Храм в Дендере
Город Дендера расположен в 55 километрах к северу от Луксора на западном берегу Нила. Он был столицей шестой области Верхнего Египта, известной как область крокодила. В эпоху фараонов город назывался Та Нет Ра, что означает «город богини», подразумевая богиню Хатхор. Позже город стал известен как Тентирис (греческое название), затем как Тантра (на арабском), после чего название окончательно сменилось на Дендера.
Храм Хатхор
История начала строительства храма восходит к временам правления Хуфу фараона Старого царства, затем фараонов Пепи I и Нектанебо II в 342 г.до н.э. Птолемей IX (116 г. до н.э.) начал достраивать храм, и строительство продолжалось вплоть до правления Септимия Севера в 34 г. н.э. Храм был посвящен великой богине Хатхор, её мужу Гору и их сыну Хор-Ихи (Хор-Сематави, что означает «объединитель двух земель»). Храм был обнаружен французским ученым Мариеттом.
Богиня Хатхор
Хатхор - одна из самых важных египетских богинь. Это богиня музыки, пения, красоты и материнства. Её изображают в виде прекрасной женщины с головой коровы, либо с лицом женщины и рогами коровы с солнечным диском между рогами. Её животным символом является корова. Хатхор было дано много титулов, самый важный из которых - «владелица ожерелья», потому что она изображена в ожерелье, которое обладает магической силой и приносит счастье тому, кто его носит. Хатхор считалась хранительницей западного некрополя в Фивах. Хатхор также называли «владычицей платана», поскольку платан - вечнозеленое дерево, которое живет долгое время, его сажали возле гробниц, потому что древние египтяне верили, что платан кормит недавно умерших, чтобы они могли завершить свое путешествие в загробный мир. Хатхор называли «золотой», то есть богиней золота.
Хатхор - богиня, защищающая материнство и детство. Она защищала беременных женщин и заботилась о ребёнке в первую неделю после рождения. На седьмой день после рождения её дочери (называемые семью Хатхор) приходят и играют на бубне и музыкальных инструментах, поскольку на седьмой день у новорожденного завершается формирование слуха. Этот древнеегипетский обычай дошёл до наших дней, и современные египтяне на седьмой день после рождения ребёнка устраивают праздник (сбуа).
Состав храмового комплекса в Дендере
- Главный храм и маммиси (место рождения). Их строительство началось при фарароне Нектанебо II (342-332 гг. до н.э.). Самая интересная сцена изображает Хнума, который формирует ребёнка на гончарном круге, а перед ним стоит богиня Гекат с головой лягушки.
- Церковь 5 века, украшенная мотивами, изображающими раковины моллюска (гениа).
- Храм богини Исиды и Священное озеро. Вода этого озера использовалась для ритуалов и церемоний, связанных с храмом, а также в нём находился нилометр.
- Санаторий для лечения душевно или физически больных, в котором были места для отдыха и ожидания своей очереди на соответствующее лечение.
- Ванна Клеопатры, которая связана со множеством легенд. Есть поверие, что купание в ванной бесплодной женщине поможет зачать ребенка, а незамужней – выйти замуж. Считается, что Клеопатра принимала молочные ванны (особенно любила лошадиное молоко), которые придавали телу сияние и привлекательность. Строительство храма было завершено при жизни Клеопатры и её отца, и некоторые считают, что ванна подобна тем, в которых купалась знаменитая царица в Александрии.
- Музей под открытым небом, в котором представлены экспонаты, которые были найдены не на своих местах в храме.
- Внешняя стена. Одна из самых важных сцен, изображённых на ней показывает Клеопатру VII и её сына Цезариона, приближающихся к богине. Здесь же находится уникальное изображение 24 корон Древнего Египта.
- Водостоки – резервуары для сбора дождевой воды в форме львов, защищающие внешний облик храма.
Ворота Домициана, которые были сделаны из песчаника и украшены картушами некоторых римских императоров. Эти ворота также были известны как ворота Хатхор, так как через них. На воротах изображены важные сцены. Одна из них изображает императора Домициана в египетской одежде и двойной короне стоящего перед богиней Хатхор и богом Гором, а их сын Хор-Ихи держит систрум Хатхор. Также есть изображение императора Домициана, льющего вино на землю. Есть сцена, где Исида кормит грудью Гора, а император Домициан стоит перед ней, предлагая свои подношения. Под этой сценой находится изображение Исиды в двойной короне и Домициана, предлагающего ей свой храм. Справа от ворот изображена Хатор, кормящая грудью Гора, а Домициан предлагает ей два кувшина молока. На воротах есть сцена, где император предлагает две короны Хатхор и Сехмет. Справа и слева от ворот расположены изображения божеств-хранителей, которые держат ножи, чтобы убить злых духов. Потолок ворот украшен изображением крылатого скарабея, толкающего перед собой солнечный диск, затем появляется крылатый солнечный диск, охраняемый двумя кобрами, чтобы защитить вход. Верхняя часть ворот изнутри в центре украшена изображением Хатхор, над которой виден солнечный диск между рогами коровы, а справа и слева - изображения различных божеств.
