене изображены религиозные и военные сцены. Среди важных сцен можно выделить пять. Первая – это изображение фараона с кадильницей в руке стоящего перед богами с головами льва и львицы (боги войны). Вторая сцена изображает фараона стоящим перед Амун-Ра, а между ними четыре ящика с закладками фундамента, установленные по углам храма в день его основания. Третья сцена, изображающая фараона с кадильницей в одной руке, второй разбрасывающего семена ладана, стоящего перед богом Птахом, который сидит с символами стабильности и власти в руках. Четвёртая сцена, самая важная – фараон в синей воинской короне сидит посреди священного дерева жизни, а перед ним сидит бог Ра-Хор-Ахти и благословляет его, на листьях дерева написано имя Рамзеса II, а сами листья символизируют количество лет правления царя. Пятая сцена изображает фараона, держащего скипетр и кадильницу перед богом Амун-Ра, сидящим в своём святилище. Под святилищем находится кобра с белой короной Юга.
На южной стене находятся военные сцены. Первая из них изображает фараона на военной колеснице, направляющего свои стрелы на сирийскую крепость. В крепости высотой в 2 этажа находится 10 солдат, некоторые из которых ранены, а другие просят о пощаде. Перед крепостью изображён пастух, бегущий в страхе перед стрелами фараона. Фараона сопровождают трое из его сыновей, пряди волос на боку головы у каждого из них говорят об их юном возрасте. Каждого из принцев сопровождает щитоносец для защиты. Вторая сцена изображает противостояние фараона с ливийцами. Фараон на одном фрагменте закалывает одного копьём, а на другом – бьёт ливийца по голове дубиной. В третьей сцене фараон едет на своей знаменитой колеснице под названием «Победа Фив», держа в правой руке меч победы, подаренный ему богом Амун Ра. Левой рукой он управляет колесницей, рядом с которой бежит царский лев. Перед лошадьми стоит солдат, несущий царские сандалии, лук и колчан со стрелами. Перед ним находится изображение с двумя рядами африканских пленников, изображённых с толстыми губами, кучерявыми волосами, одетых в леопардовые шкуры. Руки каждого их них связаны за спиной, а на шее у каждого ряда пленников завязана верёвка, чтобы они не могли сбежать.

Стела Птаха
Расположенная между третьей и четвёртой колоннами с южной стороны, эта стела посвящена богу Птаху, богу мастерства в Древнем Египте. Стела разделена на верхнюю и нижнюю части. В верхней части изображена сцена, где Рамзес II держит головы трёх пленников перед богом Птахом, у которого также 6 пленников. Нижняя половина стелы содержит исторически значимые тексты, в которых фараон объявляет себя сыном бога Птаха. Рамзес II объясняет причину строительства храма обеспечением своего вечного существования на Земле, подобно незыблемым столпам неба. На стеле также упоминается история визита в Египет Хаттусили и его дочери Кулу-Хибы, на которой женился Рамзес II.

Малый гипостильный зал
Зал состоит из 4 квадратных колонн, украшенных статуями фараона в осирианской форме. Отличительной особенностью зала является то, что рельефы сохранили свои первоначальные цвета. Все сцены, изображённые в зале, носят религиозный характер и изображают фараона, возносящего благовония и приносящего подношения различным богам. На южной стене фараон возносит благовония богу Амун Ра. На северной стене – богу Ра-Хор-Ахти. Одна из самых великолепных сцен на южной стене изображает Рамзеса II, который держит кадильницу перед столом для жертвоприношений. Фараон возносит благовония к божественной коре Амуна Ра, которую несёт 21 человек. Передняя и задняя часть коры имеют форм голов баранов. За корой стоит царица Нефертари, держа в руках систрум (музыкальный инструмент Древнего Египта). В этой сцене царица изображена в парике и выступает в роли богини музыки Хатхор. Примечательно, что и фараон и царица босые, поскольку стоят в священной ограде бога. На северной стене изображена похожая сцена, но царица вместо парика носит корону Хатхор. Подношения совершаются богу Ра-Хор-Ахти, а передняя и задняя части юожественной коры имеют форму сокола, символизирующего Гора. Фараон предлагает цветы фиванской триаде: Амуну, Мут и Хонсу. Интересно, что фараон изображает себя сыном бога и его жены, а не их сына (Хонсу).

Зал иллюминаций
Он находится после Малого гипостильного зала. В зале изображены сцены принесения фараоном подношений различным богам, например, вина богу плодородия Мин-Амуну, молока богу Амуну, хлеба богу Атуму и цветов богу Птаху. Он также преподносит небольшую статуэтку Маат (символ истины и справедливости) богу Тоту.

