Фивы
Фивы были столицей четвертой области Верхнего Египта. Такое название - отсылка к греческому городу с таким же именем. Арабы называли Фивы Аль-Каср, что означает «город дворцов», поскольку считали, что каждый храм - это бывший дворец фараона. Фивы также называли «городом ста ворот» из-за множества больших зданий в нем.
Фивы считаются самой богатой египетской столицей за всю историю, да и вообще самой богатой столицей в древнем мире. Интерес к Фивам начался в Среднем царстве при царе Ментухотепе II, который сделал Фивы своей столицей и начал здесь строительство, возведя свой храм в Дейр-эль-Бахри на западе. Сенусрет I также построил в Карнакском храмовом комплексе собственную святыню из белого мрамора.
В период Нового царства Фивы стали столицей Египетской империи. На Восточном берегу Нила были построены храмы богов, а на Западном - храмы в память о фараонах, такие как храм Хабу, Рамессеум и храм Хатшепсут. Также на Западном берегу были построены Долина царей, Долина цариц и Гробницы знати. Также был основан город для рабочих, которые строили храмы и гробницы на западном берегу, названный Дейр-эль-Медина.
Луксорский храм
Храм расположен на Восточном берегу и ориентирован с севера на юг, параллельно Нилу, в отличие от Карнакского храма, который ориентирован с востока на запад в соответствии с движением солнца.
Название храма
Храм называется Ипет-ресит, что означает «южное святилище», ссылаясь на место обитания богини Мут, супруги бога Амун-Ра. Храм был посвящен поклонению богу Амун-Ра, его жене Мут и их сыну Хонсу.
Строительство храма
Архитектор Аменхотеп, сын Хапу, спроектировал храм во время правления Аменхотепа III. Он построил внутреннюю часть храма (святилище) и второй открытый двор с колонным залом между ними. Царь Рамсес II достроил оставшиеся части храма, включая внешний фасад, и воздвиг перед ним два обелиска.
Причина строительства
Фарарон Аменхотеп III не был законным наследником престола после своего отца Тутмоса IV. Поэтому жрецы придумали для него историю божественного рождения, утверждая, что он сын бога Амун-Ра. Таким образом, он получил право восседать на троне бога. Аллея Сфинксов перед храмом, соединяющая его с аллеей Сфинксов Карнакского храма, была возведена царем Нектанебо I из 30-й династии в 342 г. до н.э. В 1870 году французский ученый Мариетт от завалов статуи Рамзеса II.
Планировка храма
1. Аллея Сфинкса
2. Храм Исиды
3. Фасад храма с обелиском Рамсеса II и шестью его статуями
4. Открытый двор Рамсеса II, состоящий из 74 колонн
5. Святилища Хатшепсут и Тутмоса III
6. Гипостильный зал с 14 колоннами времен правления Аменхотепа III
7. Открытый фестивальный двор Аменхотепа III с 64 колоннами
8. Зал с 32 колоннами
9. Остатки базилики
10. Зал подношений
11. Зал божественного рождения
12. Зал из 12 колонн
13. Святилище Александра Македонского
14. Святилище
Аллея сфинксов
Строительство аллеи началось во времена Нового царства и закончилось в период правления Нектанебо I из 30-й династии, она соединяет Луксорский храм с Карнакским храмовым комплексом.
В книге начала 19 века аллея Сфинксов описывалась как улица длиной 2 км, вдоль которой расположено более 600 статуй. В конце 19 века часть аллеи, находящаяся в Луксоре, была засыпана песком и находилась ниже уровня грунтовых вод, что делало её раскопки невозможными. Часть аллеи в Карнаке, длиной примерно в километр, при этом оставалась в сохранности.
Первые следы аллеи Сфинксов в Луксоре были обнаружены в 1949 году. В 2021 году состоялась церемония открытия восстановленной аллеи Сфинксов, к тому времени на аллее было установлено в общей сложности 1057 статуй (807 Сфинксов и 250 статуй с головами баранов).
Значение аллеи Сфинксов
Во время ежегодного фестиваля Опет жрецы проходили по аллее, неся деревянную барку со святой триадой (Амун-Ра, Мут и Хонсу). Во время раскопок рядом с аллеей обнаружили ряд римских зданий и мастерских по производству глиняных горшков и статуй, остатки римских винных заводов и огромная цистерна для воды.
Святилище Исиды
Святилище расположено на юго-западной стороне аллеи Сфинксов. Оно построено из глинобитных кирпичей в римскую эпоху. В нём установлена статуя богини Исиды.
Обелиски Луксорского храма
Царь Рамзес II воздвиг перед храмом два обелиска из розового гранита. Восточный обелиск высотой 22,5 метра так и остался стоять перед храмом. Высота основания обелиска - 2,5 метра, а вес - 257 тонн.
