Nile Sea Travel Agency. Карнакский храмовый комплекс
Nile Sea Travel Agency
Nile Sea Travel Agency
Круизы по Нилу, Дахабия.
Экскурсии в Египте.
Высокие стандарты качества.
Бронирование онлайн
X


Вас интересуют:


Круизы   Экскурсии


Даю согласие на обработку персональных данных*


Наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время


Свяжитесь с нами

СТАТЬИ О ЕГИПТЕ

Карнакский храмовый комплекс

Карнакский храмовый комплекс
В древнем мире нет ничего более великого, чем Карнакские храмы, которые были построены на площади около 250 000 квадратных метров. Он считается огромным архитектурным музеем, включающим в себя множество стилей архитектуры и искусства. Здесь находится великий храм Амун-Ра, а также другие храмы, такие как храм его сына Хонсу, расположенный на юге, на севере - храм Птаха, а на востоке - храм Атона. Внутри храма Амун-Ра находится храм Рамсеса III. Также в северном дворе, помимо жилищ жрецов, находится гипостильный зал Хатшепсут из гранита и храм Сенусрета I.

Название
Древние египтяне называли храм Ипет-сут, что означает «священная земля», затем он стал называться Пер-Амун, что означает «дом бога Амуна». Что касается названия Карнак, то это арабское название, означающее «укрепленная деревня».

История строительства Карнакских храмов
После победы в войне с гиксосами Ахмосе I решил построить на месте, где сейчас находится Карнак, святилище для бога Амуна. Затем Аменхотеп I задумал возвести в этом месте храм в том виде, в котором мы видим его сейчас. Им предшествовал царь Среднего царства Сенусрет I, построивший прекрасное святилище под названием Белая капелла, которое сейчас находится во внешнем северном дворе Карнакского храма. Строительство в Карнаке продолжалось более тысячи лет, начиная с эпохи Нового царства и заканчивая римской эпохой.

Карнакская триада
Карнак был посвящен богу Амун-Ра, его жене Мут и их сыну Хонсу. Амун-Ра - бог Фив, его имя означает «скрытый», и он изображается в виде мужчины с двумя перьями справедливости на голове и солнечным диском между ними, а его животная форма - это баран, который является символом плодородия у древних египтян. Его жена Мут означает имя матери, а ее главный храм - храм Луксора, который был известен как дом брака между Амун-Ра и Мут. Сын Хонсу - бог луны. Древние египтяне верили, что Нил - муж, а египетская земля – жена. Они также верили, что боги женятся, как люди, и поэтому ежегодно устраивали фестиваль Опет, когда статуя бога Амуна отправлялась с большой процессией в храм его жены (храм Луксора), проходя через Нил. Затем в лодки с богами помещаются в дом брака, и устраивается праздник: богатые люди приносят жертвы богам, а бедные едят из этих подношений. Празднования также продолжаются внутри храма. В конце празднования статуя Амун-Ра возвращается обратно в свой храм по аллее Сфинксов, построенной между храмами Карнака и Луксора.

Богатство Амун-Ра
Амун-Ра считается самым богатым из египетских богов, потому что египетская империя Нового царства охватывала большую часть древнего мира. Поэтому ее богатство достигло небывалого уровня для любой империи в мире до настоящего времени. Например, у Амуна было более 50 кораблей с позолоченными носами и более 200 статуй из чистого золота. Ему были посвящены целые деревни вокруг его храмов, составляющие более миллиона гектаров земли. В результате в его храмах работало более 80 000 человек, которые занимались земледелием, скотоводством и обслуживанием храмов.

Карнакский тайник
В период с 1903 по 1911 год француз Легран начал раскопки в Карнакском храме и обнаружил в Гипостильном зале тайник, известный как Карнакский. В нём находилось 20 000 предметов (17 000 небольших статуэток и около 700 раскрашенных рельефов). Тайник был обнаружен на глубине 10 метров под слоем ила. Большая часть этих артефактов была передана в Египетский музей в Тахрире.

Большой храм Амун-Ра
Древние египтяне соединяли свои храмы с Нилом. Как уже упоминалось, существовала божественная брачная процессия (фестиваль Опет), когда статуя бога Амуна отправлялась из Карнакского храма в Луксорский, где его ожидала жена, богиня Мут. Эта набережная была специально построена для процессии бога Амуна. Жрецы несли лодки бога Амуна на своих плечах от храма до причала. Между пристанью и Нилом находился канал. В центре набережной находилось квадратное основание для священной лодки, а также два обелиска из красного песчаника, которые украшали набережную. Они были воздвигнуты царем Сети II из XX династии. Сохранился только один обелиск, высотой около 2 метров и основанием около 75 см. От другого обелиска осталось только основание.

Аллея Сфинксов
Длина аллеи Сфинксов возле Карнакского храма составляет 52 метра, а ширина - 13 метров. Это дорожка с двумя рядами сфинксов с головой барана и телом льва. Баран - символ бога Амун-Ра, символизирующее плодородие и жизненную силу. Тело статуи в виде льва олицетворяет силу и защиту. Эта аллея была построена в эпоху царя Рамзеса II, который поместил под сфинксами небольшую статую самого себя, чтобы быть под защитой бога Амун-Ра. Эта аллея простиралась до второго пилона до строительства фасада храма. Поэтому между набережной и первым пилоном можно видеть группу статуй, насчитывающую по 20 статуй с каждой стороны. После ворот и первого пилона расположено 33 статуи на южной стороне и 19 на северной. Между статуями и храмом находились бассейны для посадки деревьев, орошаемые гончарными сосудами, которые несли воду из колодца, вырытого за юго-восточным концом сфинксов.

Первый пилон
Считается самым большим пилоном во всем Египте, его длина составляет 113 метров, высота - 45 метров, а толщина - 15 метров. Он относится к периоду правления Нектанебо I из 30-й династии. Пилон украшали четыре штандарта, по одному на каждом крыле пилона. Лестница на северном крыле вела на вершину пилона, а на восточной стороне южного крыла находились грязевые пандусы, которые использовались для транспортировки камней для строительства.

Первый двор (Зал фестивалей)
Это единственное место, куда разрешалось входить всем людям. Он следует за первым пилоном, его площадь - 80 метров на 100 метров. Это самый большой двор в египетской архитектуре. Он был построен в эпоху 22-й династии во время правления Шошенка I. По обеим сторонам двора был возведен один ряд массивных колонн с капителями в виде бутонов папируса.

Часовни Сети II
Три часовни из известняка расположены с северной стороны от входа на первый пилон. Они предназначались для отдыха священных лодок. Центральная камера - для священной лодки Амуна-Ра, западная камера слева от входа - для лодки богини Мут, восточная камера справа от входа - для лодки Хонсу. Сети II называл эти часовни «великим храмом на миллионы лет» На стенах можно увидеть множество сцен, наиболее важные и которых показывают как фараон предлагает статуэтку Маат в качестве подношения вместе с жиром и цветами священным лодкам Амуна, Мут и Хонсу, а также сцены, изображающие фараона Сети II с различными божествами. В часовнях есть ниши, специально предназначенные для статуй триады богов и одна, посвященная самому Сети II.

Пилон Тахарки
Пилон был построен Тахаркой, одним из фараонов 25-й династии, в центре открытого двора. Возможно, фараон перенес аллею Сфинксов из середины храма в стороны, чтобы построить пилон для себя. Здание состоит из 12 колонн в форме цветка папируса, соединенных короткой стеной, называемой экраном, построенной в эпоху Птолемеев. Все колонны рухнули, кроме одной, которая является второй по высоте колонной в Египте. Фараоны Псамтик II и Птолемей IV начертали на этих колоннах свои имена. В центре первого двора находятся два каменных основания. Считается, что одно из них служило царским столом для посетителей храма. Во время торжеств фараон и вельможи приносили на нём подношения Карнакскому храму. Жрецы готовили подношений еду, которой кормили всех желающих из посетителей храма. Бедняки брали с основания еду для своих жён и детей, находящихся дома. Другая основа служила для размещения лодки бога Амуна во время праздников, чтобы люди могли её видеть.

Храм Рамзеса III
Храм расположен к югу от первого двора, справа от входа. Он считается божественным храмом, посвященным упокоению священных лодок фиванской триады в эпоху Рамсеса III. Храм длиной 52 метра состоит из нескольких частей.
Перед пилоном находится пандус с двумя статуями фараона из песчаника. На открытом дворе расположены 2 ряда колонн по 8 с каждой стороны, и перед каждой колонной находится статуя царя в осирийской форме. Потолок Гипостильного зала поддерживают 4 колонны с капителями в форме бутонов папируса. Святилище состоит из трех святилищ: центрального - для лодки Амуна, правого - для Хонсу и левого - для Мут.
На пилоне храма можно увидеть изображение фараона со жрецом, закалывающего пленников перед Амуном, который вручает ему три ряда земель, захваченных царем. Эта сцена изображена уникальным образом: каждый город представлен человеком, выходящим из картуша с названием завоеванного города. На задней стене пилона - изображение фараона в его различных отношениях с Амуном, который дает фараону знак праздника сед. Сцена, изображающая шествие священной триады, с фараоном, возглавляющим жрецов, которые несут священную процессию триады. Сцена, изображающая шествие бога Мин, бога плодородия, с фараоном, возносящим благовония статуе Мин-Амуна. Фараон изображён в с различными богами. Сцены очищения, воскурения благовоний, совершения подношений и других религиозных ритуалов.