Фасад храма содержит 6 хатхорских колонн, между которыми расположены настенные занавеси. Этот архитектурный стиль был самой важной особенностью египетских храмов в эпоху Птолемеев. Хатхор изображена на всех четырех сторонах каждой из шести колонн как свидетельство ее контроля над четырьмя сторонами света и 24 часами в сутках. На занавесях изображены сцены очищения царя и жертвоприношения главному божеству. Функция занавесей заключается в том, чтобы скрыть то, что происходило внутри главного зала с колоннами.
Большой колонный зал в древнеегипетских текстах был известен как Аусхет Кха У, что означает Зал Проявления. Он состоит из 24 колонн, разделенных на 4 ряда. Зал был построен во время правления императора Тиберия. Это римский зал, потому что все упомянутые там имена относятся к римским императорам.
Потолок зала сохранил свои яркие цвета. На крышу можно подняться по лестнице, украшенной рельефами, изображающими статуи Хатхор, которые несут жрецы, и сценами празднования Нового года. Потолок разделен на несколько секций: три секции на востоке и три секции на западе, на которых изображены часы ночи, часы дня и другие астрономические сцены. Мы видим богиню неба Нут, ее тело изогнуто дугой, как будто в её руках и ногах заключена вселенная. Одежда Нут изображена в виде ряби, символизирующей первозданные воды (Нун), из которых был создан мир.
Малый зал с колоннами представляет собой небольшой зал, потолок которого поддерживают шесть составных колонн. В потолке есть отверстия, которые использовались для освещения и вентиляции. Большинство сцен, изображенных на его стенах, аналогичны тем, что были в Большом колонном зале. Есть сцена, где царь с Хорусом-Ихи сажает ивовое дерево перед Хорусом и Хатхор. Ивовое дерево считалось священным, так как оно было деревом Осириса и использовалось для затенения его гроба в мифе об Исиде и Осирисе. Его дух покоился на его ветвях, а затем превращался в феникса.
Шесть камер в Малом колонном зале использовались для хранения самых важных подношений, приносимых в храм. Справа находятся 3 камеры: первая (Камера сокровищ) использовалась для хранения серебра и драгоценных камней, вторая (Камера Нила) использовалась для хранения сосудов со священной нильской водой, вином и маслами, а третья использовалась для хранения различных твердых подношений.
На севере также находятся 3 камеры: первая (Лабораторная комната) использовалась для хранения духов и ароматических веществ, таких как ладан и благовония, вторая (Комната сбора урожая или Хранилище) использовалась для хранения сосудов с различным содержимым, третья предназначалась для различных подношений.
В зале приношений есть две лестницы, одна из которых поднимается по спирали, а другая спускается по прямой. Эти лестницы символизируют восходящую сираль подъёма сокола и его прямой спуск. Сокол ассоциировался у древних египтян с Хорусом, с которым были связаны новогодние праздники. В зале есть надписи, посвящённые празднованию Нового года. Здесь находятся подставки для подношений богам храма. В зале есть изображение фараона, возжигающего благовония и разливающего вино, празднуя Новый год, за которым следуют четыре жреца.
В западной стороне Зала жертвоприношений находится льняная камера, которая использовалась для хранения тканей и одежды, которые клали на статуи Хатхор. В этой камере есть сцены с изображением семи Хатхор, которые защищали ребенка в течение первой недели после рождения.
Зал девяти известен как зал собрания богов. Надписи в нём изображают секреты поклонения Хатхор и её функции глаза солнца, дающего жизнь и свет.
Святилище является самым чистым местом в храме. Оно всегда было тёмным, чтобы придать благоговение поклоняющимся. Оно символизирует чрево богини Нут, из которого рождается бог. Здесь находится святилище со статуей богини и её лодкой, а также её специальные инструменты.
Проход вокруг Святилища содержит 11 камер, названных последовательно:
1. Очистительная камера, посвящённая ритуалам обновления разлива реки.
2. Палата Завета (Палата драгоценностей), большинство сцен которой изображают подношения ожерелий.
3. Тронная палата (Палата Ра), содержащая сцены с изображением Гора в виде сокола.
4. Палата Нижнего Египта.
5. Камера Факела, расположенная за Святилищем, где установлен деревянный столб, увенчанный золотой головой богини Хатхор как символом существования.
6. Палата сосудов (Дом сосудов), где размещаются сосуды для ежедневного использования.
7. Палата Систрума (Палата Верхнего Египта), посвященная богу Осирису.
8. Палата Союза, важнейшей сценой которой является рождение Гора, также находящаяся в одной из крипт храма.
9. Камера бога Сокара, посвящённая деятельности Сокара в загробном мире.
10. Камера рождения.
11. Палата Воскрешения
Палата Нут (Палата Нового года) также называется Вабет (это означает чистая комната). Здесь изображена важная сцена, в которой богиня неба Нут проглатывает солнечный диск. Здесь имеется в виду не чередование ночи и дня, а скорее чередование лет. Она проглатывает год, а это значит, что один год заканчивается и начинается новый. Поэтому можно заметить присутствие Нут, означающей новый год, и богини Хатхор в прекрасном виде, как будто она принцесса и королева Нового года (это аналог запуска фейерверков в канун Нового года). Хатхор изображена в виде красивой женщины в коротком платье, а не в виде коровы. Жрецы изображены приносящими жертвы в небольшом внутреннем дворике. В сценах видно наличие процессий богов, включающих все регионы Египта, что говорит о том, что празднование охватывает все части страны. Можно сделать вывод, что празднование Нового года было известно в Египте раньше, чем во всем мире.