Западный обелиск сейчас находится на площади Согласия в Париже. Шампольон после посещения Луксора отправил послание французскому королю Филиппу Луи, в котором посоветовал обратиться к Мухамеду Али с просьбой подарить один из обелисков Луксорского храма для украшения им Парижа. Мухаммед Али опирался на французов при формировании своей армии и создании пороховых заводов в Египте, поэтому на просьбу короля Филиппа Луи отправил ему в дар Западный обелиск Луксорского храма. В ответ французский король подарил Мухамеду Али часы, которые и сейчас можно увидеть в Цитадели Салах-ад-Дина в Каире, правда, с момента установки они никогда не работали. Остаётся загадкой отправили их изначально нерабочими или что-то произошло во время транспортировки из Франции. А вот обелиск, установленный в Париже до сих пор считается одной из значимых достопримечательностей города.
Причина возведения обелисков перед храмами
Верхняя часть обелисков покрывалась тонкими листами золота, за счёт чего они светились и были видны издалека и днём, и ночью. Таким образом они указывали местонахождение храма.
Фасад храма
Фасад представляет собой большой пилон, разделенный на западную и восточную часть, символизирующие восточные и западные горы, огибающие реку Нил. Длина пилона составляет 65 м, а высота - 24 м. Фараон Рамсес II построил фасад и разместил на нём детали своей самой важной битвы при Кадеше.
Самые важные сцены с западной стороны показывают его сидящим со своими советниками, а затем сцену, где он находится внутри своей боевой колесницы. На восточной стене изображены сцены, где фараон на своей колеснице пускает стрелы во врагов, земля усыпана мертвыми и ранеными, а вражеские солдаты в ужасе бегут. В одной из сцен мы видим испуганного принца Кадеша на его колеснице.
В пилоне есть 4 отверстия, по два с каждой стороны с вертикальными углублениями, для установки флагов перед храмом. На восточном пилоне также есть изображение фараона Рамсеса и его жены Нефертари, приносящих жертвы богу плодородия Мину. Перед пилоном установлены 6 статуй царя Рамзеса II, по 3 с каждой стороны. Две статуи из чёрного гранта по обе стороны от входа изображают сидящего царя Рамзеса II. Рядом со статуей с восточной стороны находится царица Нефертари, а с западной – Мерит-Амон, дочь Рамзеса и Нефертари. Стоящие статуи Рамзеса II высотой 14 метров были отреставрированы в 2023 году.
Первый открытый двор
Двор состоит из 74 колонн в форме закрытого цветка папируса. Между ними находятся 8 статуй стоящего Рамзеса II и две сидящего фараона. Из-за святилищ царицы Хатшепсут и фараона Тутмоса III в открытом дворе на западной стороне, ось храма немного отклонилась к востоку. Этот двор был предназначен для празднования ежегодного фестиваля Опет (бракосочетания бога Амун-Ра с богиней Мут). Открытый двор был доступен для широкой публики. Богатые в этом месте приносили жертвы богам, а бедные ели то, что приносилось в жертву.
В центре двора расположены 3 святилища: первое, самое большое, посвящено Амун-Ра, на восточной стороне находится святилище его жены, богини Мут, а на западной - святилище их сына Хонсу. Перед этими святилищами в северо-западной части двора стоят четыре колонны из красного гранита с капителями в форме папируса.
В северо-восточной части двора расположена мечеть Абу аль-Хаггаг, которая была построена в эпоху Фатимидов на руинах церкви, возведенной на этом месте в 3 веке н.э. Таким образом, в этом дворе впервые представлены 3 различные цивилизации: древнеегипесткая цивилизация фараонов, христианская и исламская.
Каждое из святилищ содержит сцены воскурения благовоний, очищения, жертвоприношений, а также различные религиозные сцены.
Во дворе есть два входа (с западной и восточной стороны) для жрецов, несущих богов во время религиозных процессий. Самые важные сцены, которые можно увидеть во дворе, изображают процесс жертвоприношений и народов, которых победил Рамзес II. На западной стороне южной стены изображен фасад Луксорского храма с пилоном, обелисками и статуями коров. На головах этих статуй изображены враги Египта в виде человеческих голов.
Гипостильный зал
Гипостильный зал состоит из 14 колонн в форме раскрытого цветка папируса высотой 16 м, по 7 колонн с каждой стороны. Гипостильный зал был построен при фараоне Тутмосе III и завершен при Тутанхамоне и Хоремхебе. На его западной и восточной стенах изображены сцены празднования фестиваля Опет. В зале находится красивая двойная статуя бога Амуна и его жены Мут, сделанные из известняка, а также статуи Тутанхамона и его жены.
Сцены на западной стене показывают путешествие бога Амуна из Карнака в Луксорский храм, чтобы навестить свою жену, а также сцены празднеств внутри храма.
На восточной стене показывается обратный путь бога Амуна из Луксорского храма в Карнакский.
Символизм колонны в Древнем Египте
Колонна символизирует растения и деревья. Внизу находится основание круглой формы, которое представляет собой семена растения. Основная часть колонны представляет собой стебель растения, а её вершина - цветок.
Открытый двор
Второй праздничный двор Аменхотепа III - это открытый двор с 64 колоннами. Здесь проводились фестивали, особенно фестиваль Опет во время правления Аменхотепа III. Колонны выполнены в форме стеблей папируса.
