Храм Хатшепсут (Дейр-эль-Бахри)
Хатшепсут правила Египтом в 1505-1483 гг до н.э. Хатшепсут считается величайшей царицей Египта до Клеопатры. После смерти фараона Тутмоса I, основателя Египетской империи, на трон взошел его сын Тутмос II. Он женился на своей сестре, царице Хатшепсут, женщине с сильным характером. Тутмос II правил 4 года, но фактически бразды правления находились в руках Хатшепсут. Царица не смогла родить фараону сына. Поэтому Тутмос II женился во второй раз, и новая жена родила ему наследника, Тутмоса III.
После смерти Тутмоса II на престол должен был взойти его сын, Тутмос III, но ему было всего лишь 8 лет. Хатшепсут выдала юного наследника замуж за свою дочь и сама заняла его место на троне. Чтобы узаконить ее восхождение на трон, жрецы придумали для нее историю божественного рождения. В ней рассказывалось, что бог Амун ночью прокрался в опочивальню ее матери и дал ей ключ жизни, то есть вдохнул жизнь в ее дочь Хатшепсут. Таким образом, после своего рождения она стала дочерью бога Амуна, а значит, имела право восседать на троне. Она приказала начертать эту историю на стенах своего храма-усыпальницы в западных Фивах.
Чтобы отблагодарить бога Амуна, она построила прекрасное здание в Карнакском храмовом комплексе и воздвигла два обелиска из красного гранита. Один из обелисков до сих пор стоит в храме, а другой был разрушен во время землетрясения, и от него осталась лишь верхняя часть, которую установили в 2023 г. рядом со священным озером в Карнакском храме.
Хатшепсут построила один из прекраснейших храмов Древнего Египта на западном берегу в качестве храма-усыпальницы для себя и для приема бога Амуна в Праздник долины (праздник посещения богом Амуном мёртвых на западном берегу).
Хатшепсут правила Египтом в мужском обличье, поэтому изображалась с бородой. Царица Хатшепсут считается первой, кто использовал перчатки, чтобы скрыть дефект пальцев.
Эпоха правления Хатшепсут считается одним из самых процветающих периодов в истории Египта, особенно в плане торговли с соседними странами. Во время правления царицы нубийцы решили совершить набег на египетские владения, начались беспорядки, но Хатшепсут собрала военный поход для подавления восстания. Царица также отправила морскую экспедицию в африканскую страну Пунт через Красное море с египетскими товарами (вином, мясом, фруктами, украшениями и оружием). Эта экспедиция привезла обратно из Африки многочисленные товары, самыми важными из которых были деревья для создания благовоний, которые она посадила перед своим храмом на западном берегу в Луксоре, а также перед Карнакским храмом. Экспедиция также привезла из Африки хну, слоновую кость, ладан, черное дерево и пр.
Сененмут
Самым известным персонажем правления царицы Хатшепсут является её визирь Сененмут, который заботился о царской дочери Нефруре, умершей во время правления матери, и руководил строительством её храма в Дейр-эль-Бахри. Храм был построен в виде террасы, похожей на соседний храм, возведённый в эпоху Среднего царства Ментухотепом II. Сененмут также соединил храм Дейр-эль-Бахри тайным ходом с Долиной царей, где Хатшепсут построила свою гробницу.
Название храма
Храм был построен на восьмом году правления царицы Хатшепсут. При его строительстве вместо жёлтого песчаника был использован известняк хорошего качества. Во времена правления Хатшепсут храм назывался Святилищем Амуна. В эпоху Рамессидов его сократили и стали называть Священным местом. После распространения христианства в VII веке нашей эры копты сделали храм своим монастырём, и он стал называться Дейр-эль-Бахри.