Обнаружение храма Дендеры МариеттомХатхор, хранительница Западного НекрополяХатхор как владычица дерева Сикаморы
Хатхор, богиня золотаизображение в Маммиси, где Хнум лепит ребёнка на гончарном кругеЭлемет коптской церкви, построенной в храме Хатхор в Дендере
Священное озероСанториум (Дом исцеления)Цезарион в двойной короне и его мать Клеопатра
Цезарион и его мать КлеопатраИзображение 24 корон Древнего ЕгиптаВодостоки (резервуары для сбора дождевой воды) в форме львов
Панорама храма ДендерыИзображение богинь, охраняющих воротаВорота Домициана
Император Домициан перед Хатхор и ХорусомИзида кормит Хоруса, а Домициан преподносит ей дарыПотолок Ворот Домициана
Фасад храма Хатхор с хаторическими колоннамиХатхор и крылатый солнечный диск на фасаде храмаКолонны с хаторическими капителями
Хаторические колонны в зале ПроявленийИмператор Неро надевает корону Нижнего ЕгиптаБоги Тот и Хорус проводят обряд очищения фараона
Богини Некбет и Ваджет коронуют фараонаФараон держит руку бога войны Монту и Атума, а Хатхор дарует фараону царствование и определяет его правлениеФараон закладывает храм, определяя его 4 угла в сопровождении Сешат и Изиды
Фараон дарит модель храма Хатхор, стоящей вместе с её мужем Хорусом и сыном Гором СематавиФараон даёт маат ХатхорПотолок храма Дендеры
Богиня НутЗодиакальный знак льваЗодиакальный знак скорпиона
Зодиакальный знак близнецовЗодиакальный знак стрельцаЗодиакальный знак козерога
Зодиакальный знак водолея (представлен богом Хапи с двумя вазами в руках)Зодиакальный знак рыбЗодиакальный знак тельца
Крылатое изображение ветровЛунные чертогиПотолок в Малом колонном зале
Фараон воскуривает благовония в честь богини ХатхорФараон закладывает первый камень храмаФараон размещает благовония над храмом перед Хатхор и Изидой
Птах представляет фараона Хатхор и ХорусуФараон предлагает ожерелье ХатхорФараон предлагает ожерелье радости менат
Фараон на коленях предлагает Хатхор перо маат перед сем лицами ХатхорФараон предлагает Хатхор едуФараон предлагает парфюмерную вазу в форме сфинкса Хатхор и Хорусу
Фараон воскуривает благовония перед ХатхорФараон предлагает букеты цветов Осирису и ИзидеИмператор Август предлагает дары Хатхор (изображение на дверях комнаты)
Восходящая лестница с изображением новогодних праздниковФараон совершает ритуал возлияния винаФараон несёт сосуды перед Изидой, сидящей на троне
Изображение семи символов ХатхорФараон предлагает дары семи ХатхорСвятилище
Изображение на стене Святилища показывает фараона в короне Верхнего и Нижнего Египта напротив Хоруса держащего скипетрФараон предлагает натроновую соль НекбетФараон предлагает Хатхор ожерелье менат
Фараон предлагает зеркало ХатхорФараон предлагает натроновую соль БутоФараон предлагает ожерелье Изиде
Фараон предлагает одежду ИзидеЗаветная комната (комната драгоценностей)Тронная комната (комната Ра)
Храм в Дендере
Город Дендера расположен в 55 километрах к северу от Луксора на западном берегу Нила. Он был столицей шестой области Верхнего Египта, известной как область крокодила. В эпоху фараонов город назывался Та Нет Ра, что означает «город богини», подразумевая богиню Хатхор. Позже город стал известен как Тентирис (греческое название), затем как Тантра (на арабском), после чего название окончательно сменилось на Дендера.
Храм Хатхор
История начала строительства храма восходит к временам правления Хуфу фараона Старого царства, затем фараонов Пепи I и Нектанебо II в 342 г.до н.э. Птолемей IX (116 г. до н.э.) начал достраивать храм, и строительство продолжалось вплоть до правления Септимия Севера в 34 г. н.э. Храм был посвящен великой богине Хатхор, её мужу Гору и их сыну Хор-Ихи (Хор-Сематави, что означает «объединитель двух земель»). Храм был обнаружен французским ученым Мариеттом.
Богиня Хатхор
Хатхор - одна из самых важных египетских богинь. Это богиня музыки, пения, красоты и материнства. Её изображают в виде прекрасной женщины с головой коровы, либо с лицом женщины и рогами коровы с солнечным диском между рогами. Её животным символом является корова. Хатхор было дано много титулов, самый важный из которых - «владелица ожерелья», потому что она изображена в ожерелье, которое обладает магической силой и приносит счастье тому, кто его носит. Хатхор считалась хранительницей западного некрополя в Фивах. Хатхор также называли «владычицей платана», поскольку платан - вечнозеленое дерево, которое живет долгое время, его сажали возле гробниц, потому что древние египтяне верили, что платан кормит недавно умерших, чтобы они могли завершить свое путешествие в загробный мир. Хатхор называли «золотой», то есть богиней золота.