Тайник Луксорского храма
В 1988 г. из-за разрушения колонн грунтовыми водами египетское правительство решило их демонтировать. Во время демонтажа был обнаружен тайник храма. В тайнике находилось 26 статуй, начиная с правления царя Аменхотепа III в период Нового царства и заканчивая правлением царя Шошенка в период Позднего царства. Все статуи изображали фараонов или богов. Сегодня находки хранятся в Луксорском музее.
Зал Освещения
Это зал с 32 колоннами и небольшим вестибюлем с 8 колоннами. Зал называется Залом Освещения, поскольку бог Амун освещал его, когда выходил из Святилища. Большинство сцен зала повреждены, но есть сцена, изображающая объединение разных земель, и сцена, изображающая фараона Аменхотепа III перед фиванской триадой: Амуном, Мут и Хонсу.
В римскую эпоху все колонны в зале были удалены и его превратили в римский храм, а затем в христианскую церковь. Изображения Аменхотепа III были закрашены белой краской, вход превращён в апсиду с двумя колоннами римского коринфского стиля. На восточной стороне зала очень красивое изображение Тайной вечери.
Зал Приношений
Через этот зал с четырьмя колоннами в два ряда проходила священная процессия бога Амуна при выходе из Святилища и входа в него. Все изображения зала посвящены жертвоприношениям, а на восточной стороне есть сцена, в которой фараон ведет четырех быков на заклание в честь праздника Опет.
Святилище Александра Македонского
Изначально на этом месте был квадратный зал с 4 колоннами. Александр Македонский убрал их и построил на их месте святилище, названное в его честь, также называемое камерой священной лодки. На ее стенах можно увидеть 40 различных сцен, изображающих Александра Македонского с различными богами.
Камера Очищения
Прямоугольная комната с 3 колоннами. В нее можно попасть с восточной стены зала подношений, а ее сцены изображают омовение и очищение фараона перед началом торжеств.
Зал Божественного Рождения
На северной стене зала Очищения находится вход в зал божественного рождения. Он состоит из трех колонн с капителями в виде бутонов папируса. Именно этот зал был причиной строительства храма.
Аменхотеп III родился от матери-иностранки по имени Мутемвия, поэтому не имел права наследования престола. Жрецы придумали для него историю о божественном рождении, как и для царицы Хатшепсут до него.
Сцены, изображающие божественное рождение, находятся на западной стене камеры снизу вверх. Они показывают, как бог Амун-Ра входит в покои царицы Мутемвии, предстает в облике ее мужа Тутмоса IV, затем садится перед ней на трон и дает ей ключ жизни (это означает, что он дарует ей жизнь ребенка Аменхотепа III). Здесь он явил ей свою священную форму. Потом следует сцена, где бог Амун-Ра приказывает богу Хнуму в образе человека с головой барана вылепить ребенка на гончарном круге, и сцена с богиней Хатхор, защищающей мать и ребенка. В середине сцены бог Хнум сообщает царице, что она беременна. После этого царица идет в родовую палату в сопровождении Хнума и Хатхор. Затем следует сцена, где она сидит на родильном кресле, а ее мать и богини, защищающие ребенка, включая Хатхор, Таверет и бога счастья Беса, ждут, чтобы поскорее принять ребенка. После рождения ребёнка, Хатхор изображена держащей его на руках перед богом Амун-Ра, который благословляет младенца и дарует ему долгую и счастливую жизнь.
На верхних сценах Хатхор возвращает ребёнка богине материнства, затем следуют другие изображения ребёнка, растущего перед богами, пока, наконец, восходит на трон Египта. Так Аменхотеп III стал не только сыном своего отца, но и сыном бога Амун-Ра, а значит, получил законное право править.
Зал Солнца
Зал состоит из трех камер: восточной, западной и центрального продольного зала. Центральный зал состоит из 12 колонн с капителями в виде бутонов папируса. Он выполнен в уникальном стиле, называемом базиликанским, когда центральная часть выше, чем боковые, чтобы обеспечить доступ солнечного света и воздуха. Здесь изображены сцены, связанные с плодородием, и сцены, связанные с циклом солнца: 12 часов дня и 12 часов ночи.
Святилище
Святилище считается первой и самой важной частью, построенной в Луксорском храме. Она состоит из трех камер, в центральной из которых установлены 4 колонны. Внутри изображены сцены с участием фараона Аменхотепа III с фиванской триадой (Амун, Мут и Хонсу).
Святилище посвящено богу Амуну. В него можно попасть через вход в южной стене Зала Солнца. Этот вход украшен сценами, изображающими бога Нила Хапи, приносящего жертвы другим богам, символизируя изобилие, приносимое разливом Нила. Вокруг Святилища расположены камеры для ежедневных религиозных ритуалов.