Бубастийские ворота
Ворота расположены к востоку от храма Рамсеса III непосредственно перед вторым пилоном, они названы в честь фараона Бубастиса. На воротах начертаны сцены жертвоприношений фиванской триаде. Есть двойная сцена, изображающая Такелота II и его сына Осоркона, верховного жреца Амуна Ра, где Осоркон преподносит статуэтку Маат Амуну-Ра с левой стороны, а с правой стороны подношение совершает Такелот II. В другой двойной сцене Осоркон, верховный жрец Амуна, преподносит хлеб с левой стороны Амуну-Ра, почитаемому в Карнаке, а с правой стороны преподносит хлеб Ра-Хор-Ахти, рядом с текстом о победе фараона Шошенка и подавлении врагов.

Статуи Рамсеса II перед вторым пилоном
Перед вторым пилоном стоят две статуи фараона Рамзеса II. Самая известная статуя слева, изображающая фараона в осирийском облике, держащего царские знаки отличия (посох и молот), а у его ног стоит небольшая статуя его дочери Бент-Анат, названной в честь сирийской богини Анат. Также возможно, это имя было дано в честь мирного договора, который фараон подписал после битвы при Кадеше (на этой статуе было написано имя жреца Панджема из XXI династии, и поэтому ее иногда называют статуей Панджема). Статуя справа находится в естественной позе (левая нога выставлена вперед), как бы в состоянии движения.

Второй пилон
Строительство пилона начато Хор-Мохебом и завершено Рамзесом I. Рамзес II и Птолемей VIII добавили свои имена на пилон. Он был поврежден, когда французский инженер Легран пытался очистить храм в 1885 году и открыл шлюзы, в результате чего паводковые воды разрушили многие здания в Карнаке, а главное - второй пилон и часть колонн большого Гипостильного зала. Однако это разрушение имело и положительный аспект, поскольку были обнаружены камни талатата, которые Ахенатен использовал для строительства своего храма в Карнаке. После окончания притеснения древнеегипетской веры Хор-Мохеб разобрал свои постройки и использовал их в качестве наполнителя для возведения второго пилона

Большой гипостильный зал
Самой важной частью Карнакского храма является Большой гипостильный зал. Шампольон говорил, что если разобрать камни Гипостильного зала, то можно построить стену вокруг всего Парижа высотой в один метр, что говорит о его огромных размерах.
В Гипостильном зале снимались многие международные и египетские фильмы, в частности, часть фильма «Убийство в Восточном экспрессе», основанного на рассказе знаменитой английской писательницы Агаты Кристи. Знаменитый египетский актер Омар Шариф также снимал здесь свой первый египетский фильм под названием «Борьба в долине».
Зал состоит из 134 колонн из песчаника, расположенных в 16 рядов. Два главных ряда (12 колонн) имеют капители в форме раскрытого цветка папируса, построенные царем Аменхотепом III. Остальные колонны (122 колонны в 14 рядах), по 7 рядов с каждой стороны, имеют форму закрытого цветка папируса, они были построены царем Сети I и его сыном Рамсесом II.
Освещение в Большом гипостильном зале осуществляется через окна, расположенные над третьим и четвертым рядами (начало рядов закрытых папирусных колонн). Открытый двор доступен для широкой публики, а Гипостильный зал - это место, куда заходят только жрецы, несущие священную лодку богов и выносящие её, чтобы поставить в Открытом дворе. Поэтому освещение и вентиляция в Гипостильном зале осуществляются через окна сверху, так как они освещают только путь, по которому проходит процессия богов в центре зала между 12 колоннами. Самые важные надписи на стенах зала в северной половине принадлежат царю Сети I, а в южной - Рамзесу II. Другие фараоны, такие как Рамзес III и VI, также добавили свои имена на колонны зала.

Самые важные сцены в Гипостильном зале:
На северной стене: Сети I, стоящий на коленях под священным деревом, и бог Тот, пишущий свое имя на его листьях. Эта сцена считается самой красивой в истории египетской скульптуры. Царь Сети I сидит внутри дерева, а бог Тот пишет его имя на листьях дерева, что означает, что царь получает новый год своего правления и будет править долгие годы. Сцены сражений Сети I с азиатами. Сцена подношения царем Сети I цветов богу Ра-Хор-Ахти. Сцена изображения лодок бога Амуна с носами в форме барана (эти лодки не входят в воду, а помещаются на другую лодку, которая помещается в воду).
На южной стене: сцены войн фараона Рамзеса II против сирийцев и азиатов, в частности, битву при Кадеше. Фараон Рамзес II на своей боевой колеснице пускает стрелы во врагов, затем изображены три ряда пленников, связанных веревкой. В одной из сцен враги в страхе падают ниц перед фараоном. В другой сцене фараон и его солдаты штурмуют чужую крепость. Затем следуют сцены возвращения фараона с победой, когда его встречают музыканты с музыкой в честь победы. Затем сцена, как Рамзес приносит пленников в жертву богу Амуну в честь великой победы. Надпись поэтического текста о битве при Кадеше, «Поэма Пентаура». Рамсес II записал свое имя на северном и южном входах.

Обелиски Карнакского храма
Между Большим гипостильным залом и обелисками находились здания третьего пилона, который был возведен Аменхотепом III, но в настоящее время полностью разрушен. Обелиски расположены в четвертом и пятом пилонах. Обелиски всегда были символом бога солнца Ра, благодаря своей пирамидальной вершине, которая всегда была украшена золотыми и бронзовыми пластинами, которые сияли и днём, и ночью. К тому же стелы были высокими и за счёт этого показывали издалека расположение храма.

Обелиск Тутмоса I
Фараон Тутмос I возвёл четвертый пилон. До наших дней дошёл только один обелиск Тутмоса I, высотой 19,5 м и весом 143 тонны. На нем три ряда средних иероглифов принадлежат Тхутмосу I, а оставшиеся два ряда - Рамзесу IV. На основании изображены сцены, изображающие Рамзеса II. Перед этим пилоном также стояли два обелиска Тхутмоса III, один из которых сейчас находится в Стамбуле перед мечетью Султан Ахмед, а другой - в Нью-Йорке.

Обелиск Хатшепсут
Фараон Тутмос I также возвел пятый пилон, где его дочь, царица Хатшепсут, установила два обелиска из розового гранита. Один из обелисков до сих пор стоит в Карнакском храме, его высота составляет 29,5 м, вес - 323 тонны, а высота основания - 2 м 65 см. На нём высечена история возведения обелисков, причина их возведения и время создания. Второй обелиск упал во время землетрясения, целой осталась только его верхняя часть, которая была установлена в 2023 г. рядом со скарабеем и священным озером.
Интересно, что во время правления фараона Тутмоса III, фараон хотел спрятать обелиски ненавистной ему Хатшепсут и построил вокруг них стену. Со временем стена рухнула, а обелиски остались, сохранив их практически в первозданном виде, поскольку верх обелисков покрыт слоем электрума, смеси золота и бронзы.

Первый зал анналов
Тхутмос I возвел зал как часть шестого пилона. Перед ним стоят две колонны из розового гранита, одна в форме папируса, а другая - в форме лотоса. Здесь же установлены две статуи Тутанхамона.

Святилище
Тутмос III возвел второй зал летописей, а в его центре - Святилище (существующее сегодня святилище было возведено Филиппом Арридеем, сводным братом Александра Македонского). Это камера из розового гранита с основанием посередине, на котором стоит священная лодка Амуна.
На правой стене Святилища расположены сцены коронации фараона и его представления богу, сцены священной процессии бога Амуна и сцены жертвоприношений. Потолок Святилища частично разрушен, его нетронутую часть украшает изображение неба.

Двор Среднего царства
За Святилищем находится большой открытый двор эпохи Среднего царства. Считается, что это самое древнее место в храме, но, к сожалению, полностью разрушенное. За двором находился обелиск Тутмоса IV, который является единственным обелиском в истории египетской цивилизации, найденным стоящим в одиночку (все обелиски в Древнем Египте строились парами, символизируя север и юг). Высота обелиска составляет 46,5 м, это самый высокий обелиск в истории. Сейчас он установлен в Риме.