Хатхор - богиня, защищающая материнство и детство. Она защищала беременных женщин и заботилась о ребёнке в первую неделю после рождения. На седьмой день после рождения её дочери (называемые семью Хатхор) приходят и играют на бубне и музыкальных инструментах, поскольку на седьмой день у новорожденного завершается формирование слуха. Этот древнеегипетский обычай дошёл до наших дней, и современные египтяне на седьмой день после рождения ребёнка устраивают праздник (сбуа).
Состав храмового комплекса в Дендере
- Главный храм и маммиси (место рождения). Их строительство началось при фарароне Нектанебо II (342-332 гг. до н.э.). Самая интересная сцена изображает Хнума, который формирует ребёнка на гончарном круге, а перед ним стоит богиня Гекат с головой лягушки.
- Церковь 5 века, украшенная мотивами, изображающими раковины моллюска (гениа).
- Храм богини Исиды и Священное озеро. Вода этого озера использовалась для ритуалов и церемоний, связанных с храмом, а также в нём находился нилометр.
- Санаторий для лечения душевно или физически больных, в котором были места для отдыха и ожидания своей очереди на соответствующее лечение.
- Ванна Клеопатры, которая связана со множеством легенд. Есть поверие, что купание в ванной бесплодной женщине поможет зачать ребенка, а незамужней – выйти замуж. Считается, что Клеопатра принимала молочные ванны (особенно любила лошадиное молоко), которые придавали телу сияние и привлекательность. Строительство храма было завершено при жизни Клеопатры и её отца, и некоторые считают, что ванна подобна тем, в которых купалась знаменитая царица в Александрии.
- Музей под открытым небом, в котором представлены экспонаты, которые были найдены не на своих местах в храме.
- Внешняя стена. Одна из самых важных сцен, изображённых на ней показывает Клеопатру VII и её сына Цезариона, приближающихся к богине. Здесь же находится уникальное изображение 24 корон Древнего Египта.
- Водостоки – резервуары для сбора дождевой воды в форме львов, защищающие внешний облик храма.
Ворота Домициана, которые были сделаны из песчаника и украшены картушами некоторых римских императоров. Эти ворота также были известны как ворота Хатхор, так как через них. На воротах изображены важные сцены. Одна из них изображает императора Домициана в египетской одежде и двойной короне стоящего перед богиней Хатхор и богом Гором, а их сын Хор-Ихи держит систрум Хатхор. Также есть изображение императора Домициана, льющего вино на землю. Есть сцена, где Исида кормит грудью Гора, а император Домициан стоит перед ней, предлагая свои подношения. Под этой сценой находится изображение Исиды в двойной короне и Домициана, предлагающего ей свой храм. Справа от ворот изображена Хатор, кормящая грудью Гора, а Домициан предлагает ей два кувшина молока. На воротах есть сцена, где император предлагает две короны Хатхор и Сехмет. Справа и слева от ворот расположены изображения божеств-хранителей, которые держат ножи, чтобы убить злых духов. Потолок ворот украшен изображением крылатого скарабея, толкающего перед собой солнечный диск, затем появляется крылатый солнечный диск, охраняемый двумя кобрами, чтобы защитить вход. Верхняя часть ворот изнутри в центре украшена изображением Хатхор, над которой виден солнечный диск между рогами коровы, а справа и слева - изображения различных божеств.
Фасад храма содержит 6 хатхорских колонн, между которыми расположены настенные занавеси. Этот архитектурный стиль был самой важной особенностью египетских храмов в эпоху Птолемеев. Хатхор изображена на всех четырех сторонах каждой из шести колонн как свидетельство ее контроля над четырьмя сторонами света и 24 часами в сутках. На занавесях изображены сцены очищения царя и жертвоприношения главному божеству. Функция занавесей заключается в том, чтобы скрыть то, что происходило внутри главного зала с колоннами.
Большой колонный зал в древнеегипетских текстах был известен как Аусхет Кха У, что означает Зал Проявления. Он состоит из 24 колонн, разделенных на 4 ряда. Зал был построен во время правления императора Тиберия. Это римский зал, потому что все упомянутые там имена относятся к римским императорам.
Потолок зала сохранил свои яркие цвета. На крышу можно подняться по лестнице, украшенной рельефами, изображающими статуи Хатхор, которые несут жрецы, и сценами празднования Нового года. Потолок разделен на несколько секций: три секции на востоке и три секции на западе, на которых изображены часы ночи, часы дня и другие астрономические сцены. Мы видим богиню неба Нут, ее тело изогнуто дугой, как будто в её руках и ногах заключена вселенная. Одежда Нут изображена в виде ряби, символизирующей первозданные воды (Нун), из которых был создан мир.
Малый зал с колоннами представляет собой небольшой зал, потолок которого поддерживают шесть составных колонн. В потолке есть отверстия, которые использовались для освещения и вентиляции. Большинство сцен, изображенных на его стенах, аналогичны тем, что были в Большом колонном зале. Есть сцена, где царь с Хорусом-Ихи сажает ивовое дерево перед Хорусом и Хатхор. Ивовое дерево считалось священным, так как оно было деревом Осириса и использовалось для затенения его гроба в мифе об Исиде и Осирисе. Его дух покоился на его ветвях, а затем превращался в феникса.