Луксорский храмАллея сфинксовАллея сфинксов
Установка обелиска из Луксора в ПарижеВосточный обелиск возле Луксорского храмаВосточный обелиск и статуи Рамзеса II
Восточный обелиск и статуи Рамзеса IIВосточный обелиск и статуи Рамзеса IIРамзес II
Первый открытый дворПервый открытый дворСвятилище Хатшепсут
Три святилищаМечеть Абу аль-ХаггагРамзес II и бог Амун
Изображение бога Хапи на постаменте статуи Рамзеса IIИзображение бога Хапи на постаменте статуи Рамзеса IIБог Амун и его жена Мут
Тутанхамон и его жена АнхесенамонИзображение фестиваля ОпетИзображение фестиваля Опет
Изображение фестиваля ОпетИзображение фестиваля ОпетИзображение фестиваля Опет
Изображение фестиваля ОпетИзображение фестиваля ОпетИзображение фестиваля Опет
Колонны с капителями в виде цветка лотосаКолонны в открытом двореБольшой двор
Одна из статуй Луксорского храмаАртефакты Луксорского храмаАртефакты Луксорского храма
Зал освещенияЗал освещенияЗал освещения
Зал освещенияЗал приношенийСвятилище Александра Македонского
Фивы
Фивы были столицей четвертой области Верхнего Египта. Такое название - отсылка к греческому городу с таким же именем. Арабы называли Фивы Аль-Каср, что означает «город дворцов», поскольку считали, что каждый храм - это бывший дворец фараона. Фивы также называли «городом ста ворот» из-за множества больших зданий в нем.
Фивы считаются самой богатой египетской столицей за всю историю, да и вообще самой богатой столицей в древнем мире. Интерес к Фивам начался в Среднем царстве при царе Ментухотепе II, который сделал Фивы своей столицей и начал здесь строительство, возведя свой храм в Дейр-эль-Бахри на западе. Сенусрет I также построил в Карнакском храмовом комплексе собственную святыню из белого мрамора.
В период Нового царства Фивы стали столицей Египетской империи. На Восточном берегу Нила были построены храмы богов, а на Западном - храмы в память о фараонах, такие как храм Хабу, Рамессеум и храм Хатшепсут. Также на Западном берегу были построены Долина царей, Долина цариц и Гробницы знати. Также был основан город для рабочих, которые строили храмы и гробницы на западном берегу, названный Дейр-эль-Медина.
Луксорский храм
Храм расположен на Восточном берегу и ориентирован с севера на юг, параллельно Нилу, в отличие от Карнакского храма, который ориентирован с востока на запад в соответствии с движением солнца.
Название храма
Храм называется Ипет-ресит, что означает «южное святилище», ссылаясь на место обитания богини Мут, супруги бога Амун-Ра. Храм был посвящен поклонению богу Амун-Ра, его жене Мут и их сыну Хонсу.
Строительство храма
Архитектор Аменхотеп, сын Хапу, спроектировал храм во время правления Аменхотепа III. Он построил внутреннюю часть храма (святилище) и второй открытый двор с колонным залом между ними. Царь Рамсес II достроил оставшиеся части храма, включая внешний фасад, и воздвиг перед ним два обелиска.
Причина строительства
Фарарон Аменхотеп III не был законным наследником престола после своего отца Тутмоса IV. Поэтому жрецы придумали для него историю божественного рождения, утверждая, что он сын бога Амун-Ра. Таким образом, он получил право восседать на троне бога. Аллея Сфинксов перед храмом, соединяющая его с аллеей Сфинксов Карнакского храма, была возведена царем Нектанебо I из 30-й династии в 342 г. до н.э. В 1870 году французский ученый Мариетт от завалов статуи Рамзеса II.
Планировка храма
1. Аллея Сфинкса
2. Храм Исиды
3. Фасад храма с обелиском Рамсеса II и шестью его статуями
4. Открытый двор Рамсеса II, состоящий из 74 колонн
5. Святилища Хатшепсут и Тутмоса III
6. Гипостильный зал с 14 колоннами времен правления Аменхотепа III
7. Открытый фестивальный двор Аменхотепа III с 64 колоннами
8. Зал с 32 колоннами
9. Остатки базилики
10. Зал подношений
11. Зал божественного рождения
12. Зал из 12 колонн
13. Святилище Александра Македонского
14. Святилище
Аллея сфинксов
Строительство аллеи началось во времена Нового царства и закончилось в период правления Нектанебо I из 30-й династии, она соединяет Луксорский храм с Карнакским храмовым комплексом.
В книге начала 19 века аллея Сфинксов описывалась как улица длиной 2 км, вдоль которой расположено более 600 статуй. В конце 19 века часть аллеи, находящаяся в Луксоре, была засыпана песком и находилась ниже уровня грунтовых вод, что делало её раскопки невозможными. Часть аллеи в Карнаке, длиной примерно в километр, при этом оставалась в сохранности.
Первые следы аллеи Сфинксов в Луксоре были обнаружены в 1949 году. В 2021 году состоялась церемония открытия восстановленной аллеи Сфинксов, к тому времени на аллее было установлено в общей сложности 1057 статуй (807 Сфинксов и 250 статуй с головами баранов).