Святилище
Это самая важная часть храма, священное место, доступное только фараону или первосвященнику, действующему от его имени во время ежегодных ритуалов. В центре святилища находилось каменное основание, на котором размещалась божественная кора. На этом основании находилось две коры: одна с головой барана спереди и сзади для бога Амун Ра, расположенная на южной стороне, и вторая с головой сокола спереди и сзади для бога Ра-Хор-Ахти, расположенная на северной стороне. Фараон возносил благовония этим божественным баркам с южной и северной сторон.

Слава храма Абу Симбел
На западной стене храма находятся величественные статуи, изображающие Ра-Хор-Ахти, Рамзеса II, Амун Ра и Птаха (его скульптура потеряла голову). Дважды в год, 22 октября и 22 февраля, восходящее солнце освещает лица всех этих статуй, кроме статуи Птаха (поскольку это бог мёртвых, а солнце символизирует жизнь). Это необычное явление до сих пор остаётся необъяснимым. Некоторые учёные считают, что это даты рождения и коронации Рамзеса II, а другие склоняются к тому, что это символы сезонов посадки и сбора урожая. Удивительно то, что даже после переноса храма, это явление сохранилось.

Малый храм Абу Симбел
Фараон Рамзес II построил Малый храм для своей жены, царицы Нефертари, и богини Хатхор. Малый храм царицы Нефертари находится в 100 м к северу от Большого храма, высеченного в скале, которую древние египтяне называли «чистой горой» или «северной горой». До строительства храма Нефертари местные жители приходили на поклонение к этой горе, так как верили, что там обитает дух богини Хатхор. Именно это помогло выбрать место для строительства храма. Фасад храма украшен шестью статуями, за которым следуют Гипостильный зал, Поперечный зал и небольшое святилище с двумя пристроенными камерами с обеих сторон.

Фасад Малого храма Абу Симбел
Фасад Малого храма украшен шестью монументальными статуями, четыре из которых изображают Рамзеса II, а две – царицу Нефертари. Высота каждой статуи около 13 метров. У ног статуй расположены совместные дети Рамзеса и Нефертари: возле фараона стоят 4 принца, а возле ног царицы – 2 принцессы. Ширина фасада 28 метров, а высота – около 13 метров. Над дверным проёмом на перекладине изображены сцены с фараоном в окружении богини Хатхор и царицей в окружении богини Исиды. Статуя царицы Нефертари расположена справа от входа, на северной части. Царица изображена в красивом прозрачном платье с систрумом в руках и в характерной хатхорской короне, состоящей из двух перьев между солнечными дисками.

Гипостильный зал Хаторики
Несмотря на то, что большинство сцен, изображённых в храме, посвящены религиозным ритуалам, таким как подношение цветов, вина и курение благовоний перед жертвоприношениями. Художник подчеркнул женскую красоту и утончённые формы царицы и богинь, сделав акцент на эстетической привлекательности женщин. В зале расположено 6 колонн, на каждой из которых высечен лик богини Хатхор в образе женщины с коровьими рогами и храмом на голове. На стенах колонн четыре раза изображена Нефертари и дважды - Рамзес II. На стенах зала можно увидеть 18 сцен, четыре из которых – военные сюжеты с Рамзесом, а остальные отображают фараона и царицу с различными богами. На колоннах высечены также музыкальные инструменты. Одна из самых красивых сцен на южной стене преподнесение в дар Рамзесу II богиней Хатхор ожерелья «Менат», помогающего достичь счастья. Затем изображена сцена «церемония коронации», где фараон стоит между Гором и Сети, возлагающим на голову Рамзесу двойную корону. Также есть сцена, где фараон предлагает небольшую статуэтку богини справедливости Маат богу Амун-Ра, что символизирует, что Рамзес идёт тропой правды и честности с поддержкой бога Амун-Ра.

Важные сцены с царицей на задней стене
Существует множество сцен, в которых царица выступает перед богинями Хатхор и Мут, супругой Амона, принося им подношения, например, цветы и систрумы. На северной стене, справа от входа, можно увидеть фараона, приносящего жертву богу Ра-Хор-Ахти, и царя, поклоняющегося богу Птаху, в то время как царица поклоняется богине Хатхор.