Зал торжеств (Ах Мену)
Зал торжеств был построен фараоном Тутмосом III, величайшим царем Египта. Архитектура зала вдохновлена формой палатки, используемой во время войн. Тутмос III возглавил 17 военных кампаний и успешно расширил границы Египетской империи до южной Турции на востоке и центральной Африки на юге. Гипостильный зал Ах Мену состоит из 22 колонн, в которых архитектор попытался имитировать форму царского шатра во время войн. Колонна здесь похожа на колышек, вбитый сверху вниз, а капитель напоминает перевернутую корону.
Южная и северная камеры зала торжеств предназначались для хранения храмовых припасов. Самая важная камера расположена на юго-западной стороне, в 1842 году здесь был найден Карнакский список (Скрижаль предков). Сейчас она хранится в музее Лувра в Париже. Это табличка, написанная в эпоху Тутмоса III, на которой перечислены имена всех фараонов, правивших до него. Она считается одним из источников изучения истории Древнего Египта.

Восточные палаты
В центре находится Святилище, а к северу от него - зал с четырьмя колоннами, известный как Ботанический сад. Это был первый ботанический и зоологический сад в мире. Фараон Тутмос III привез из своих походов, особенно в Сирию и Азию, группу животных и растений, которые не встречались в то время в Египте (удода, некоторые виды гусей и некоторые растения, такие как гранат и баклажаны). Это говорит о мудрости царя и о том, что он опережал свое время, как в военных походах, так и в политических делах. Он считается императором древней эпохи за тысячи лет до Александра Македонского и Наполеона.

Палаты жрецов
Рядом со священным озером сохранились остатки жилищ жрецов, которые сейчас находятся на месте, где расположены сиденья, установленные для звукового и светового шоу. Эти руины расположены на восточной стороне озера, и недавно археологи обнаружили в них множество глиняных изделий, символов, оттисков печатей и монет, относящихся к периоду правления Шошенка I из 22-й династии, а также глиняные сосуды 26-й династии. Также были найдены серебряные слитки и серебряная монета северогреческого происхождения, относящаяся к 27-й династии.

Восточные ворота
Фараон Тутмос III начал строить восточный храм, а затем царь Рамсес II добавил к нему ворота с восточной стороны, названные Воротами Амуна. Считается, что Амун прислушивается к молитвам и просьбам приклоняющихся возле ворот.

Священное озеро
Священное озеро часто устраивали во всех египетских храмах, поскольку оно олицетворяет собой первозданную воду, Нун. В Священном озере очищались фараоны, жрецы и даже статуи богов. Озеро соединялос с Нилом подземными каналами. Одно из чудес священного озера в Карнаке заключается в том, что вода остаётся свежей и обновляется, несмотря на тысячи лет. Озеро было вырыто Тутмосом III и имеет 80 метров в длину и 40 метров в ширину.

Мемориальный скарабей Аменхотепа III
Для древних египтян скарабей был символом солнца и обновления. Его благословляли как символ обновления жизни и возвращения молодости. Поэтому фараоны использовали его форму в королевских печатях, а люди - в амулетах и ожерельях. Знаменитый скарабей находился за статуями Мемнона в храме Аменхотепа III на западном берегу и позже был перенесён в Карнакский храм и установлен рядом со Священным озером. Считается, что семикратный обход вокруг скарабея исполняет желания. Если женщина бесплодна, она забеременеет, а если она хочет родить мальчика или девочку, то так и будет.

Остатки обелиска Хатшепсут
Южный обелиск царицы Хатшепсут в Карнакском храме упал и разбился на части. Его уцелевшая верхняя часть лежала рядом со Священным озером до 2023 г., затем его собрали и установили рядом со Священным озером. Высота оставшегося обелиска 11 метров.

Карнакский храмовый комплекс
Фиванская триада: Амун, его жена Мут и сын Хонсу
Позолоченная статуя Амун-Ра
Раскопки в Карнакском храме
Артефакты, найденные в Карнакском храме
Карнакский храм
Обелиск Сети I
Изображение Сети II с указанием его титулов
Аллея сфинксов
Места для высадки деревьев перед храмом
Аллея сфинксов
Аллея сфинксов перед Карнакским храмом
Остатки насыпи для транспортировки камней
Первый двор с колоннами и сфинксами
Часовни Сети II
Место для размещения статуй внути часовен Сети II
Колонны Тахарки
Вход в храм Рамзеса III
Храм Рамзеса III
Открытый двор со статуями Рамзеса II
Бубастийские ворота
Статуя Рамзеса II
Центральный проход в Гипостильном зале
Окна для освещения в Гипостильном зале
Изображение лодки Амун-Ра
Бог Тот записывает на дереве вечности имя Сети I
Обелиски в Карнакском храме
Обелиск Тутмоса I
Обелиск Хатшепсут из розового гранита
Колонна Тутмоса III из розового гранита
Колонна из розового гранита в форме листьев папируса
Две статуи Тутанхамона
Вход в Святилище
Фасад Святилища
Изображения внутри Святилища
Потолок Святилища с недостающими частями
Пьедестал для священной лодки
Пьедестал для священной лодки
Двор Среднего Царства
Обелиск Тутмоса IV в Риме
Зал Торжеств (Ах Мену)
Зал Торжеств (Ах Мену)
Зал Торжеств (Ах Мену)
Зал Торжеств (Ах Мену)
Копия Карнакского генеалогического древа (оригинал находится в Лувре)
Зал с четырьмя колоннами
Изображение ботанического сада
Изображение ботанического сада
Изображение ботанического сада
Изображение ботанического сада
Изображение ботанического сада
Изображение ботанического сада
Изображение ботанического сада
Комнаты жрецов вокруг Священного озера
Статуи Осириса вокруг Священного озера
Статуи Осириса вокруг Священного озера
Изображения на стене вокруг храма и Священного озера
Священное озеро
Священное озеро
Статуя скарабея
Статуя скарабея
Упавший обелиск Хатшепсут








Свяжитесь с нами

СТАТЬИ О ЕГИПТЕ

Карнакский храмовый комплекс

Карнакский храмовый комплекс
В древнем мире нет ничего более великого, чем Карнакские храмы, которые были построены на площади около 250 000 квадратных метров. Он считается огромным архитектурным музеем, включающим в себя множество стилей архитектуры и искусства. Здесь находится великий храм Амун-Ра, а также другие храмы, такие как храм его сына Хонсу, расположенный на юге, на севере - храм Птаха, а на востоке - храм Атона. Внутри храма Амун-Ра находится храм Рамсеса III. Также в северном дворе, помимо жилищ жрецов, находится гипостильный зал Хатшепсут из гранита и храм Сенусрета I.

Название
Древние египтяне называли храм Ипет-сут, что означает «священная земля», затем он стал называться Пер-Амун, что означает «дом бога Амуна». Что касается названия Карнак, то это арабское название, означающее «укрепленная деревня».

История строительства Карнакских храмов
После победы в войне с гиксосами Ахмосе I решил построить на месте, где сейчас находится Карнак, святилище для бога Амуна. Затем Аменхотеп I задумал возвести в этом месте храм в том виде, в котором мы видим его сейчас. Им предшествовал царь Среднего царства Сенусрет I, построивший прекрасное святилище под названием Белая капелла, которое сейчас находится во внешнем северном дворе Карнакского храма. Строительство в Карнаке продолжалось более тысячи лет, начиная с эпохи Нового царства и заканчивая римской эпохой.

Карнакская триада
Карнак был посвящен богу Амун-Ра, его жене Мут и их сыну Хонсу. Амун-Ра - бог Фив, его имя означает «скрытый», и он изображается в виде мужчины с двумя перьями справедливости на голове и солнечным диском между ними, а его животная форма - это баран, который является символом плодородия у древних египтян. Его жена Мут означает имя матери, а ее главный храм - храм Луксора, который был известен как дом брака между Амун-Ра и Мут. Сын Хонсу - бог луны. Древние египтяне верили, что Нил - муж, а египетская земля – жена. Они также верили, что боги женятся, как люди, и поэтому ежегодно устраивали фестиваль Опет, когда статуя бога Амуна отправлялась с большой процессией в храм его жены (храм Луксора), проходя через Нил. Затем в лодки с богами помещаются в дом брака, и устраивается праздник: богатые люди приносят жертвы богам, а бедные едят из этих подношений. Празднования также продолжаются внутри храма. В конце празднования статуя Амун-Ра возвращается обратно в свой храм по аллее Сфинксов, построенной между храмами Карнака и Луксора.

Богатство Амун-Ра
Амун-Ра считается самым богатым из египетских богов, потому что египетская империя Нового царства охватывала большую часть древнего мира. Поэтому ее богатство достигло небывалого уровня для любой империи в мире до настоящего времени. Например, у Амуна было более 50 кораблей с позолоченными носами и более 200 статуй из чистого золота. Ему были посвящены целые деревни вокруг его храмов, составляющие более миллиона гектаров земли. В результате в его храмах работало более 80 000 человек, которые занимались земледелием, скотоводством и обслуживанием храмов.