Значение аллеи Сфинксов
Во время ежегодного фестиваля Опет жрецы проходили по аллее, неся деревянную барку со святой триадой (Амун-Ра, Мут и Хонсу). Во время раскопок рядом с аллеей обнаружили ряд римских зданий и мастерских по производству глиняных горшков и статуй, остатки римских винных заводов и огромная цистерна для воды.
Святилище Исиды
Святилище расположено на юго-западной стороне аллеи Сфинксов. Оно построено из глинобитных кирпичей в римскую эпоху. В нём установлена статуя богини Исиды.
Обелиски Луксорского храма
Царь Рамзес II воздвиг перед храмом два обелиска из розового гранита. Восточный обелиск высотой 22,5 метра так и остался стоять перед храмом. Высота основания обелиска - 2,5 метра, а вес - 257 тонн.
Западный обелиск сейчас находится на площади Согласия в Париже. Шампольон после посещения Луксора отправил послание французскому королю Филиппу Луи, в котором посоветовал обратиться к Мухамеду Али с просьбой подарить один из обелисков Луксорского храма для украшения им Парижа. Мухаммед Али опирался на французов при формировании своей армии и создании пороховых заводов в Египте, поэтому на просьбу короля Филиппа Луи отправил ему в дар Западный обелиск Луксорского храма. В ответ французский король подарил Мухамеду Али часы, которые и сейчас можно увидеть в Цитадели Салах-ад-Дина в Каире, правда, с момента установки они никогда не работали. Остаётся загадкой отправили их изначально нерабочими или что-то произошло во время транспортировки из Франции. А вот обелиск, установленный в Париже до сих пор считается одной из значимых достопримечательностей города.
Причина возведения обелисков перед храмами
Верхняя часть обелисков покрывалась тонкими листами золота, за счёт чего они светились и были видны издалека и днём, и ночью. Таким образом они указывали местонахождение храма.
Фасад храма
Фасад представляет собой большой пилон, разделенный на западную и восточную часть, символизирующие восточные и западные горы, огибающие реку Нил. Длина пилона составляет 65 м, а высота - 24 м. Фараон Рамсес II построил фасад и разместил на нём детали своей самой важной битвы при Кадеше.
Самые важные сцены с западной стороны показывают его сидящим со своими советниками, а затем сцену, где он находится внутри своей боевой колесницы. На восточной стене изображены сцены, где фараон на своей колеснице пускает стрелы во врагов, земля усыпана мертвыми и ранеными, а вражеские солдаты в ужасе бегут. В одной из сцен мы видим испуганного принца Кадеша на его колеснице.
В пилоне есть 4 отверстия, по два с каждой стороны с вертикальными углублениями, для установки флагов перед храмом. На восточном пилоне также есть изображение фараона Рамсеса и его жены Нефертари, приносящих жертвы богу плодородия Мину. Перед пилоном установлены 6 статуй царя Рамзеса II, по 3 с каждой стороны. Две статуи из чёрного гранта по обе стороны от входа изображают сидящего царя Рамзеса II. Рядом со статуей с восточной стороны находится царица Нефертари, а с западной – Мерит-Амон, дочь Рамзеса и Нефертари. Стоящие статуи Рамзеса II высотой 14 метров были отреставрированы в 2023 году.
Первый открытый двор
Двор состоит из 74 колонн в форме закрытого цветка папируса. Между ними находятся 8 статуй стоящего Рамзеса II и две сидящего фараона. Из-за святилищ царицы Хатшепсут и фараона Тутмоса III в открытом дворе на западной стороне, ось храма немного отклонилась к востоку. Этот двор был предназначен для празднования ежегодного фестиваля Опет (бракосочетания бога Амун-Ра с богиней Мут). Открытый двор был доступен для широкой публики. Богатые в этом месте приносили жертвы богам, а бедные ели то, что приносилось в жертву.
В центре двора расположены 3 святилища: первое, самое большое, посвящено Амун-Ра, на восточной стороне находится святилище его жены, богини Мут, а на западной - святилище их сына Хонсу. Перед этими святилищами в северо-западной части двора стоят четыре колонны из красного гранита с капителями в форме папируса.
В северо-восточной части двора расположена мечеть Абу аль-Хаггаг, которая была построена в эпоху Фатимидов на руинах церкви, возведенной на этом месте в 3 веке н.э. Таким образом, в этом дворе впервые представлены 3 различные цивилизации: древнеегипесткая цивилизация фараонов, христианская и исламская.
Каждое из святилищ содержит сцены воскурения благовоний, очищения, жертвоприношений, а также различные религиозные сцены.
Во дворе есть два входа (с западной и восточной стороны) для жрецов, несущих богов во время религиозных процессий. Самые важные сцены, которые можно увидеть во дворе, изображают процесс жертвоприношений и народов, которых победил Рамзес II. На западной стороне южной стены изображен фасад Луксорского храма с пилоном, обелисками и статуями коров. На головах этих статуй изображены враги Египта в виде человеческих голов.