Шесть камер в Малом колонном зале использовались для хранения самых важных подношений, приносимых в храм. Справа находятся 3 камеры: первая (Камера сокровищ) использовалась для хранения серебра и драгоценных камней, вторая (Камера Нила) использовалась для хранения сосудов со священной нильской водой, вином и маслами, а третья использовалась для хранения различных твердых подношений.
На севере также находятся 3 камеры: первая (Лабораторная комната) использовалась для хранения духов и ароматических веществ, таких как ладан и благовония, вторая (Комната сбора урожая или Хранилище) использовалась для хранения сосудов с различным содержимым, третья предназначалась для различных подношений.
В зале приношений есть две лестницы, одна из которых поднимается по спирали, а другая спускается по прямой. Эти лестницы символизируют восходящую сираль подъёма сокола и его прямой спуск. Сокол ассоциировался у древних египтян с Хорусом, с которым были связаны новогодние праздники. В зале есть надписи, посвящённые празднованию Нового года. Здесь находятся подставки для подношений богам храма. В зале есть изображение фараона, возжигающего благовония и разливающего вино, празднуя Новый год, за которым следуют четыре жреца.
В западной стороне Зала жертвоприношений находится льняная камера, которая использовалась для хранения тканей и одежды, которые клали на статуи Хатхор. В этой камере есть сцены с изображением семи Хатхор, которые защищали ребенка в течение первой недели после рождения.
Зал девяти известен как зал собрания богов. Надписи в нём изображают секреты поклонения Хатхор и её функции глаза солнца, дающего жизнь и свет.
Святилище является самым чистым местом в храме. Оно всегда было тёмным, чтобы придать благоговение поклоняющимся. Оно символизирует чрево богини Нут, из которого рождается бог. Здесь находится святилище со статуей богини и её лодкой, а также её специальные инструменты.
Проход вокруг Святилища содержит 11 камер, названных последовательно:
1. Очистительная камера, посвящённая ритуалам обновления разлива реки.
2. Палата Завета (Палата драгоценностей), большинство сцен которой изображают подношения ожерелий.
3. Тронная палата (Палата Ра), содержащая сцены с изображением Гора в виде сокола.
4. Палата Нижнего Египта.
5. Камера Факела, расположенная за Святилищем, где установлен деревянный столб, увенчанный золотой головой богини Хатхор как символом существования.
6. Палата сосудов (Дом сосудов), где размещаются сосуды для ежедневного использования.
7. Палата Систрума (Палата Верхнего Египта), посвященная богу Осирису.
8. Палата Союза, важнейшей сценой которой является рождение Гора, также находящаяся в одной из крипт храма.
9. Камера бога Сокара, посвящённая деятельности Сокара в загробном мире.
10. Камера рождения.
11. Палата Воскрешения
Палата Нут (Палата Нового года) также называется Вабет (это означает чистая комната). Здесь изображена важная сцена, в которой богиня неба Нут проглатывает солнечный диск. Здесь имеется в виду не чередование ночи и дня, а скорее чередование лет. Она проглатывает год, а это значит, что один год заканчивается и начинается новый. Поэтому можно заметить присутствие Нут, означающей новый год, и богини Хатхор в прекрасном виде, как будто она принцесса и королева Нового года (это аналог запуска фейерверков в канун Нового года). Хатхор изображена в виде красивой женщины в коротком платье, а не в виде коровы. Жрецы изображены приносящими жертвы в небольшом внутреннем дворике. В сценах видно наличие процессий богов, включающих все регионы Египта, что говорит о том, что празднование охватывает все части страны. Можно сделать вывод, что празднование Нового года было известно в Египте раньше, чем во всем мире.