Описание храма
Архитектор Сененмут взял за основу проект храма, который находился рядом и был постоен в эпоху Среднего царства Ментухотепом II. Важнейшей особенностью этой конструкции, которая не повторялась в египетской архитектуре, было то, что она была выполнена в виде террас, расположенных друг над другом. Храм состоит из трех уровней. Первый уровень представляет собой сцены охоты на птиц в правой части (он повреждён), в левой части изображены сцены транспортировки обелисков из Асуана в Карнак. На втором уровне представлены сцены путешествия Хатшепсут в страну Пунт и сцены божественного рождения. Здесь также есть две камеры для богинь Хатхор и Анубиса. На третьем уровне находится Святилище. Перед храмом стоят статуи в виде сфинксов царицы Хатшепсут. Царица также приказала посадить перед храмом деревья для изготовления благовоний, которые были привезены из страны Пунт. Место, где росли деревья, сохранилось до наших дней.
Второй уровень
Второй уровень разделён на две половины. В правой части находятся камера Анубиса, виды божественного рождения и осирианские колонны. Божественное рождение было придумано для Хатшепст жрецами, чтобы оправдать её восхождение на трон. В храме изображены сцены, как бог Амун-Ра входит в спальню матери Хатшепсут и дает ей ключ жизни - доказательство того, что он дал дыхание жизни ребенку. В другой сцене бог Амун приказывает богу Хнуму придать форму ребенку и её духовному двойнику на гончарном круге. Также в храме изображены остальные сцены божественного рождения вплоть до рождения Хатшепсут и её вступления в правление Египтом в качестве дочери бога Амуна.
Палата Анубиса
Анубис - бог-хранитель царских гробниц и, по сути, незаконнорожденный сын Осириса и Нефтиды. Он изображался в виде шакала. Он помогал мумифицировать Осириса и пользовался особым почтением у древних египтян. Поэтому в этом храме была построена камера для Анубиса. В можно увидеть множество сцен, изображающих царицу Хатшепсут с различными египетскими богами, самыми важными из которых являются Анубис и Амун-Ра.
Экспедиция Хатшепсут в Пунт
На девятом году правления Хатшепсут (1496 г. до н. э.) царица Хатшепсут отправила торговую экспедицию в страну Пунт, которая состояла из 5 кораблей с 210 людьми во главе с Панехеси. Путешествие проходило по Нилу до канала Сенусрет, расположенного в Фаюме и соединяющего его с Красным морем, а затем по Красному морю до земли Пунт (современное Сомали).
На стенах храма изображены морские рыбы, отличающиеся от рыб Нила. Также в храме изображены сцены прибытия экспедиции и её приема правителем Пунта, его женой и детьми. Жена правителя Пунта изображена крупной женщиной, а древние египтяне ценили стройность, поэтому художник в шутку сделал надпись за спиной женщины над ослом, на котором она ехала: «Это бедный осёл, на котором едет жена». Самое важное в этой сцене - дома жителей Пунта, которые представляли собой хижины на верхушках деревьев, на которые забирались по деревянным лестницам. Это говорит о культурном различии между ними и Египтом, что и заставило художника нарисовать их.
Затем в храме расположены сцены, где Панехеси принимает правителя Пунта, его жену и детей в своем шатре, готовит для них ужин, состоящий из вина, мяса, фруктов и хлеба. Наверху расположены сцены, где воины переносят деревья для изготовления благовоний с корнями в корзинах, наполненных грязью. Далее следует сцена, изображающая три корабля с расправленными парусами, готовых отплыть в Египет, и сцены, изображающие бритоголовую царицу Хатшепсут в сопровождении её Алка (духовного двойника), предлагающего товары Пунта богу Амуну, включая благовония, различных животных (леопардов, жирафов, крупный рогатый скот), а также луки и золото.
Есть также сцены измерения благовоний, бог Тот ведёт запись, а рядом изображён Тутмос III, сжигающий благовония перед лодкой Амуна, которую несут жрецы. В конце западной стены находится изображение царицы Хатшепсут с обритой головой перед богом Амуном. На северной стене есть сцена, где царица сидит на своем троне и обращается к трём высокопоставленным государственным деятелям, но она полностью повреждена. Однако сохранился текст, в котором Хатшепсут обращается к Амуну, говоря: «Я увековечила Пунта в доме бога, и я посадила деревья земли бога рядом с его храмом в его саду по его приказу».