Гипостильный зал
Гипостильный зал состоит из 14 колонн в форме раскрытого цветка папируса высотой 16 м, по 7 колонн с каждой стороны. Гипостильный зал был построен при фараоне Тутмосе III и завершен при Тутанхамоне и Хоремхебе. На его западной и восточной стенах изображены сцены празднования фестиваля Опет. В зале находится красивая двойная статуя бога Амуна и его жены Мут, сделанные из известняка, а также статуи Тутанхамона и его жены.
Сцены на западной стене показывают путешествие бога Амуна из Карнака в Луксорский храм, чтобы навестить свою жену, а также сцены празднеств внутри храма.
На восточной стене показывается обратный путь бога Амуна из Луксорского храма в Карнакский.
Символизм колонны в Древнем Египте
Колонна символизирует растения и деревья. Внизу находится основание круглой формы, которое представляет собой семена растения. Основная часть колонны представляет собой стебель растения, а её вершина - цветок.
Открытый двор
Второй праздничный двор Аменхотепа III - это открытый двор с 64 колоннами. Здесь проводились фестивали, особенно фестиваль Опет во время правления Аменхотепа III. Колонны выполнены в форме стеблей папируса.
Тайник Луксорского храма
В 1988 г. из-за разрушения колонн грунтовыми водами египетское правительство решило их демонтировать. Во время демонтажа был обнаружен тайник храма. В тайнике находилось 26 статуй, начиная с правления царя Аменхотепа III в период Нового царства и заканчивая правлением царя Шошенка в период Позднего царства. Все статуи изображали фараонов или богов. Сегодня находки хранятся в Луксорском музее.
Зал Освещения
Это зал с 32 колоннами и небольшим вестибюлем с 8 колоннами. Зал называется Залом Освещения, поскольку бог Амун освещал его, когда выходил из Святилища. Большинство сцен зала повреждены, но есть сцена, изображающая объединение разных земель, и сцена, изображающая фараона Аменхотепа III перед фиванской триадой: Амуном, Мут и Хонсу.
В римскую эпоху все колонны в зале были удалены и его превратили в римский храм, а затем в христианскую церковь. Изображения Аменхотепа III были закрашены белой краской, вход превращён в апсиду с двумя колоннами римского коринфского стиля. На восточной стороне зала очень красивое изображение Тайной вечери.
Зал Приношений
Через этот зал с четырьмя колоннами в два ряда проходила священная процессия бога Амуна при выходе из Святилища и входа в него. Все изображения зала посвящены жертвоприношениям, а на восточной стороне есть сцена, в которой фараон ведет четырех быков на заклание в честь праздника Опет.
Святилище Александра Македонского
Изначально на этом месте был квадратный зал с 4 колоннами. Александр Македонский убрал их и построил на их месте святилище, названное в его честь, также называемое камерой священной лодки. На ее стенах можно увидеть 40 различных сцен, изображающих Александра Македонского с различными богами.
Камера Очищения
Прямоугольная комната с 3 колоннами. В нее можно попасть с восточной стены зала подношений, а ее сцены изображают омовение и очищение фараона перед началом торжеств.
Зал Божественного Рождения
На северной стене зала Очищения находится вход в зал божественного рождения. Он состоит из трех колонн с капителями в виде бутонов папируса. Именно этот зал был причиной строительства храма.
Аменхотеп III родился от матери-иностранки по имени Мутемвия, поэтому не имел права наследования престола. Жрецы придумали для него историю о божественном рождении, как и для царицы Хатшепсут до него.
Сцены, изображающие божественное рождение, находятся на западной стене камеры снизу вверх. Они показывают, как бог Амун-Ра входит в покои царицы Мутемвии, предстает в облике ее мужа Тутмоса IV, затем садится перед ней на трон и дает ей ключ жизни (это означает, что он дарует ей жизнь ребенка Аменхотепа III). Здесь он явил ей свою священную форму. Потом следует сцена, где бог Амун-Ра приказывает богу Хнуму в образе человека с головой барана вылепить ребенка на гончарном круге, и сцена с богиней Хатхор, защищающей мать и ребенка. В середине сцены бог Хнум сообщает царице, что она беременна. После этого царица идет в родовую палату в сопровождении Хнума и Хатхор. Затем следует сцена, где она сидит на родильном кресле, а ее мать и богини, защищающие ребенка, включая Хатхор, Таверет и бога счастья Беса, ждут, чтобы поскорее принять ребенка. После рождения ребёнка, Хатхор изображена держащей его на руках перед богом Амун-Ра, который благословляет младенца и дарует ему долгую и счастливую жизнь.
На верхних сценах Хатхор возвращает ребёнка богине материнства, затем следуют другие изображения ребёнка, растущего перед богами, пока, наконец, восходит на трон Египта. Так Аменхотеп III стал не только сыном своего отца, но и сыном бога Амун-Ра, а значит, получил законное право править.
Зал Солнца
Зал состоит из трех камер: восточной, западной и центрального продольного зала. Центральный зал состоит из 12 колонн с капителями в виде бутонов папируса. Он выполнен в уникальном стиле, называемом базиликанским, когда центральная часть выше, чем боковые, чтобы обеспечить доступ солнечного света и воздуха. Здесь изображены сцены, связанные с плодородием, и сцены, связанные с циклом солнца: 12 часов дня и 12 часов ночи.