Карнакский тайник
В период с 1903 по 1911 год француз Легран начал раскопки в Карнакском храме и обнаружил в Гипостильном зале тайник, известный как Карнакский. В нём находилось 20 000 предметов (17 000 небольших статуэток и около 700 раскрашенных рельефов). Тайник был обнаружен на глубине 10 метров под слоем ила. Большая часть этих артефактов была передана в Египетский музей в Тахрире.

Большой храм Амун-Ра
Древние египтяне соединяли свои храмы с Нилом. Как уже упоминалось, существовала божественная брачная процессия (фестиваль Опет), когда статуя бога Амуна отправлялась из Карнакского храма в Луксорский, где его ожидала жена, богиня Мут. Эта набережная была специально построена для процессии бога Амуна. Жрецы несли лодки бога Амуна на своих плечах от храма до причала. Между пристанью и Нилом находился канал. В центре набережной находилось квадратное основание для священной лодки, а также два обелиска из красного песчаника, которые украшали набережную. Они были воздвигнуты царем Сети II из XX династии. Сохранился только один обелиск, высотой около 2 метров и основанием около 75 см. От другого обелиска осталось только основание.

Аллея Сфинксов
Длина аллеи Сфинксов возле Карнакского храма составляет 52 метра, а ширина - 13 метров. Это дорожка с двумя рядами сфинксов с головой барана и телом льва. Баран - символ бога Амун-Ра, символизирующее плодородие и жизненную силу. Тело статуи в виде льва олицетворяет силу и защиту. Эта аллея была построена в эпоху царя Рамзеса II, который поместил под сфинксами небольшую статую самого себя, чтобы быть под защитой бога Амун-Ра. Эта аллея простиралась до второго пилона до строительства фасада храма. Поэтому между набережной и первым пилоном можно видеть группу статуй, насчитывающую по 20 статуй с каждой стороны. После ворот и первого пилона расположено 33 статуи на южной стороне и 19 на северной. Между статуями и храмом находились бассейны для посадки деревьев, орошаемые гончарными сосудами, которые несли воду из колодца, вырытого за юго-восточным концом сфинксов.

Первый пилон
Считается самым большим пилоном во всем Египте, его длина составляет 113 метров, высота - 45 метров, а толщина - 15 метров. Он относится к периоду правления Нектанебо I из 30-й династии. Пилон украшали четыре штандарта, по одному на каждом крыле пилона. Лестница на северном крыле вела на вершину пилона, а на восточной стороне южного крыла находились грязевые пандусы, которые использовались для транспортировки камней для строительства.

Первый двор (Зал фестивалей)
Это единственное место, куда разрешалось входить всем людям. Он следует за первым пилоном, его площадь - 80 метров на 100 метров. Это самый большой двор в египетской архитектуре. Он был построен в эпоху 22-й династии во время правления Шошенка I. По обеим сторонам двора был возведен один ряд массивных колонн с капителями в виде бутонов папируса.

Часовни Сети II
Три часовни из известняка расположены с северной стороны от входа на первый пилон. Они предназначались для отдыха священных лодок. Центральная камера - для священной лодки Амуна-Ра, западная камера слева от входа - для лодки богини Мут, восточная камера справа от входа - для лодки Хонсу. Сети II называл эти часовни «великим храмом на миллионы лет» На стенах можно увидеть множество сцен, наиболее важные и которых показывают как фараон предлагает статуэтку Маат в качестве подношения вместе с жиром и цветами священным лодкам Амуна, Мут и Хонсу, а также сцены, изображающие фараона Сети II с различными божествами. В часовнях есть ниши, специально предназначенные для статуй триады богов и одна, посвященная самому Сети II.

Пилон Тахарки
Пилон был построен Тахаркой, одним из фараонов 25-й династии, в центре открытого двора. Возможно, фараон перенес аллею Сфинксов из середины храма в стороны, чтобы построить пилон для себя. Здание состоит из 12 колонн в форме цветка папируса, соединенных короткой стеной, называемой экраном, построенной в эпоху Птолемеев. Все колонны рухнули, кроме одной, которая является второй по высоте колонной в Египте. Фараоны Псамтик II и Птолемей IV начертали на этих колоннах свои имена. В центре первого двора находятся два каменных основания. Считается, что одно из них служило царским столом для посетителей храма. Во время торжеств фараон и вельможи приносили на нём подношения Карнакскому храму. Жрецы готовили подношений еду, которой кормили всех желающих из посетителей храма. Бедняки брали с основания еду для своих жён и детей, находящихся дома. Другая основа служила для размещения лодки бога Амуна во время праздников, чтобы люди могли её видеть.

Храм Рамзеса III
Храм расположен к югу от первого двора, справа от входа. Он считается божественным храмом, посвященным упокоению священных лодок фиванской триады в эпоху Рамсеса III. Храм длиной 52 метра состоит из нескольких частей.
Перед пилоном находится пандус с двумя статуями фараона из песчаника. На открытом дворе расположены 2 ряда колонн по 8 с каждой стороны, и перед каждой колонной находится статуя царя в осирийской форме. Потолок Гипостильного зала поддерживают 4 колонны с капителями в форме бутонов папируса. Святилище состоит из трех святилищ: центрального - для лодки Амуна, правого - для Хонсу и левого - для Мут.
На пилоне храма можно увидеть изображение фараона со жрецом, закалывающего пленников перед Амуном, который вручает ему три ряда земель, захваченных царем. Эта сцена изображена уникальным образом: каждый город представлен человеком, выходящим из картуша с названием завоеванного города. На задней стене пилона - изображение фараона в его различных отношениях с Амуном, который дает фараону знак праздника сед. Сцена, изображающая шествие священной триады, с фараоном, возглавляющим жрецов, которые несут священную процессию триады. Сцена, изображающая шествие бога Мин, бога плодородия, с фараоном, возносящим благовония статуе Мин-Амуна. Фараон изображён в с различными богами. Сцены очищения, воскурения благовоний, совершения подношений и других религиозных ритуалов.

Бубастийские ворота
Ворота расположены к востоку от храма Рамсеса III непосредственно перед вторым пилоном, они названы в честь фараона Бубастиса. На воротах начертаны сцены жертвоприношений фиванской триаде. Есть двойная сцена, изображающая Такелота II и его сына Осоркона, верховного жреца Амуна Ра, где Осоркон преподносит статуэтку Маат Амуну-Ра с левой стороны, а с правой стороны подношение совершает Такелот II. В другой двойной сцене Осоркон, верховный жрец Амуна, преподносит хлеб с левой стороны Амуну-Ра, почитаемому в Карнаке, а с правой стороны преподносит хлеб Ра-Хор-Ахти, рядом с текстом о победе фараона Шошенка и подавлении врагов.

Статуи Рамсеса II перед вторым пилоном
Перед вторым пилоном стоят две статуи фараона Рамзеса II. Самая известная статуя слева, изображающая фараона в осирийском облике, держащего царские знаки отличия (посох и молот), а у его ног стоит небольшая статуя его дочери Бент-Анат, названной в честь сирийской богини Анат. Также возможно, это имя было дано в честь мирного договора, который фараон подписал после битвы при Кадеше (на этой статуе было написано имя жреца Панджема из XXI династии, и поэтому ее иногда называют статуей Панджема). Статуя справа находится в естественной позе (левая нога выставлена вперед), как бы в состоянии движения.

Второй пилон
Строительство пилона начато Хор-Мохебом и завершено Рамзесом I. Рамзес II и Птолемей VIII добавили свои имена на пилон. Он был поврежден, когда французский инженер Легран пытался очистить храм в 1885 году и открыл шлюзы, в результате чего паводковые воды разрушили многие здания в Карнаке, а главное - второй пилон и часть колонн большого Гипостильного зала. Однако это разрушение имело и положительный аспект, поскольку были обнаружены камни талатата, которые Ахенатен использовал для строительства своего храма в Карнаке. После окончания притеснения древнеегипетской веры Хор-Мохеб разобрал свои постройки и использовал их в качестве наполнителя для возведения второго пилона

Большой гипостильный зал
Самой важной частью Карнакского храма является Большой гипостильный зал. Шампольон говорил, что если разобрать камни Гипостильного зала, то можно построить стену вокруг всего Парижа высотой в один метр, что говорит о его огромных размерах.
В Гипостильном зале снимались многие международные и египетские фильмы, в частности, часть фильма «Убийство в Восточном экспрессе», основанного на рассказе знаменитой английской писательницы Агаты Кристи. Знаменитый египетский актер Омар Шариф также снимал здесь свой первый египетский фильм под названием «Борьба в долине».
Зал состоит из 134 колонн из песчаника, расположенных в 16 рядов. Два главных ряда (12 колонн) имеют капители в форме раскрытого цветка папируса, построенные царем Аменхотепом III. Остальные колонны (122 колонны в 14 рядах), по 7 рядов с каждой стороны, имеют форму закрытого цветка папируса, они были построены царем Сети I и его сыном Рамсесом II.
Освещение в Большом гипостильном зале осуществляется через окна, расположенные над третьим и четвертым рядами (начало рядов закрытых папирусных колонн). Открытый двор доступен для широкой публики, а Гипостильный зал - это место, куда заходят только жрецы, несущие священную лодку богов и выносящие её, чтобы поставить в Открытом дворе. Поэтому освещение и вентиляция в Гипостильном зале осуществляются через окна сверху, так как они освещают только путь, по которому проходит процессия богов в центре зала между 12 колоннами. Самые важные надписи на стенах зала в северной половине принадлежат царю Сети I, а в южной - Рамзесу II. Другие фараоны, такие как Рамзес III и VI, также добавили свои имена на колонны зала.