Палата Хатхор
Рядом со сценами экспедиции Пунта, к югу от неё, находится камера богини Хатхор. Она состоит из двух частей, первая из которых построена, а остальные высечены в горе. Палата выполнена в виде двух залов, первый из которых состоит из 12 колонн с изображённым на них ликом Хатхор. Одна из самых красивых сцен изображает Хатхор внутри саркофага, когда она кормит грудью царицу Хатшепсут. Во втором зале представлены сцены процессии лодок, перевозящих статуи Хатхор по Нилу.
Третий этаж
Он состоит из двух рядов осирианских колонн царицы Хатшепсут, но они повреждены. Затем находится вход из розового гранита, ведущий в Святилище, высеченный в скале. Здесь находится группа камер, самые важные из которых предназначены для Ра-Хор-Ахти и Амуна. Есть также камеры для Хатшепсут и ее отца Тутмоса I, где они приносили жертвы.
Святилище
Все сцены внутри Святилища представляют отношения между Хатшепсут, Тутмосом III и египетскими богами. В эпоху Птолемеев внутри Святилища была добавлена камера, посвященная поклонению Имхотепу (инженеру царя Джосера из Старого царства) и Аменхотепу, сыну Хапу (инженеру эпохи царя Аменхотепа III, который руководил строительством Карнакского храма). Это связано с тем, что они были обожествлены в эпоху Птолемеев.
Статуя Хатшепсут в Египетском музееСтатуя Хатшепсут в форме сфинксаПерчатка Хатшепсут
Статуя Сененмут в музее МетрополитанСтатуя Сененмут держащей НефруреИзображение парада солдат с первого этажа
Место для посадки деревьев перед храмомАмун даёт ключ жизни матери ХатшепсутХнум создаёт Хатшепсут и её духовного двойника
Изображение АнубисаЖертвоприношения для АнубисаИзображение Амуна в комнате Анубиса
Осирианские колонны на втором этаже храмаЭкспедиция в страну ПунтИзображение рыб, живущих в Красном море
Правитель страны ПунтВстреча с правителем страны ПунтПравитель страны Пунт, его жена и дети
Дома жителей страны ПунтДеревья, привезённые из экспедиции в страну ПунтПосадка деревьев из страны Пунт перед храмом
Хатохор кормит ХатшепсутИзображение Хатшепсут напротив Ра-Хор-Ахти на стене его комнатыИзображение Амуна внутри его комнаты
Храм Хатшепсут (Дейр-эль-Бахри)
Хатшепсут правила Египтом в 1505-1483 гг до н.э. Хатшепсут считается величайшей царицей Египта до Клеопатры. После смерти фараона Тутмоса I, основателя Египетской империи, на трон взошел его сын Тутмос II. Он женился на своей сестре, царице Хатшепсут, женщине с сильным характером. Тутмос II правил 4 года, но фактически бразды правления находились в руках Хатшепсут. Царица не смогла родить фараону сына. Поэтому Тутмос II женился во второй раз, и новая жена родила ему наследника, Тутмоса III.
После смерти Тутмоса II на престол должен был взойти его сын, Тутмос III, но ему было всего лишь 8 лет. Хатшепсут выдала юного наследника замуж за свою дочь и сама заняла его место на троне. Чтобы узаконить ее восхождение на трон, жрецы придумали для нее историю божественного рождения. В ней рассказывалось, что бог Амун ночью прокрался в опочивальню ее матери и дал ей ключ жизни, то есть вдохнул жизнь в ее дочь Хатшепсут. Таким образом, после своего рождения она стала дочерью бога Амуна, а значит, имела право восседать на троне. Она приказала начертать эту историю на стенах своего храма-усыпальницы в западных Фивах.