Святилище
Святилище считается первой и самой важной частью, построенной в Луксорском храме. Она состоит из трех камер, в центральной из которых установлены 4 колонны. Внутри изображены сцены с участием фараона Аменхотепа III с фиванской триадой (Амун, Мут и Хонсу).
Святилище посвящено богу Амуну. В него можно попасть через вход в южной стене Зала Солнца. Этот вход украшен сценами, изображающими бога Нила Хапи, приносящего жертвы другим богам, символизируя изобилие, приносимое разливом Нила. Вокруг Святилища расположены камеры для ежедневных религиозных ритуалов.
Луксорский храмАллея сфинксовАллея сфинксов
Установка обелиска из Луксора в ПарижеВосточный обелиск возле Луксорского храмаВосточный обелиск и статуи Рамзеса II
Восточный обелиск и статуи Рамзеса IIВосточный обелиск и статуи Рамзеса IIРамзес II
Первый открытый дворПервый открытый дворСвятилище Хатшепсут
Три святилищаМечеть Абу аль-ХаггагРамзес II и бог Амун
Изображение бога Хапи на постаменте статуи Рамзеса IIИзображение бога Хапи на постаменте статуи Рамзеса IIБог Амун и его жена Мут
Тутанхамон и его жена АнхесенамонИзображение фестиваля ОпетИзображение фестиваля Опет
Изображение фестиваля ОпетИзображение фестиваля ОпетИзображение фестиваля Опет
Изображение фестиваля ОпетИзображение фестиваля ОпетИзображение фестиваля Опет
Колонны с капителями в виде цветка лотосаКолонны в открытом двореБольшой двор
Одна из статуй Луксорского храмаАртефакты Луксорского храмаАртефакты Луксорского храма
Зал освещенияЗал освещенияЗал освещения
Зал освещенияЗал приношенийСвятилище Александра Македонского
Фивы
Фивы были столицей четвертой области Верхнего Египта. Такое название - отсылка к греческому городу с таким же именем. Арабы называли Фивы Аль-Каср, что означает «город дворцов», поскольку считали, что каждый храм - это бывший дворец фараона. Фивы также называли «городом ста ворот» из-за множества больших зданий в нем.
Фивы считаются самой богатой египетской столицей за всю историю, да и вообще самой богатой столицей в древнем мире. Интерес к Фивам начался в Среднем царстве при царе Ментухотепе II, который сделал Фивы своей столицей и начал здесь строительство, возведя свой храм в Дейр-эль-Бахри на западе. Сенусрет I также построил в Карнакском храмовом комплексе собственную святыню из белого мрамора.
В период Нового царства Фивы стали столицей Египетской империи. На Восточном берегу Нила были построены храмы богов, а на Западном - храмы в память о фараонах, такие как храм Хабу, Рамессеум и храм Хатшепсут. Также на Западном берегу были построены Долина царей, Долина цариц и Гробницы знати. Также был основан город для рабочих, которые строили храмы и гробницы на западном берегу, названный Дейр-эль-Медина.
Луксорский храм
Храм расположен на Восточном берегу и ориентирован с севера на юг, параллельно Нилу, в отличие от Карнакского храма, который ориентирован с востока на запад в соответствии с движением солнца.
Название храма
Храм называется Ипет-ресит, что означает «южное святилище», ссылаясь на место обитания богини Мут, супруги бога Амун-Ра. Храм был посвящен поклонению богу Амун-Ра, его жене Мут и их сыну Хонсу.
Строительство храма
Архитектор Аменхотеп, сын Хапу, спроектировал храм во время правления Аменхотепа III. Он построил внутреннюю часть храма (святилище) и второй открытый двор с колонным залом между ними. Царь Рамсес II достроил оставшиеся части храма, включая внешний фасад, и воздвиг перед ним два обелиска.
Причина строительства
Фарарон Аменхотеп III не был законным наследником престола после своего отца Тутмоса IV. Поэтому жрецы придумали для него историю божественного рождения, утверждая, что он сын бога Амун-Ра. Таким образом, он получил право восседать на троне бога. Аллея Сфинксов перед храмом, соединяющая его с аллеей Сфинксов Карнакского храма, была возведена царем Нектанебо I из 30-й династии в 342 г. до н.э. В 1870 году французский ученый Мариетт от завалов статуи Рамзеса II.
Планировка храма
1. Аллея Сфинкса
2. Храм Исиды
3. Фасад храма с обелиском Рамсеса II и шестью его статуями
4. Открытый двор Рамсеса II, состоящий из 74 колонн
5. Святилища Хатшепсут и Тутмоса III
6. Гипостильный зал с 14 колоннами времен правления Аменхотепа III
7. Открытый фестивальный двор Аменхотепа III с 64 колоннами
8. Зал с 32 колоннами
9. Остатки базилики
10. Зал подношений
11. Зал божественного рождения
12. Зал из 12 колонн
13. Святилище Александра Македонского
14. Святилище
Аллея сфинксов
Строительство аллеи началось во времена Нового царства и закончилось в период правления Нектанебо I из 30-й династии, она соединяет Луксорский храм с Карнакским храмовым комплексом.