Поперечный зал
В этом заде много сцен, изображающих фараона, предлагающего вино богам Амун-Ра и Хор-Ра-Ахти. Также он приносит подношения богу Хорусу. Здесь расположены две прилегающие камеры. Над входом в южную изображён фараон, возносящий благовония Хатхор в образе коровы, плывущей в лодке. Далее изображена сцена, где фараон и его жена преподносят цветы богине деторождения и защитнице детей Таверет, изображенной в женском облике и в короне Хатхор (однако в оригинале она изображается в виде женщины с головой крокодила и хвостом бегемота, что символизировало защиту ребёнка).

Сцены в зале, посвящённом царице Нефертари
На восточной стене с южной стороны изображены сцены, где царица увенчана короной Хатхор (два пера с солнечным диском между ними) и расположена между богинями Хатхор и Исидой. Над входом во вторую комнату с северной стороны изображены сцены, где царица преподносит цветы богине Хатхор, плывущей на своей лодке по заболоченным местам Дельты. И ещё одна сцена, где царица преподносит цветы троице из Элефантины (Хнуму, Сатет и Анукет).

Святилище
Храм Хатхор намного меньше Великого храма. Это свидетельствует о том, что ритуалы проводились в Великом храме, а Малый был предназначен только для царицы и её детей, чтобы они могли приносить жертвы богам.
На перекладине у входа в святилище изображён бог Нила Хапи. На внешней перекладине изображён Рамзес II. На южной стене святилища изображена царица, держащая в одной руке кадильницу, а в другой – систрум и стоящая напротив Хатхор и Мут. На северной стене фараон и его жена изображены в окружении богов. На западной стене, наиболее важной части святилища, высечена богиня Хатхор в виде коровы, которая выходит из западной горы, а фараон стоит перед ней в уменьшенном виде, чтобы воспользоваться её защитой (аналогично идее аллеи Сфинксов). По обе стороны от этой резьбы стоят две колонны Хатхор, а слева изображён фараон, преподносящий богине цветы. По обе стороны от святилища находятся два небольших помещения для хранения инструментов, используемых в ритуалах храма, а также для хранения подошений.

Великий храм Абу Симбел
Мумия фараона Рамзеса II
Царица Нефертари
Великий храм Абу Симбел
Северные статуи Великого храма
Перемещение храмов Абу Симбел
Перемещение храмов Абу Симбел
Перемещение храмов Абу Симбел
Перемещение храмов Абу Симбел
Перемещение храмов Абу Симбел
Перемещение храмов Абу Симбел
Перемещение храмов Абу Симбел
Статуи Рамзеса II на фасаде Великого храма
Рамзес (слева и справа) поклоняется богу Ра-Хор-Ахти
Фасад Великого храма
Пленные враги Рамзеса II на его подножье статуй
Одна из колонн Рамзеса II в Большом гипостильном зале
Рамзес II на своей колеснице во время битвы при Кадеше
Рамзес II поклоняется и приносит жертвы Птаху
Малый Гипостильный зал
Колонны с изображением фарарона и различных божеств
4 статуи внутри Святилища (Ра-Хор-Ахти, Рамзес II, Амун-Ра, Птах)
Храмы Абу Симбел
Малый храм Абу Симбел
Перемещение храмов Абу Симбел
Фасад Малого храма
Сет и Хорус надевают двойную корону Рамзесу II
Царица в хаторической короне показыват музыкальные инструменты Хатхор
Хаторический гипостильный зал
Изображение Хатхор на колоннах
Изида и Хатхор надевают на царицу хаторическую корону (главная сцена в храме)
Изида и Хатхор надевают на царицу хаторическую корону (главная сцена в храме)
Поперечный зал
Изображение Рамзеса II поклоняющегося богам внутри Святилища
Царица Нефертари напротив богини Хатхор в обличии коровы


Другие статьи о Египте

Асуанская плотина Незавершённый обелиск Нубийская деревня Храм Филе Абу Симбел Храм Калабша Храм Ком Омбо Храм Эдфу Гебель Эль-Сильсила Храм Эсна Луксорский храм Луксорский музей Полёт на воздушном шаре Храм Хабу Долина царей Храм Хатшепсут Колоссы Мемнона Карнакский храмовый комплекс Музей мумификации Дейр эль-Медина Долина цариц Гробницы знати Дендера Абидос Саккара Большой Египетский музей в Каире Египетский музей Пирамиды Гизы и Сфинкс Цитадель Салах ад-Дина Коптский Каир Мечеть Амра Ибн аль-Аса Синагога Бен-Эзра Цитадель Кайт Бей Римский амфитеатр Столп Помпея Греко-римский музей Александрийские гробницы