Обнаружение храма Дендеры МариеттомХатхор, хранительница Западного НекрополяХатхор как владычица дерева Сикаморы
Хатхор, богиня золотаизображение в Маммиси, где Хнум лепит ребёнка на гончарном кругеЭлемет коптской церкви, построенной в храме Хатхор в Дендере
Священное озероСанториум (Дом исцеления)Цезарион в двойной короне и его мать Клеопатра
Цезарион и его мать КлеопатраИзображение 24 корон Древнего ЕгиптаВодостоки (резервуары для сбора дождевой воды) в форме львов
Панорама храма ДендерыИзображение богинь, охраняющих воротаВорота Домициана
Император Домициан перед Хатхор и ХорусомИзида кормит Хоруса, а Домициан преподносит ей дарыПотолок Ворот Домициана
Фасад храма Хатхор с хаторическими колоннамиХатхор и крылатый солнечный диск на фасаде храмаКолонны с хаторическими капителями
Хаторические колонны в зале ПроявленийИмператор Неро надевает корону Нижнего ЕгиптаБоги Тот и Хорус проводят обряд очищения фараона
Богини Некбет и Ваджет коронуют фараонаФараон держит руку бога войны Монту и Атума, а Хатхор дарует фараону царствование и определяет его правлениеФараон закладывает храм, определяя его 4 угла в сопровождении Сешат и Изиды
Фараон дарит модель храма Хатхор, стоящей вместе с её мужем Хорусом и сыном Гором СематавиФараон даёт маат ХатхорПотолок храма Дендеры
Богиня НутЗодиакальный знак льваЗодиакальный знак скорпиона
Зодиакальный знак близнецовЗодиакальный знак стрельцаЗодиакальный знак козерога
Зодиакальный знак водолея (представлен богом Хапи с двумя вазами в руках)Зодиакальный знак рыбЗодиакальный знак тельца
Крылатое изображение ветровЛунные чертогиПотолок в Малом колонном зале
Фараон воскуривает благовония в честь богини ХатхорФараон закладывает первый камень храмаФараон размещает благовония над храмом перед Хатхор и Изидой
Птах представляет фараона Хатхор и ХорусуФараон предлагает ожерелье ХатхорФараон предлагает ожерелье радости менат
Фараон на коленях предлагает Хатхор перо маат перед сем лицами ХатхорФараон предлагает Хатхор едуФараон предлагает парфюмерную вазу в форме сфинкса Хатхор и Хорусу
Фараон воскуривает благовония перед ХатхорФараон предлагает букеты цветов Осирису и ИзидеИмператор Август предлагает дары Хатхор (изображение на дверях комнаты)
Восходящая лестница с изображением новогодних праздниковФараон совершает ритуал возлияния винаФараон несёт сосуды перед Изидой, сидящей на троне
Изображение семи символов ХатхорФараон предлагает дары семи ХатхорСвятилище
Изображение на стене Святилища показывает фараона в короне Верхнего и Нижнего Египта напротив Хоруса держащего скипетрФараон предлагает натроновую соль НекбетФараон предлагает Хатхор ожерелье менат
Фараон предлагает зеркало ХатхорФараон предлагает натроновую соль БутоФараон предлагает ожерелье Изиде
Фараон предлагает одежду ИзидеЗаветная комната (комната драгоценностей)Тронная комната (комната Ра)
Храм в Дендере
Город Дендера расположен в 55 километрах к северу от Луксора на западном берегу Нила. Он был столицей шестой области Верхнего Египта, известной как область крокодила. В эпоху фараонов город назывался Та Нет Ра, что означает «город богини», подразумевая богиню Хатхор. Позже город стал известен как Тентирис (греческое название), затем как Тантра (на арабском), после чего название окончательно сменилось на Дендера.
Храм Хатхор
История начала строительства храма восходит к временам правления Хуфу фараона Старого царства, затем фараонов Пепи I и Нектанебо II в 342 г.до н.э. Птолемей IX (116 г. до н.э.) начал достраивать храм, и строительство продолжалось вплоть до правления Септимия Севера в 34 г. н.э. Храм был посвящен великой богине Хатхор, её мужу Гору и их сыну Хор-Ихи (Хор-Сематави, что означает «объединитель двух земель»). Храм был обнаружен французским ученым Мариеттом.
Богиня Хатхор
Хатхор - одна из самых важных египетских богинь. Это богиня музыки, пения, красоты и материнства. Её изображают в виде прекрасной женщины с головой коровы, либо с лицом женщины и рогами коровы с солнечным диском между рогами. Её животным символом является корова. Хатхор было дано много титулов, самый важный из которых - «владелица ожерелья», потому что она изображена в ожерелье, которое обладает магической силой и приносит счастье тому, кто его носит. Хатхор считалась хранительницей западного некрополя в Фивах. Хатхор также называли «владычицей платана», поскольку платан - вечнозеленое дерево, которое живет долгое время, его сажали возле гробниц, потому что древние египтяне верили, что платан кормит недавно умерших, чтобы они могли завершить свое путешествие в загробный мир. Хатхор называли «золотой», то есть богиней золота.
Хатхор - богиня, защищающая материнство и детство. Она защищала беременных женщин и заботилась о ребёнке в первую неделю после рождения. На седьмой день после рождения её дочери (называемые семью Хатхор) приходят и играют на бубне и музыкальных инструментах, поскольку на седьмой день у новорожденного завершается формирование слуха. Этот древнеегипетский обычай дошёл до наших дней, и современные египтяне на седьмой день после рождения ребёнка устраивают праздник (сбуа).
Состав храмового комплекса в Дендере
- Главный храм и маммиси (место рождения). Их строительство началось при фарароне Нектанебо II (342-332 гг. до н.э.). Самая интересная сцена изображает Хнума, который формирует ребёнка на гончарном круге, а перед ним стоит богиня Гекат с головой лягушки.
- Церковь 5 века, украшенная мотивами, изображающими раковины моллюска (гениа).
- Храм богини Исиды и Священное озеро. Вода этого озера использовалась для ритуалов и церемоний, связанных с храмом, а также в нём находился нилометр.
- Санаторий для лечения душевно или физически больных, в котором были места для отдыха и ожидания своей очереди на соответствующее лечение.
- Ванна Клеопатры, которая связана со множеством легенд. Есть поверие, что купание в ванной бесплодной женщине поможет зачать ребенка, а незамужней – выйти замуж. Считается, что Клеопатра принимала молочные ванны (особенно любила лошадиное молоко), которые придавали телу сияние и привлекательность. Строительство храма было завершено при жизни Клеопатры и её отца, и некоторые считают, что ванна подобна тем, в которых купалась знаменитая царица в Александрии.
- Музей под открытым небом, в котором представлены экспонаты, которые были найдены не на своих местах в храме.