Самые важные сцены в Гипостильном зале:
На северной стене: Сети I, стоящий на коленях под священным деревом, и бог Тот, пишущий свое имя на его листьях. Эта сцена считается самой красивой в истории египетской скульптуры. Царь Сети I сидит внутри дерева, а бог Тот пишет его имя на листьях дерева, что означает, что царь получает новый год своего правления и будет править долгие годы. Сцены сражений Сети I с азиатами. Сцена подношения царем Сети I цветов богу Ра-Хор-Ахти. Сцена изображения лодок бога Амуна с носами в форме барана (эти лодки не входят в воду, а помещаются на другую лодку, которая помещается в воду).
На южной стене: сцены войн фараона Рамзеса II против сирийцев и азиатов, в частности, битву при Кадеше. Фараон Рамзес II на своей боевой колеснице пускает стрелы во врагов, затем изображены три ряда пленников, связанных веревкой. В одной из сцен враги в страхе падают ниц перед фараоном. В другой сцене фараон и его солдаты штурмуют чужую крепость. Затем следуют сцены возвращения фараона с победой, когда его встречают музыканты с музыкой в честь победы. Затем сцена, как Рамзес приносит пленников в жертву богу Амуну в честь великой победы. Надпись поэтического текста о битве при Кадеше, «Поэма Пентаура». Рамсес II записал свое имя на северном и южном входах.

Обелиски Карнакского храма
Между Большим гипостильным залом и обелисками находились здания третьего пилона, который был возведен Аменхотепом III, но в настоящее время полностью разрушен. Обелиски расположены в четвертом и пятом пилонах. Обелиски всегда были символом бога солнца Ра, благодаря своей пирамидальной вершине, которая всегда была украшена золотыми и бронзовыми пластинами, которые сияли и днём, и ночью. К тому же стелы были высокими и за счёт этого показывали издалека расположение храма.

Обелиск Тутмоса I
Фараон Тутмос I возвёл четвертый пилон. До наших дней дошёл только один обелиск Тутмоса I, высотой 19,5 м и весом 143 тонны. На нем три ряда средних иероглифов принадлежат Тхутмосу I, а оставшиеся два ряда - Рамзесу IV. На основании изображены сцены, изображающие Рамзеса II. Перед этим пилоном также стояли два обелиска Тхутмоса III, один из которых сейчас находится в Стамбуле перед мечетью Султан Ахмед, а другой - в Нью-Йорке.

Обелиск Хатшепсут
Фараон Тутмос I также возвел пятый пилон, где его дочь, царица Хатшепсут, установила два обелиска из розового гранита. Один из обелисков до сих пор стоит в Карнакском храме, его высота составляет 29,5 м, вес - 323 тонны, а высота основания - 2 м 65 см. На нём высечена история возведения обелисков, причина их возведения и время создания. Второй обелиск упал во время землетрясения, целой осталась только его верхняя часть, которая была установлена в 2023 г. рядом со скарабеем и священным озером.
Интересно, что во время правления фараона Тутмоса III, фараон хотел спрятать обелиски ненавистной ему Хатшепсут и построил вокруг них стену. Со временем стена рухнула, а обелиски остались, сохранив их практически в первозданном виде, поскольку верх обелисков покрыт слоем электрума, смеси золота и бронзы.

Первый зал анналов
Тхутмос I возвел зал как часть шестого пилона. Перед ним стоят две колонны из розового гранита, одна в форме папируса, а другая - в форме лотоса. Здесь же установлены две статуи Тутанхамона.

Святилище
Тутмос III возвел второй зал летописей, а в его центре - Святилище (существующее сегодня святилище было возведено Филиппом Арридеем, сводным братом Александра Македонского). Это камера из розового гранита с основанием посередине, на котором стоит священная лодка Амуна.
На правой стене Святилища расположены сцены коронации фараона и его представления богу, сцены священной процессии бога Амуна и сцены жертвоприношений. Потолок Святилища частично разрушен, его нетронутую часть украшает изображение неба.

Двор Среднего царства
За Святилищем находится большой открытый двор эпохи Среднего царства. Считается, что это самое древнее место в храме, но, к сожалению, полностью разрушенное. За двором находился обелиск Тутмоса IV, который является единственным обелиском в истории египетской цивилизации, найденным стоящим в одиночку (все обелиски в Древнем Египте строились парами, символизируя север и юг). Высота обелиска составляет 46,5 м, это самый высокий обелиск в истории. Сейчас он установлен в Риме.

Зал торжеств (Ах Мену)
Зал торжеств был построен фараоном Тутмосом III, величайшим царем Египта. Архитектура зала вдохновлена формой палатки, используемой во время войн. Тутмос III возглавил 17 военных кампаний и успешно расширил границы Египетской империи до южной Турции на востоке и центральной Африки на юге. Гипостильный зал Ах Мену состоит из 22 колонн, в которых архитектор попытался имитировать форму царского шатра во время войн. Колонна здесь похожа на колышек, вбитый сверху вниз, а капитель напоминает перевернутую корону.
Южная и северная камеры зала торжеств предназначались для хранения храмовых припасов. Самая важная камера расположена на юго-западной стороне, в 1842 году здесь был найден Карнакский список (Скрижаль предков). Сейчас она хранится в музее Лувра в Париже. Это табличка, написанная в эпоху Тутмоса III, на которой перечислены имена всех фараонов, правивших до него. Она считается одним из источников изучения истории Древнего Египта.

Восточные палаты
В центре находится Святилище, а к северу от него - зал с четырьмя колоннами, известный как Ботанический сад. Это был первый ботанический и зоологический сад в мире. Фараон Тутмос III привез из своих походов, особенно в Сирию и Азию, группу животных и растений, которые не встречались в то время в Египте (удода, некоторые виды гусей и некоторые растения, такие как гранат и баклажаны). Это говорит о мудрости царя и о том, что он опережал свое время, как в военных походах, так и в политических делах. Он считается императором древней эпохи за тысячи лет до Александра Македонского и Наполеона.

Палаты жрецов
Рядом со священным озером сохранились остатки жилищ жрецов, которые сейчас находятся на месте, где расположены сиденья, установленные для звукового и светового шоу. Эти руины расположены на восточной стороне озера, и недавно археологи обнаружили в них множество глиняных изделий, символов, оттисков печатей и монет, относящихся к периоду правления Шошенка I из 22-й династии, а также глиняные сосуды 26-й династии. Также были найдены серебряные слитки и серебряная монета северогреческого происхождения, относящаяся к 27-й династии.

Восточные ворота
Фараон Тутмос III начал строить восточный храм, а затем царь Рамсес II добавил к нему ворота с восточной стороны, названные Воротами Амуна. Считается, что Амун прислушивается к молитвам и просьбам приклоняющихся возле ворот.

Священное озеро
Священное озеро часто устраивали во всех египетских храмах, поскольку оно олицетворяет собой первозданную воду, Нун. В Священном озере очищались фараоны, жрецы и даже статуи богов. Озеро соединялос с Нилом подземными каналами. Одно из чудес священного озера в Карнаке заключается в том, что вода остаётся свежей и обновляется, несмотря на тысячи лет. Озеро было вырыто Тутмосом III и имеет 80 метров в длину и 40 метров в ширину.

Мемориальный скарабей Аменхотепа III
Для древних египтян скарабей был символом солнца и обновления. Его благословляли как символ обновления жизни и возвращения молодости. Поэтому фараоны использовали его форму в королевских печатях, а люди - в амулетах и ожерельях. Знаменитый скарабей находился за статуями Мемнона в храме Аменхотепа III на западном берегу и позже был перенесён в Карнакский храм и установлен рядом со Священным озером. Считается, что семикратный обход вокруг скарабея исполняет желания. Если женщина бесплодна, она забеременеет, а если она хочет родить мальчика или девочку, то так и будет.

Остатки обелиска Хатшепсут
Южный обелиск царицы Хатшепсут в Карнакском храме упал и разбился на части. Его уцелевшая верхняя часть лежала рядом со Священным озером до 2023 г., затем его собрали и установили рядом со Священным озером. Высота оставшегося обелиска 11 метров.