Чтобы отблагодарить бога Амуна, она построила прекрасное здание в Карнакском храмовом комплексе и воздвигла два обелиска из красного гранита. Один из обелисков до сих пор стоит в храме, а другой был разрушен во время землетрясения, и от него осталась лишь верхняя часть, которую установили в 2023 г. рядом со священным озером в Карнакском храме.
Хатшепсут построила один из прекраснейших храмов Древнего Египта на западном берегу в качестве храма-усыпальницы для себя и для приема бога Амуна в Праздник долины (праздник посещения богом Амуном мёртвых на западном берегу).
Хатшепсут правила Египтом в мужском обличье, поэтому изображалась с бородой. Царица Хатшепсут считается первой, кто использовал перчатки, чтобы скрыть дефект пальцев.
Эпоха правления Хатшепсут считается одним из самых процветающих периодов в истории Египта, особенно в плане торговли с соседними странами. Во время правления царицы нубийцы решили совершить набег на египетские владения, начались беспорядки, но Хатшепсут собрала военный поход для подавления восстания. Царица также отправила морскую экспедицию в африканскую страну Пунт через Красное море с египетскими товарами (вином, мясом, фруктами, украшениями и оружием). Эта экспедиция привезла обратно из Африки многочисленные товары, самыми важными из которых были деревья для создания благовоний, которые она посадила перед своим храмом на западном берегу в Луксоре, а также перед Карнакским храмом. Экспедиция также привезла из Африки хну, слоновую кость, ладан, черное дерево и пр.
Сененмут
Самым известным персонажем правления царицы Хатшепсут является её визирь Сененмут, который заботился о царской дочери Нефруре, умершей во время правления матери, и руководил строительством её храма в Дейр-эль-Бахри. Храм был построен в виде террасы, похожей на соседний храм, возведённый в эпоху Среднего царства Ментухотепом II. Сененмут также соединил храм Дейр-эль-Бахри тайным ходом с Долиной царей, где Хатшепсут построила свою гробницу.
Название храма
Храм был построен на восьмом году правления царицы Хатшепсут. При его строительстве вместо жёлтого песчаника был использован известняк хорошего качества. Во времена правления Хатшепсут храм назывался Святилищем Амуна. В эпоху Рамессидов его сократили и стали называть Священным местом. После распространения христианства в VII веке нашей эры копты сделали храм своим монастырём, и он стал называться Дейр-эль-Бахри.
Описание храма
Архитектор Сененмут взял за основу проект храма, который находился рядом и был постоен в эпоху Среднего царства Ментухотепом II. Важнейшей особенностью этой конструкции, которая не повторялась в египетской архитектуре, было то, что она была выполнена в виде террас, расположенных друг над другом. Храм состоит из трех уровней. Первый уровень представляет собой сцены охоты на птиц в правой части (он повреждён), в левой части изображены сцены транспортировки обелисков из Асуана в Карнак. На втором уровне представлены сцены путешествия Хатшепсут в страну Пунт и сцены божественного рождения. Здесь также есть две камеры для богинь Хатхор и Анубиса. На третьем уровне находится Святилище. Перед храмом стоят статуи в виде сфинксов царицы Хатшепсут. Царица также приказала посадить перед храмом деревья для изготовления благовоний, которые были привезены из страны Пунт. Место, где росли деревья, сохранилось до наших дней.
Второй уровень
Второй уровень разделён на две половины. В правой части находятся камера Анубиса, виды божественного рождения и осирианские колонны. Божественное рождение было придумано для Хатшепст жрецами, чтобы оправдать её восхождение на трон. В храме изображены сцены, как бог Амун-Ра входит в спальню матери Хатшепсут и дает ей ключ жизни - доказательство того, что он дал дыхание жизни ребенку. В другой сцене бог Амун приказывает богу Хнуму придать форму ребенку и её духовному двойнику на гончарном круге. Также в храме изображены остальные сцены божественного рождения вплоть до рождения Хатшепсут и её вступления в правление Египтом в качестве дочери бога Амуна.