- Внешняя стена. Одна из самых важных сцен, изображённых на ней показывает Клеопатру VII и её сына Цезариона, приближающихся к богине. Здесь же находится уникальное изображение 24 корон Древнего Египта.
- Водостоки – резервуары для сбора дождевой воды в форме львов, защищающие внешний облик храма.
Ворота Домициана, которые были сделаны из песчаника и украшены картушами некоторых римских императоров. Эти ворота также были известны как ворота Хатхор, так как через них. На воротах изображены важные сцены. Одна из них изображает императора Домициана в египетской одежде и двойной короне стоящего перед богиней Хатхор и богом Гором, а их сын Хор-Ихи держит систрум Хатхор. Также есть изображение императора Домициана, льющего вино на землю. Есть сцена, где Исида кормит грудью Гора, а император Домициан стоит перед ней, предлагая свои подношения. Под этой сценой находится изображение Исиды в двойной короне и Домициана, предлагающего ей свой храм. Справа от ворот изображена Хатор, кормящая грудью Гора, а Домициан предлагает ей два кувшина молока. На воротах есть сцена, где император предлагает две короны Хатхор и Сехмет. Справа и слева от ворот расположены изображения божеств-хранителей, которые держат ножи, чтобы убить злых духов. Потолок ворот украшен изображением крылатого скарабея, толкающего перед собой солнечный диск, затем появляется крылатый солнечный диск, охраняемый двумя кобрами, чтобы защитить вход. Верхняя часть ворот изнутри в центре украшена изображением Хатхор, над которой виден солнечный диск между рогами коровы, а справа и слева - изображения различных божеств.
Фасад храма содержит 6 хатхорских колонн, между которыми расположены настенные занавеси. Этот архитектурный стиль был самой важной особенностью египетских храмов в эпоху Птолемеев. Хатхор изображена на всех четырех сторонах каждой из шести колонн как свидетельство ее контроля над четырьмя сторонами света и 24 часами в сутках. На занавесях изображены сцены очищения царя и жертвоприношения главному божеству. Функция занавесей заключается в том, чтобы скрыть то, что происходило внутри главного зала с колоннами.
Большой колонный зал в древнеегипетских текстах был известен как Аусхет Кха У, что означает Зал Проявления. Он состоит из 24 колонн, разделенных на 4 ряда. Зал был построен во время правления императора Тиберия. Это римский зал, потому что все упомянутые там имена относятся к римским императорам.
Потолок зала сохранил свои яркие цвета. На крышу можно подняться по лестнице, украшенной рельефами, изображающими статуи Хатхор, которые несут жрецы, и сценами празднования Нового года. Потолок разделен на несколько секций: три секции на востоке и три секции на западе, на которых изображены часы ночи, часы дня и другие астрономические сцены. Мы видим богиню неба Нут, ее тело изогнуто дугой, как будто в её руках и ногах заключена вселенная. Одежда Нут изображена в виде ряби, символизирующей первозданные воды (Нун), из которых был создан мир.
Малый зал с колоннами представляет собой небольшой зал, потолок которого поддерживают шесть составных колонн. В потолке есть отверстия, которые использовались для освещения и вентиляции. Большинство сцен, изображенных на его стенах, аналогичны тем, что были в Большом колонном зале. Есть сцена, где царь с Хорусом-Ихи сажает ивовое дерево перед Хорусом и Хатхор. Ивовое дерево считалось священным, так как оно было деревом Осириса и использовалось для затенения его гроба в мифе об Исиде и Осирисе. Его дух покоился на его ветвях, а затем превращался в феникса.
Шесть камер в Малом колонном зале использовались для хранения самых важных подношений, приносимых в храм. Справа находятся 3 камеры: первая (Камера сокровищ) использовалась для хранения серебра и драгоценных камней, вторая (Камера Нила) использовалась для хранения сосудов со священной нильской водой, вином и маслами, а третья использовалась для хранения различных твердых подношений.
На севере также находятся 3 камеры: первая (Лабораторная комната) использовалась для хранения духов и ароматических веществ, таких как ладан и благовония, вторая (Комната сбора урожая или Хранилище) использовалась для хранения сосудов с различным содержимым, третья предназначалась для различных подношений.
В зале приношений есть две лестницы, одна из которых поднимается по спирали, а другая спускается по прямой. Эти лестницы символизируют восходящую сираль подъёма сокола и его прямой спуск. Сокол ассоциировался у древних египтян с Хорусом, с которым были связаны новогодние праздники. В зале есть надписи, посвящённые празднованию Нового года. Здесь находятся подставки для подношений богам храма. В зале есть изображение фараона, возжигающего благовония и разливающего вино, празднуя Новый год, за которым следуют четыре жреца.
В западной стороне Зала жертвоприношений находится льняная камера, которая использовалась для хранения тканей и одежды, которые клали на статуи Хатхор. В этой камере есть сцены с изображением семи Хатхор, которые защищали ребенка в течение первой недели после рождения.
Зал девяти известен как зал собрания богов. Надписи в нём изображают секреты поклонения Хатхор и её функции глаза солнца, дающего жизнь и свет.
Святилище является самым чистым местом в храме. Оно всегда было тёмным, чтобы придать благоговение поклоняющимся. Оно символизирует чрево богини Нут, из которого рождается бог. Здесь находится святилище со статуей богини и её лодкой, а также её специальные инструменты.