Карнакский храмовый комплекс
Фиванская триада: Амун, его жена Мут и сын Хонсу
Позолоченная статуя Амун-Ра
Раскопки в Карнакском храме
Артефакты, найденные в Карнакском храме
Карнакский храм
Обелиск Сети I
Изображение Сети II с указанием его титулов
Аллея сфинксов
Места для высадки деревьев перед храмом
Аллея сфинксов
Аллея сфинксов перед Карнакским храмом
Остатки насыпи для транспортировки камней
Первый двор с колоннами и сфинксами
Часовни Сети II
Место для размещения статуй внути часовен Сети II
Колонны Тахарки
Вход в храм Рамзеса III
Храм Рамзеса III
Открытый двор со статуями Рамзеса II
Бубастийские ворота
Статуя Рамзеса II
Центральный проход в Гипостильном зале
Окна для освещения в Гипостильном зале
Изображение лодки Амун-Ра
Бог Тот записывает на дереве вечности имя Сети I
Обелиски в Карнакском храме
Обелиск Тутмоса I
Обелиск Хатшепсут из розового гранита
Колонна Тутмоса III из розового гранита
Колонна из розового гранита в форме листьев папируса
Две статуи Тутанхамона
Вход в Святилище
Фасад Святилища
Изображения внутри Святилища
Потолок Святилища с недостающими частями
Пьедестал для священной лодки
Пьедестал для священной лодки
Двор Среднего Царства
Обелиск Тутмоса IV в Риме
Зал Торжеств (Ах Мену)
Зал Торжеств (Ах Мену)
Зал Торжеств (Ах Мену)
Зал Торжеств (Ах Мену)
Копия Карнакского генеалогического древа (оригинал находится в Лувре)
Зал с четырьмя колоннами
Изображение ботанического сада
Изображение ботанического сада
Изображение ботанического сада
Изображение ботанического сада
Изображение ботанического сада
Изображение ботанического сада
Изображение ботанического сада
Комнаты жрецов вокруг Священного озера
Статуи Осириса вокруг Священного озера
Статуи Осириса вокруг Священного озера
Изображения на стене вокруг храма и Священного озера
Священное озеро
Священное озеро
Статуя скарабея
Статуя скарабея
Упавший обелиск Хатшепсут


Другие статьи о Египте

Асуанская плотина Незавершённый обелиск Нубийская деревня Храм Филе Абу Симбел Храм Калабша Храм Ком Омбо Храм Эдфу Гебель Эль-Сильсила Храм Эсна Луксорский храм Луксорский музей Полёт на воздушном шаре Храм Хабу Долина царей Храм Хатшепсут Колоссы Мемнона Карнакский храмовый комплекс Музей мумификации Дейр эль-Медина Долина цариц Гробницы знати Дендера Абидос Саккара Большой Египетский музей в Каире Египетский музей Пирамиды Гизы и Сфинкс Цитадель Салах ад-Дина Коптский Каир Мечеть Амра Ибн аль-Аса Синагога Бен-Эзра Цитадель Кайт Бей Римский амфитеатр Столп Помпея Греко-римский музей Александрийские гробницы
Карнакский храмовый комплекс
В древнем мире нет ничего более великого, чем Карнакские храмы, которые были построены на площади около 250 000 квадратных метров. Он считается огромным архитектурным музеем, включающим в себя множество стилей архитектуры и искусства. Здесь находится великий храм Амун-Ра, а также другие храмы, такие как храм его сына Хонсу, расположенный на юге, на севере - храм Птаха, а на востоке - храм Атона. Внутри храма Амун-Ра находится храм Рамсеса III. Также в северном дворе, помимо жилищ жрецов, находится гипостильный зал Хатшепсут из гранита и храм Сенусрета I.

Название
Древние египтяне называли храм Ипет-сут, что означает «священная земля», затем он стал называться Пер-Амун, что означает «дом бога Амуна». Что касается названия Карнак, то это арабское название, означающее «укрепленная деревня».

История строительства Карнакских храмов
После победы в войне с гиксосами Ахмосе I решил построить на месте, где сейчас находится Карнак, святилище для бога Амуна. Затем Аменхотеп I задумал возвести в этом месте храм в том виде, в котором мы видим его сейчас. Им предшествовал царь Среднего царства Сенусрет I, построивший прекрасное святилище под названием Белая капелла, которое сейчас находится во внешнем северном дворе Карнакского храма. Строительство в Карнаке продолжалось более тысячи лет, начиная с эпохи Нового царства и заканчивая римской эпохой.

Карнакская триада
Карнак был посвящен богу Амун-Ра, его жене Мут и их сыну Хонсу. Амун-Ра - бог Фив, его имя означает «скрытый», и он изображается в виде мужчины с двумя перьями справедливости на голове и солнечным диском между ними, а его животная форма - это баран, который является символом плодородия у древних египтян. Его жена Мут означает имя матери, а ее главный храм - храм Луксора, который был известен как дом брака между Амун-Ра и Мут. Сын Хонсу - бог луны. Древние египтяне верили, что Нил - муж, а египетская земля – жена. Они также верили, что боги женятся, как люди, и поэтому ежегодно устраивали фестиваль Опет, когда статуя бога Амуна отправлялась с большой процессией в храм его жены (храм Луксора), проходя через Нил. Затем в лодки с богами помещаются в дом брака, и устраивается праздник: богатые люди приносят жертвы богам, а бедные едят из этих подношений. Празднования также продолжаются внутри храма. В конце празднования статуя Амун-Ра возвращается обратно в свой храм по аллее Сфинксов, построенной между храмами Карнака и Луксора.

Богатство Амун-Ра
Амун-Ра считается самым богатым из египетских богов, потому что египетская империя Нового царства охватывала большую часть древнего мира. Поэтому ее богатство достигло небывалого уровня для любой империи в мире до настоящего времени. Например, у Амуна было более 50 кораблей с позолоченными носами и более 200 статуй из чистого золота. Ему были посвящены целые деревни вокруг его храмов, составляющие более миллиона гектаров земли. В результате в его храмах работало более 80 000 человек, которые занимались земледелием, скотоводством и обслуживанием храмов.

Карнакский тайник
В период с 1903 по 1911 год француз Легран начал раскопки в Карнакском храме и обнаружил в Гипостильном зале тайник, известный как Карнакский. В нём находилось 20 000 предметов (17 000 небольших статуэток и около 700 раскрашенных рельефов). Тайник был обнаружен на глубине 10 метров под слоем ила. Большая часть этих артефактов была передана в Египетский музей в Тахрире.

Большой храм Амун-Ра
Древние египтяне соединяли свои храмы с Нилом. Как уже упоминалось, существовала божественная брачная процессия (фестиваль Опет), когда статуя бога Амуна отправлялась из Карнакского храма в Луксорский, где его ожидала жена, богиня Мут. Эта набережная была специально построена для процессии бога Амуна. Жрецы несли лодки бога Амуна на своих плечах от храма до причала. Между пристанью и Нилом находился канал. В центре набережной находилось квадратное основание для священной лодки, а также два обелиска из красного песчаника, которые украшали набережную. Они были воздвигнуты царем Сети II из XX династии. Сохранился только один обелиск, высотой около 2 метров и основанием около 75 см. От другого обелиска осталось только основание.

Аллея Сфинксов
Длина аллеи Сфинксов возле Карнакского храма составляет 52 метра, а ширина - 13 метров. Это дорожка с двумя рядами сфинксов с головой барана и телом льва. Баран - символ бога Амун-Ра, символизирующее плодородие и жизненную силу. Тело статуи в виде льва олицетворяет силу и защиту. Эта аллея была построена в эпоху царя Рамзеса II, который поместил под сфинксами небольшую статую самого себя, чтобы быть под защитой бога Амун-Ра. Эта аллея простиралась до второго пилона до строительства фасада храма. Поэтому между набережной и первым пилоном можно видеть группу статуй, насчитывающую по 20 статуй с каждой стороны. После ворот и первого пилона расположено 33 статуи на южной стороне и 19 на северной. Между статуями и храмом находились бассейны для посадки деревьев, орошаемые гончарными сосудами, которые несли воду из колодца, вырытого за юго-восточным концом сфинксов.

Первый пилон
Считается самым большим пилоном во всем Египте, его длина составляет 113 метров, высота - 45 метров, а толщина - 15 метров. Он относится к периоду правления Нектанебо I из 30-й династии. Пилон украшали четыре штандарта, по одному на каждом крыле пилона. Лестница на северном крыле вела на вершину пилона, а на восточной стороне южного крыла находились грязевые пандусы, которые использовались для транспортировки камней для строительства.

Первый двор (Зал фестивалей)
Это единственное место, куда разрешалось входить всем людям. Он следует за первым пилоном, его площадь - 80 метров на 100 метров. Это самый большой двор в египетской архитектуре. Он был построен в эпоху 22-й династии во время правления Шошенка I. По обеим сторонам двора был возведен один ряд массивных колонн с капителями в виде бутонов папируса.