Палата Анубиса
Анубис - бог-хранитель царских гробниц и, по сути, незаконнорожденный сын Осириса и Нефтиды. Он изображался в виде шакала. Он помогал мумифицировать Осириса и пользовался особым почтением у древних египтян. Поэтому в этом храме была построена камера для Анубиса. В можно увидеть множество сцен, изображающих царицу Хатшепсут с различными египетскими богами, самыми важными из которых являются Анубис и Амун-Ра.
Экспедиция Хатшепсут в Пунт
На девятом году правления Хатшепсут (1496 г. до н. э.) царица Хатшепсут отправила торговую экспедицию в страну Пунт, которая состояла из 5 кораблей с 210 людьми во главе с Панехеси. Путешествие проходило по Нилу до канала Сенусрет, расположенного в Фаюме и соединяющего его с Красным морем, а затем по Красному морю до земли Пунт (современное Сомали).
На стенах храма изображены морские рыбы, отличающиеся от рыб Нила. Также в храме изображены сцены прибытия экспедиции и её приема правителем Пунта, его женой и детьми. Жена правителя Пунта изображена крупной женщиной, а древние египтяне ценили стройность, поэтому художник в шутку сделал надпись за спиной женщины над ослом, на котором она ехала: «Это бедный осёл, на котором едет жена». Самое важное в этой сцене - дома жителей Пунта, которые представляли собой хижины на верхушках деревьев, на которые забирались по деревянным лестницам. Это говорит о культурном различии между ними и Египтом, что и заставило художника нарисовать их.
Затем в храме расположены сцены, где Панехеси принимает правителя Пунта, его жену и детей в своем шатре, готовит для них ужин, состоящий из вина, мяса, фруктов и хлеба. Наверху расположены сцены, где воины переносят деревья для изготовления благовоний с корнями в корзинах, наполненных грязью. Далее следует сцена, изображающая три корабля с расправленными парусами, готовых отплыть в Египет, и сцены, изображающие бритоголовую царицу Хатшепсут в сопровождении её Алка (духовного двойника), предлагающего товары Пунта богу Амуну, включая благовония, различных животных (леопардов, жирафов, крупный рогатый скот), а также луки и золото.
Есть также сцены измерения благовоний, бог Тот ведёт запись, а рядом изображён Тутмос III, сжигающий благовония перед лодкой Амуна, которую несут жрецы. В конце западной стены находится изображение царицы Хатшепсут с обритой головой перед богом Амуном. На северной стене есть сцена, где царица сидит на своем троне и обращается к трём высокопоставленным государственным деятелям, но она полностью повреждена. Однако сохранился текст, в котором Хатшепсут обращается к Амуну, говоря: «Я увековечила Пунта в доме бога, и я посадила деревья земли бога рядом с его храмом в его саду по его приказу».
Палата Хатхор
Рядом со сценами экспедиции Пунта, к югу от неё, находится камера богини Хатхор. Она состоит из двух частей, первая из которых построена, а остальные высечены в горе. Палата выполнена в виде двух залов, первый из которых состоит из 12 колонн с изображённым на них ликом Хатхор. Одна из самых красивых сцен изображает Хатхор внутри саркофага, когда она кормит грудью царицу Хатшепсут. Во втором зале представлены сцены процессии лодок, перевозящих статуи Хатхор по Нилу.
Третий этаж
Он состоит из двух рядов осирианских колонн царицы Хатшепсут, но они повреждены. Затем находится вход из розового гранита, ведущий в Святилище, высеченный в скале. Здесь находится группа камер, самые важные из которых предназначены для Ра-Хор-Ахти и Амуна. Есть также камеры для Хатшепсут и ее отца Тутмоса I, где они приносили жертвы.