Проход вокруг Святилища содержит 11 камер, названных последовательно:
1. Очистительная камера, посвящённая ритуалам обновления разлива реки.
2. Палата Завета (Палата драгоценностей), большинство сцен которой изображают подношения ожерелий.
3. Тронная палата (Палата Ра), содержащая сцены с изображением Гора в виде сокола.
4. Палата Нижнего Египта.
5. Камера Факела, расположенная за Святилищем, где установлен деревянный столб, увенчанный золотой головой богини Хатхор как символом существования.
6. Палата сосудов (Дом сосудов), где размещаются сосуды для ежедневного использования.
7. Палата Систрума (Палата Верхнего Египта), посвященная богу Осирису.
8. Палата Союза, важнейшей сценой которой является рождение Гора, также находящаяся в одной из крипт храма.
9. Камера бога Сокара, посвящённая деятельности Сокара в загробном мире.
10. Камера рождения.
11. Палата Воскрешения
Палата Нут (Палата Нового года) также называется Вабет (это означает чистая комната). Здесь изображена важная сцена, в которой богиня неба Нут проглатывает солнечный диск. Здесь имеется в виду не чередование ночи и дня, а скорее чередование лет. Она проглатывает год, а это значит, что один год заканчивается и начинается новый. Поэтому можно заметить присутствие Нут, означающей новый год, и богини Хатхор в прекрасном виде, как будто она принцесса и королева Нового года (это аналог запуска фейерверков в канун Нового года). Хатхор изображена в виде красивой женщины в коротком платье, а не в виде коровы. Жрецы изображены приносящими жертвы в небольшом внутреннем дворике. В сценах видно наличие процессий богов, включающих все регионы Египта, что говорит о том, что празднование охватывает все части страны. Можно сделать вывод, что празднование Нового года было известно в Египте раньше, чем во всем мире.
Обнаружение храма Дендеры МариеттомХатхор, хранительница Западного НекрополяХатхор как владычица дерева Сикаморы
Хатхор, богиня золотаизображение в Маммиси, где Хнум лепит ребёнка на гончарном кругеЭлемет коптской церкви, построенной в храме Хатхор в Дендере
Священное озероСанториум (Дом исцеления)Цезарион в двойной короне и его мать Клеопатра
Цезарион и его мать КлеопатраИзображение 24 корон Древнего ЕгиптаВодостоки (резервуары для сбора дождевой воды) в форме львов
Панорама храма ДендерыИзображение богинь, охраняющих воротаВорота Домициана
Император Домициан перед Хатхор и ХорусомИзида кормит Хоруса, а Домициан преподносит ей дарыПотолок Ворот Домициана
Фасад храма Хатхор с хаторическими колоннамиХатхор и крылатый солнечный диск на фасаде храмаКолонны с хаторическими капителями
Хаторические колонны в зале ПроявленийИмператор Неро надевает корону Нижнего ЕгиптаБоги Тот и Хорус проводят обряд очищения фараона
Богини Некбет и Ваджет коронуют фараонаФараон держит руку бога войны Монту и Атума, а Хатхор дарует фараону царствование и определяет его правлениеФараон закладывает храм, определяя его 4 угла в сопровождении Сешат и Изиды
Фараон дарит модель храма Хатхор, стоящей вместе с её мужем Хорусом и сыном Гором СематавиФараон даёт маат ХатхорПотолок храма Дендеры
Богиня НутЗодиакальный знак льваЗодиакальный знак скорпиона
Зодиакальный знак близнецовЗодиакальный знак стрельцаЗодиакальный знак козерога
Зодиакальный знак водолея (представлен богом Хапи с двумя вазами в руках)Зодиакальный знак рыбЗодиакальный знак тельца
Крылатое изображение ветровЛунные чертогиПотолок в Малом колонном зале
Фараон воскуривает благовония в честь богини ХатхорФараон закладывает первый камень храмаФараон размещает благовония над храмом перед Хатхор и Изидой
Птах представляет фараона Хатхор и ХорусуФараон предлагает ожерелье ХатхорФараон предлагает ожерелье радости менат
Фараон на коленях предлагает Хатхор перо маат перед сем лицами ХатхорФараон предлагает Хатхор едуФараон предлагает парфюмерную вазу в форме сфинкса Хатхор и Хорусу
Фараон воскуривает благовония перед ХатхорФараон предлагает букеты цветов Осирису и ИзидеИмператор Август предлагает дары Хатхор (изображение на дверях комнаты)
Восходящая лестница с изображением новогодних праздниковФараон совершает ритуал возлияния винаФараон несёт сосуды перед Изидой, сидящей на троне
Изображение семи символов ХатхорФараон предлагает дары семи ХатхорСвятилище
Изображение на стене Святилища показывает фараона в короне Верхнего и Нижнего Египта напротив Хоруса держащего скипетрФараон предлагает натроновую соль НекбетФараон предлагает Хатхор ожерелье менат
Фараон предлагает зеркало ХатхорФараон предлагает натроновую соль БутоФараон предлагает ожерелье Изиде
Фараон предлагает одежду ИзидеЗаветная комната (комната драгоценностей)Тронная комната (комната Ра)