Часовни Сети II
Три часовни из известняка расположены с северной стороны от входа на первый пилон. Они предназначались для отдыха священных лодок. Центральная камера - для священной лодки Амуна-Ра, западная камера слева от входа - для лодки богини Мут, восточная камера справа от входа - для лодки Хонсу. Сети II называл эти часовни «великим храмом на миллионы лет» На стенах можно увидеть множество сцен, наиболее важные и которых показывают как фараон предлагает статуэтку Маат в качестве подношения вместе с жиром и цветами священным лодкам Амуна, Мут и Хонсу, а также сцены, изображающие фараона Сети II с различными божествами. В часовнях есть ниши, специально предназначенные для статуй триады богов и одна, посвященная самому Сети II.

Пилон Тахарки
Пилон был построен Тахаркой, одним из фараонов 25-й династии, в центре открытого двора. Возможно, фараон перенес аллею Сфинксов из середины храма в стороны, чтобы построить пилон для себя. Здание состоит из 12 колонн в форме цветка папируса, соединенных короткой стеной, называемой экраном, построенной в эпоху Птолемеев. Все колонны рухнули, кроме одной, которая является второй по высоте колонной в Египте. Фараоны Псамтик II и Птолемей IV начертали на этих колоннах свои имена. В центре первого двора находятся два каменных основания. Считается, что одно из них служило царским столом для посетителей храма. Во время торжеств фараон и вельможи приносили на нём подношения Карнакскому храму. Жрецы готовили подношений еду, которой кормили всех желающих из посетителей храма. Бедняки брали с основания еду для своих жён и детей, находящихся дома. Другая основа служила для размещения лодки бога Амуна во время праздников, чтобы люди могли её видеть.

Храм Рамзеса III
Храм расположен к югу от первого двора, справа от входа. Он считается божественным храмом, посвященным упокоению священных лодок фиванской триады в эпоху Рамсеса III. Храм длиной 52 метра состоит из нескольких частей.
Перед пилоном находится пандус с двумя статуями фараона из песчаника. На открытом дворе расположены 2 ряда колонн по 8 с каждой стороны, и перед каждой колонной находится статуя царя в осирийской форме. Потолок Гипостильного зала поддерживают 4 колонны с капителями в форме бутонов папируса. Святилище состоит из трех святилищ: центрального - для лодки Амуна, правого - для Хонсу и левого - для Мут.
На пилоне храма можно увидеть изображение фараона со жрецом, закалывающего пленников перед Амуном, который вручает ему три ряда земель, захваченных царем. Эта сцена изображена уникальным образом: каждый город представлен человеком, выходящим из картуша с названием завоеванного города. На задней стене пилона - изображение фараона в его различных отношениях с Амуном, который дает фараону знак праздника сед. Сцена, изображающая шествие священной триады, с фараоном, возглавляющим жрецов, которые несут священную процессию триады. Сцена, изображающая шествие бога Мин, бога плодородия, с фараоном, возносящим благовония статуе Мин-Амуна. Фараон изображён в с различными богами. Сцены очищения, воскурения благовоний, совершения подношений и других религиозных ритуалов.

Бубастийские ворота
Ворота расположены к востоку от храма Рамсеса III непосредственно перед вторым пилоном, они названы в честь фараона Бубастиса. На воротах начертаны сцены жертвоприношений фиванской триаде. Есть двойная сцена, изображающая Такелота II и его сына Осоркона, верховного жреца Амуна Ра, где Осоркон преподносит статуэтку Маат Амуну-Ра с левой стороны, а с правой стороны подношение совершает Такелот II. В другой двойной сцене Осоркон, верховный жрец Амуна, преподносит хлеб с левой стороны Амуну-Ра, почитаемому в Карнаке, а с правой стороны преподносит хлеб Ра-Хор-Ахти, рядом с текстом о победе фараона Шошенка и подавлении врагов.

Статуи Рамсеса II перед вторым пилоном
Перед вторым пилоном стоят две статуи фараона Рамзеса II. Самая известная статуя слева, изображающая фараона в осирийском облике, держащего царские знаки отличия (посох и молот), а у его ног стоит небольшая статуя его дочери Бент-Анат, названной в честь сирийской богини Анат. Также возможно, это имя было дано в честь мирного договора, который фараон подписал после битвы при Кадеше (на этой статуе было написано имя жреца Панджема из XXI династии, и поэтому ее иногда называют статуей Панджема). Статуя справа находится в естественной позе (левая нога выставлена вперед), как бы в состоянии движения.

Второй пилон
Строительство пилона начато Хор-Мохебом и завершено Рамзесом I. Рамзес II и Птолемей VIII добавили свои имена на пилон. Он был поврежден, когда французский инженер Легран пытался очистить храм в 1885 году и открыл шлюзы, в результате чего паводковые воды разрушили многие здания в Карнаке, а главное - второй пилон и часть колонн большого Гипостильного зала. Однако это разрушение имело и положительный аспект, поскольку были обнаружены камни талатата, которые Ахенатен использовал для строительства своего храма в Карнаке. После окончания притеснения древнеегипетской веры Хор-Мохеб разобрал свои постройки и использовал их в качестве наполнителя для возведения второго пилона

Большой гипостильный зал
Самой важной частью Карнакского храма является Большой гипостильный зал. Шампольон говорил, что если разобрать камни Гипостильного зала, то можно построить стену вокруг всего Парижа высотой в один метр, что говорит о его огромных размерах.
В Гипостильном зале снимались многие международные и египетские фильмы, в частности, часть фильма «Убийство в Восточном экспрессе», основанного на рассказе знаменитой английской писательницы Агаты Кристи. Знаменитый египетский актер Омар Шариф также снимал здесь свой первый египетский фильм под названием «Борьба в долине».
Зал состоит из 134 колонн из песчаника, расположенных в 16 рядов. Два главных ряда (12 колонн) имеют капители в форме раскрытого цветка папируса, построенные царем Аменхотепом III. Остальные колонны (122 колонны в 14 рядах), по 7 рядов с каждой стороны, имеют форму закрытого цветка папируса, они были построены царем Сети I и его сыном Рамсесом II.
Освещение в Большом гипостильном зале осуществляется через окна, расположенные над третьим и четвертым рядами (начало рядов закрытых папирусных колонн). Открытый двор доступен для широкой публики, а Гипостильный зал - это место, куда заходят только жрецы, несущие священную лодку богов и выносящие её, чтобы поставить в Открытом дворе. Поэтому освещение и вентиляция в Гипостильном зале осуществляются через окна сверху, так как они освещают только путь, по которому проходит процессия богов в центре зала между 12 колоннами. Самые важные надписи на стенах зала в северной половине принадлежат царю Сети I, а в южной - Рамзесу II. Другие фараоны, такие как Рамзес III и VI, также добавили свои имена на колонны зала.

Самые важные сцены в Гипостильном зале:
На северной стене: Сети I, стоящий на коленях под священным деревом, и бог Тот, пишущий свое имя на его листьях. Эта сцена считается самой красивой в истории египетской скульптуры. Царь Сети I сидит внутри дерева, а бог Тот пишет его имя на листьях дерева, что означает, что царь получает новый год своего правления и будет править долгие годы. Сцены сражений Сети I с азиатами. Сцена подношения царем Сети I цветов богу Ра-Хор-Ахти. Сцена изображения лодок бога Амуна с носами в форме барана (эти лодки не входят в воду, а помещаются на другую лодку, которая помещается в воду).
На южной стене: сцены войн фараона Рамзеса II против сирийцев и азиатов, в частности, битву при Кадеше. Фараон Рамзес II на своей боевой колеснице пускает стрелы во врагов, затем изображены три ряда пленников, связанных веревкой. В одной из сцен враги в страхе падают ниц перед фараоном. В другой сцене фараон и его солдаты штурмуют чужую крепость. Затем следуют сцены возвращения фараона с победой, когда его встречают музыканты с музыкой в честь победы. Затем сцена, как Рамзес приносит пленников в жертву богу Амуну в честь великой победы. Надпись поэтического текста о битве при Кадеше, «Поэма Пентаура». Рамсес II записал свое имя на северном и южном входах.

Обелиски Карнакского храма
Между Большим гипостильным залом и обелисками находились здания третьего пилона, который был возведен Аменхотепом III, но в настоящее время полностью разрушен. Обелиски расположены в четвертом и пятом пилонах. Обелиски всегда были символом бога солнца Ра, благодаря своей пирамидальной вершине, которая всегда была украшена золотыми и бронзовыми пластинами, которые сияли и днём, и ночью. К тому же стелы были высокими и за счёт этого показывали издалека расположение храма.

Обелиск Тутмоса I
Фараон Тутмос I возвёл четвертый пилон. До наших дней дошёл только один обелиск Тутмоса I, высотой 19,5 м и весом 143 тонны. На нем три ряда средних иероглифов принадлежат Тхутмосу I, а оставшиеся два ряда - Рамзесу IV. На основании изображены сцены, изображающие Рамзеса II. Перед этим пилоном также стояли два обелиска Тхутмоса III, один из которых сейчас находится в Стамбуле перед мечетью Султан Ахмед, а другой - в Нью-Йорке.