Святилище
Все сцены внутри Святилища представляют отношения между Хатшепсут, Тутмосом III и египетскими богами. В эпоху Птолемеев внутри Святилища была добавлена камера, посвященная поклонению Имхотепу (инженеру царя Джосера из Старого царства) и Аменхотепу, сыну Хапу (инженеру эпохи царя Аменхотепа III, который руководил строительством Карнакского храма). Это связано с тем, что они были обожествлены в эпоху Птолемеев.
Статуя Хатшепсут в Египетском музееСтатуя Хатшепсут в форме сфинксаПерчатка Хатшепсут
Статуя Сененмут в музее МетрополитанСтатуя Сененмут держащей НефруреИзображение парада солдат с первого этажа
Место для посадки деревьев перед храмомАмун даёт ключ жизни матери ХатшепсутХнум создаёт Хатшепсут и её духовного двойника
Изображение АнубисаЖертвоприношения для АнубисаИзображение Амуна в комнате Анубиса
Осирианские колонны на втором этаже храмаЭкспедиция в страну ПунтИзображение рыб, живущих в Красном море
Правитель страны ПунтВстреча с правителем страны ПунтПравитель страны Пунт, его жена и дети
Дома жителей страны ПунтДеревья, привезённые из экспедиции в страну ПунтПосадка деревьев из страны Пунт перед храмом
Хатохор кормит ХатшепсутИзображение Хатшепсут напротив Ра-Хор-Ахти на стене его комнатыИзображение Амуна внутри его комнаты
Храм Хатшепсут (Дейр-эль-Бахри)
Хатшепсут правила Египтом в 1505-1483 гг до н.э. Хатшепсут считается величайшей царицей Египта до Клеопатры. После смерти фараона Тутмоса I, основателя Египетской империи, на трон взошел его сын Тутмос II. Он женился на своей сестре, царице Хатшепсут, женщине с сильным характером. Тутмос II правил 4 года, но фактически бразды правления находились в руках Хатшепсут. Царица не смогла родить фараону сына. Поэтому Тутмос II женился во второй раз, и новая жена родила ему наследника, Тутмоса III.
После смерти Тутмоса II на престол должен был взойти его сын, Тутмос III, но ему было всего лишь 8 лет. Хатшепсут выдала юного наследника замуж за свою дочь и сама заняла его место на троне. Чтобы узаконить ее восхождение на трон, жрецы придумали для нее историю божественного рождения. В ней рассказывалось, что бог Амун ночью прокрался в опочивальню ее матери и дал ей ключ жизни, то есть вдохнул жизнь в ее дочь Хатшепсут. Таким образом, после своего рождения она стала дочерью бога Амуна, а значит, имела право восседать на троне. Она приказала начертать эту историю на стенах своего храма-усыпальницы в западных Фивах.
Чтобы отблагодарить бога Амуна, она построила прекрасное здание в Карнакском храмовом комплексе и воздвигла два обелиска из красного гранита. Один из обелисков до сих пор стоит в храме, а другой был разрушен во время землетрясения, и от него осталась лишь верхняя часть, которую установили в 2023 г. рядом со священным озером в Карнакском храме.
Хатшепсут построила один из прекраснейших храмов Древнего Египта на западном берегу в качестве храма-усыпальницы для себя и для приема бога Амуна в Праздник долины (праздник посещения богом Амуном мёртвых на западном берегу).
Хатшепсут правила Египтом в мужском обличье, поэтому изображалась с бородой. Царица Хатшепсут считается первой, кто использовал перчатки, чтобы скрыть дефект пальцев.
Эпоха правления Хатшепсут считается одним из самых процветающих периодов в истории Египта, особенно в плане торговли с соседними странами. Во время правления царицы нубийцы решили совершить набег на египетские владения, начались беспорядки, но Хатшепсут собрала военный поход для подавления восстания. Царица также отправила морскую экспедицию в африканскую страну Пунт через Красное море с египетскими товарами (вином, мясом, фруктами, украшениями и оружием). Эта экспедиция привезла обратно из Африки многочисленные товары, самыми важными из которых были деревья для создания благовоний, которые она посадила перед своим храмом на западном берегу в Луксоре, а также перед Карнакским храмом. Экспедиция также привезла из Африки хну, слоновую кость, ладан, черное дерево и пр.
Сененмут
Самым известным персонажем правления царицы Хатшепсут является её визирь Сененмут, который заботился о царской дочери Нефруре, умершей во время правления матери, и руководил строительством её храма в Дейр-эль-Бахри. Храм был построен в виде террасы, похожей на соседний храм, возведённый в эпоху Среднего царства Ментухотепом II. Сененмут также соединил храм Дейр-эль-Бахри тайным ходом с Долиной царей, где Хатшепсут построила свою гробницу.
Название храма
Храм был построен на восьмом году правления царицы Хатшепсут. При его строительстве вместо жёлтого песчаника был использован известняк хорошего качества. Во времена правления Хатшепсут храм назывался Святилищем Амуна. В эпоху Рамессидов его сократили и стали называть Священным местом. После распространения христианства в VII веке нашей эры копты сделали храм своим монастырём, и он стал называться Дейр-эль-Бахри.
Описание храма
Архитектор Сененмут взял за основу проект храма, который находился рядом и был постоен в эпоху Среднего царства Ментухотепом II. Важнейшей особенностью этой конструкции, которая не повторялась в египетской архитектуре, было то, что она была выполнена в виде террас, расположенных друг над другом. Храм состоит из трех уровней. Первый уровень представляет собой сцены охоты на птиц в правой части (он повреждён), в левой части изображены сцены транспортировки обелисков из Асуана в Карнак. На втором уровне представлены сцены путешествия Хатшепсут в страну Пунт и сцены божественного рождения. Здесь также есть две камеры для богинь Хатхор и Анубиса. На третьем уровне находится Святилище. Перед храмом стоят статуи в виде сфинксов царицы Хатшепсут. Царица также приказала посадить перед храмом деревья для изготовления благовоний, которые были привезены из страны Пунт. Место, где росли деревья, сохранилось до наших дней.
Второй уровень
Второй уровень разделён на две половины. В правой части находятся камера Анубиса, виды божественного рождения и осирианские колонны. Божественное рождение было придумано для Хатшепст жрецами, чтобы оправдать её восхождение на трон. В храме изображены сцены, как бог Амун-Ра входит в спальню матери Хатшепсут и дает ей ключ жизни - доказательство того, что он дал дыхание жизни ребенку. В другой сцене бог Амун приказывает богу Хнуму придать форму ребенку и её духовному двойнику на гончарном круге. Также в храме изображены остальные сцены божественного рождения вплоть до рождения Хатшепсут и её вступления в правление Египтом в качестве дочери бога Амуна.
Палата Анубиса
Анубис - бог-хранитель царских гробниц и, по сути, незаконнорожденный сын Осириса и Нефтиды. Он изображался в виде шакала. Он помогал мумифицировать Осириса и пользовался особым почтением у древних египтян. Поэтому в этом храме была построена камера для Анубиса. В можно увидеть множество сцен, изображающих царицу Хатшепсут с различными египетскими богами, самыми важными из которых являются Анубис и Амун-Ра.
Экспедиция Хатшепсут в Пунт
На девятом году правления Хатшепсут (1496 г. до н. э.) царица Хатшепсут отправила торговую экспедицию в страну Пунт, которая состояла из 5 кораблей с 210 людьми во главе с Панехеси. Путешествие проходило по Нилу до канала Сенусрет, расположенного в Фаюме и соединяющего его с Красным морем, а затем по Красному морю до земли Пунт (современное Сомали).
На стенах храма изображены морские рыбы, отличающиеся от рыб Нила. Также в храме изображены сцены прибытия экспедиции и её приема правителем Пунта, его женой и детьми. Жена правителя Пунта изображена крупной женщиной, а древние египтяне ценили стройность, поэтому художник в шутку сделал надпись за спиной женщины над ослом, на котором она ехала: «Это бедный осёл, на котором едет жена». Самое важное в этой сцене - дома жителей Пунта, которые представляли собой хижины на верхушках деревьев, на которые забирались по деревянным лестницам. Это говорит о культурном различии между ними и Египтом, что и заставило художника нарисовать их.