Обелиск Хатшепсут
Фараон Тутмос I также возвел пятый пилон, где его дочь, царица Хатшепсут, установила два обелиска из розового гранита. Один из обелисков до сих пор стоит в Карнакском храме, его высота составляет 29,5 м, вес - 323 тонны, а высота основания - 2 м 65 см. На нём высечена история возведения обелисков, причина их возведения и время создания. Второй обелиск упал во время землетрясения, целой осталась только его верхняя часть, которая была установлена в 2023 г. рядом со скарабеем и священным озером.
Интересно, что во время правления фараона Тутмоса III, фараон хотел спрятать обелиски ненавистной ему Хатшепсут и построил вокруг них стену. Со временем стена рухнула, а обелиски остались, сохранив их практически в первозданном виде, поскольку верх обелисков покрыт слоем электрума, смеси золота и бронзы.

Первый зал анналов
Тхутмос I возвел зал как часть шестого пилона. Перед ним стоят две колонны из розового гранита, одна в форме папируса, а другая - в форме лотоса. Здесь же установлены две статуи Тутанхамона.

Святилище
Тутмос III возвел второй зал летописей, а в его центре - Святилище (существующее сегодня святилище было возведено Филиппом Арридеем, сводным братом Александра Македонского). Это камера из розового гранита с основанием посередине, на котором стоит священная лодка Амуна.
На правой стене Святилища расположены сцены коронации фараона и его представления богу, сцены священной процессии бога Амуна и сцены жертвоприношений. Потолок Святилища частично разрушен, его нетронутую часть украшает изображение неба.

Двор Среднего царства
За Святилищем находится большой открытый двор эпохи Среднего царства. Считается, что это самое древнее место в храме, но, к сожалению, полностью разрушенное. За двором находился обелиск Тутмоса IV, который является единственным обелиском в истории египетской цивилизации, найденным стоящим в одиночку (все обелиски в Древнем Египте строились парами, символизируя север и юг). Высота обелиска составляет 46,5 м, это самый высокий обелиск в истории. Сейчас он установлен в Риме.

Зал торжеств (Ах Мену)
Зал торжеств был построен фараоном Тутмосом III, величайшим царем Египта. Архитектура зала вдохновлена формой палатки, используемой во время войн. Тутмос III возглавил 17 военных кампаний и успешно расширил границы Египетской империи до южной Турции на востоке и центральной Африки на юге. Гипостильный зал Ах Мену состоит из 22 колонн, в которых архитектор попытался имитировать форму царского шатра во время войн. Колонна здесь похожа на колышек, вбитый сверху вниз, а капитель напоминает перевернутую корону.
Южная и северная камеры зала торжеств предназначались для хранения храмовых припасов. Самая важная камера расположена на юго-западной стороне, в 1842 году здесь был найден Карнакский список (Скрижаль предков). Сейчас она хранится в музее Лувра в Париже. Это табличка, написанная в эпоху Тутмоса III, на которой перечислены имена всех фараонов, правивших до него. Она считается одним из источников изучения истории Древнего Египта.

Восточные палаты
В центре находится Святилище, а к северу от него - зал с четырьмя колоннами, известный как Ботанический сад. Это был первый ботанический и зоологический сад в мире. Фараон Тутмос III привез из своих походов, особенно в Сирию и Азию, группу животных и растений, которые не встречались в то время в Египте (удода, некоторые виды гусей и некоторые растения, такие как гранат и баклажаны). Это говорит о мудрости царя и о том, что он опережал свое время, как в военных походах, так и в политических делах. Он считается императором древней эпохи за тысячи лет до Александра Македонского и Наполеона.

Палаты жрецов
Рядом со священным озером сохранились остатки жилищ жрецов, которые сейчас находятся на месте, где расположены сиденья, установленные для звукового и светового шоу. Эти руины расположены на восточной стороне озера, и недавно археологи обнаружили в них множество глиняных изделий, символов, оттисков печатей и монет, относящихся к периоду правления Шошенка I из 22-й династии, а также глиняные сосуды 26-й династии. Также были найдены серебряные слитки и серебряная монета северогреческого происхождения, относящаяся к 27-й династии.

Восточные ворота
Фараон Тутмос III начал строить восточный храм, а затем царь Рамсес II добавил к нему ворота с восточной стороны, названные Воротами Амуна. Считается, что Амун прислушивается к молитвам и просьбам приклоняющихся возле ворот.

Священное озеро
Священное озеро часто устраивали во всех египетских храмах, поскольку оно олицетворяет собой первозданную воду, Нун. В Священном озере очищались фараоны, жрецы и даже статуи богов. Озеро соединялос с Нилом подземными каналами. Одно из чудес священного озера в Карнаке заключается в том, что вода остаётся свежей и обновляется, несмотря на тысячи лет. Озеро было вырыто Тутмосом III и имеет 80 метров в длину и 40 метров в ширину.

Мемориальный скарабей Аменхотепа III
Для древних египтян скарабей был символом солнца и обновления. Его благословляли как символ обновления жизни и возвращения молодости. Поэтому фараоны использовали его форму в королевских печатях, а люди - в амулетах и ожерельях. Знаменитый скарабей находился за статуями Мемнона в храме Аменхотепа III на западном берегу и позже был перенесён в Карнакский храм и установлен рядом со Священным озером. Считается, что семикратный обход вокруг скарабея исполняет желания. Если женщина бесплодна, она забеременеет, а если она хочет родить мальчика или девочку, то так и будет.

Остатки обелиска Хатшепсут
Южный обелиск царицы Хатшепсут в Карнакском храме упал и разбился на части. Его уцелевшая верхняя часть лежала рядом со Священным озером до 2023 г., затем его собрали и установили рядом со Священным озером. Высота оставшегося обелиска 11 метров.

Карнакский храмовый комплекс
Фиванская триада: Амун, его жена Мут и сын Хонсу
Позолоченная статуя Амун-Ра
Раскопки в Карнакском храме
Артефакты, найденные в Карнакском храме
Карнакский храм
Обелиск Сети I
Изображение Сети II с указанием его титулов
Аллея сфинксов
Места для высадки деревьев перед храмом
Аллея сфинксов
Аллея сфинксов перед Карнакским храмом
Остатки насыпи для транспортировки камней
Первый двор с колоннами и сфинксами
Часовни Сети II
Место для размещения статуй внути часовен Сети II
Колонны Тахарки
Вход в храм Рамзеса III
Храм Рамзеса III
Открытый двор со статуями Рамзеса II
Бубастийские ворота
Статуя Рамзеса II
Центральный проход в Гипостильном зале
Окна для освещения в Гипостильном зале
Изображение лодки Амун-Ра
Бог Тот записывает на дереве вечности имя Сети I
Обелиски в Карнакском храме
Обелиск Тутмоса I
Обелиск Хатшепсут из розового гранита
Колонна Тутмоса III из розового гранита
Колонна из розового гранита в форме листьев папируса
Две статуи Тутанхамона
Вход в Святилище
Фасад Святилища
Изображения внутри Святилища
Потолок Святилища с недостающими частями
Пьедестал для священной лодки
Пьедестал для священной лодки
Двор Среднего Царства
Обелиск Тутмоса IV в Риме
Зал Торжеств (Ах Мену)
Зал Торжеств (Ах Мену)
Зал Торжеств (Ах Мену)
Зал Торжеств (Ах Мену)
Копия Карнакского генеалогического древа (оригинал находится в Лувре)
Зал с четырьмя колоннами
Изображение ботанического сада
Изображение ботанического сада
Изображение ботанического сада
Изображение ботанического сада
Изображение ботанического сада
Изображение ботанического сада
Изображение ботанического сада
Комнаты жрецов вокруг Священного озера
Статуи Осириса вокруг Священного озера
Статуи Осириса вокруг Священного озера
Изображения на стене вокруг храма и Священного озера
Священное озеро
Священное озеро
Статуя скарабея
Статуя скарабея
Упавший обелиск Хатшепсут


Другие статьи о Египте

Асуанская плотина Незавершённый обелиск Нубийская деревня Храм Филе Абу Симбел Храм Калабша Храм Ком Омбо Храм Эдфу Гебель Эль-Сильсила Храм Эсна Луксорский храм Луксорский музей Полёт на воздушном шаре Храм Хабу Долина царей Храм Хатшепсут Колоссы Мемнона Карнакский храмовый комплекс Музей мумификации Дейр эль-Медина Долина цариц Гробницы знати Дендера Абидос Саккара Большой Египетский музей в Каире Египетский музей Пирамиды Гизы и Сфинкс Цитадель Салах ад-Дина Коптский Каир Мечеть Амра Ибн аль-Аса Синагога Бен-Эзра Цитадель Кайт Бей Римский амфитеатр Столп Помпея Греко-римский музей Александрийские гробницы