Затем в храме расположены сцены, где Панехеси принимает правителя Пунта, его жену и детей в своем шатре, готовит для них ужин, состоящий из вина, мяса, фруктов и хлеба. Наверху расположены сцены, где воины переносят деревья для изготовления благовоний с корнями в корзинах, наполненных грязью. Далее следует сцена, изображающая три корабля с расправленными парусами, готовых отплыть в Египет, и сцены, изображающие бритоголовую царицу Хатшепсут в сопровождении её Алка (духовного двойника), предлагающего товары Пунта богу Амуну, включая благовония, различных животных (леопардов, жирафов, крупный рогатый скот), а также луки и золото.
Есть также сцены измерения благовоний, бог Тот ведёт запись, а рядом изображён Тутмос III, сжигающий благовония перед лодкой Амуна, которую несут жрецы. В конце западной стены находится изображение царицы Хатшепсут с обритой головой перед богом Амуном. На северной стене есть сцена, где царица сидит на своем троне и обращается к трём высокопоставленным государственным деятелям, но она полностью повреждена. Однако сохранился текст, в котором Хатшепсут обращается к Амуну, говоря: «Я увековечила Пунта в доме бога, и я посадила деревья земли бога рядом с его храмом в его саду по его приказу».
Палата Хатхор
Рядом со сценами экспедиции Пунта, к югу от неё, находится камера богини Хатхор. Она состоит из двух частей, первая из которых построена, а остальные высечены в горе. Палата выполнена в виде двух залов, первый из которых состоит из 12 колонн с изображённым на них ликом Хатхор. Одна из самых красивых сцен изображает Хатхор внутри саркофага, когда она кормит грудью царицу Хатшепсут. Во втором зале представлены сцены процессии лодок, перевозящих статуи Хатхор по Нилу.
Третий этаж
Он состоит из двух рядов осирианских колонн царицы Хатшепсут, но они повреждены. Затем находится вход из розового гранита, ведущий в Святилище, высеченный в скале. Здесь находится группа камер, самые важные из которых предназначены для Ра-Хор-Ахти и Амуна. Есть также камеры для Хатшепсут и ее отца Тутмоса I, где они приносили жертвы.
Святилище
Все сцены внутри Святилища представляют отношения между Хатшепсут, Тутмосом III и египетскими богами. В эпоху Птолемеев внутри Святилища была добавлена камера, посвященная поклонению Имхотепу (инженеру царя Джосера из Старого царства) и Аменхотепу, сыну Хапу (инженеру эпохи царя Аменхотепа III, который руководил строительством Карнакского храма). Это связано с тем, что они были обожествлены в эпоху Птолемеев.
Статуя Хатшепсут в Египетском музееСтатуя Хатшепсут в форме сфинксаПерчатка Хатшепсут
Статуя Сененмут в музее МетрополитанСтатуя Сененмут держащей НефруреИзображение парада солдат с первого этажа
Место для посадки деревьев перед храмомАмун даёт ключ жизни матери ХатшепсутХнум создаёт Хатшепсут и её духовного двойника
Изображение АнубисаЖертвоприношения для АнубисаИзображение Амуна в комнате Анубиса
Осирианские колонны на втором этаже храмаЭкспедиция в страну ПунтИзображение рыб, живущих в Красном море
Правитель страны ПунтВстреча с правителем страны ПунтПравитель страны Пунт, его жена и дети
Дома жителей страны ПунтДеревья, привезённые из экспедиции в страну ПунтПосадка деревьев из страны Пунт перед храмом
Хатохор кормит ХатшепсутИзображение Хатшепсут напротив Ра-Хор-Ахти на стене его комнатыИзображение Амуна внутри его комнаты