В книге начала 19 века аллея Сфинксов описывалась как улица длиной 2 км, вдоль которой расположено более 600 статуй. В конце 19 века часть аллеи, находящаяся в Луксоре, была засыпана песком и находилась ниже уровня грунтовых вод, что делало её раскопки невозможными. Часть аллеи в Карнаке, длиной примерно в километр, при этом оставалась в сохранности.
Первые следы аллеи Сфинксов в Луксоре были обнаружены в 1949 году. В 2021 году состоялась церемония открытия восстановленной аллеи Сфинксов, к тому времени на аллее было установлено в общей сложности 1057 статуй (807 Сфинксов и 250 статуй с головами баранов).
Значение аллеи Сфинксов
Во время ежегодного фестиваля Опет жрецы проходили по аллее, неся деревянную барку со святой триадой (Амун-Ра, Мут и Хонсу). Во время раскопок рядом с аллеей обнаружили ряд римских зданий и мастерских по производству глиняных горшков и статуй, остатки римских винных заводов и огромная цистерна для воды.
Святилище Исиды
Святилище расположено на юго-западной стороне аллеи Сфинксов. Оно построено из глинобитных кирпичей в римскую эпоху. В нём установлена статуя богини Исиды.
Обелиски Луксорского храма
Царь Рамзес II воздвиг перед храмом два обелиска из розового гранита. Восточный обелиск высотой 22,5 метра так и остался стоять перед храмом. Высота основания обелиска - 2,5 метра, а вес - 257 тонн.
Западный обелиск сейчас находится на площади Согласия в Париже. Шампольон после посещения Луксора отправил послание французскому королю Филиппу Луи, в котором посоветовал обратиться к Мухамеду Али с просьбой подарить один из обелисков Луксорского храма для украшения им Парижа. Мухаммед Али опирался на французов при формировании своей армии и создании пороховых заводов в Египте, поэтому на просьбу короля Филиппа Луи отправил ему в дар Западный обелиск Луксорского храма. В ответ французский король подарил Мухамеду Али часы, которые и сейчас можно увидеть в Цитадели Салах-ад-Дина в Каире, правда, с момента установки они никогда не работали. Остаётся загадкой отправили их изначально нерабочими или что-то произошло во время транспортировки из Франции. А вот обелиск, установленный в Париже до сих пор считается одной из значимых достопримечательностей города.
Причина возведения обелисков перед храмами
Верхняя часть обелисков покрывалась тонкими листами золота, за счёт чего они светились и были видны издалека и днём, и ночью. Таким образом они указывали местонахождение храма.
Фасад храма
Фасад представляет собой большой пилон, разделенный на западную и восточную часть, символизирующие восточные и западные горы, огибающие реку Нил. Длина пилона составляет 65 м, а высота - 24 м. Фараон Рамсес II построил фасад и разместил на нём детали своей самой важной битвы при Кадеше.
Самые важные сцены с западной стороны показывают его сидящим со своими советниками, а затем сцену, где он находится внутри своей боевой колесницы. На восточной стене изображены сцены, где фараон на своей колеснице пускает стрелы во врагов, земля усыпана мертвыми и ранеными, а вражеские солдаты в ужасе бегут. В одной из сцен мы видим испуганного принца Кадеша на его колеснице.
В пилоне есть 4 отверстия, по два с каждой стороны с вертикальными углублениями, для установки флагов перед храмом. На восточном пилоне также есть изображение фараона Рамсеса и его жены Нефертари, приносящих жертвы богу плодородия Мину. Перед пилоном установлены 6 статуй царя Рамзеса II, по 3 с каждой стороны. Две статуи из чёрного гранта по обе стороны от входа изображают сидящего царя Рамзеса II. Рядом со статуей с восточной стороны находится царица Нефертари, а с западной – Мерит-Амон, дочь Рамзеса и Нефертари. Стоящие статуи Рамзеса II высотой 14 метров были отреставрированы в 2023 году.
Первый открытый двор
Двор состоит из 74 колонн в форме закрытого цветка папируса. Между ними находятся 8 статуй стоящего Рамзеса II и две сидящего фараона. Из-за святилищ царицы Хатшепсут и фараона Тутмоса III в открытом дворе на западной стороне, ось храма немного отклонилась к востоку. Этот двор был предназначен для празднования ежегодного фестиваля Опет (бракосочетания бога Амун-Ра с богиней Мут). Открытый двор был доступен для широкой публики. Богатые в этом месте приносили жертвы богам, а бедные ели то, что приносилось в жертву.
В центре двора расположены 3 святилища: первое, самое большое, посвящено Амун-Ра, на восточной стороне находится святилище его жены, богини Мут, а на западной - святилище их сына Хонсу. Перед этими святилищами в северо-западной части двора стоят четыре колонны из красного гранита с капителями в форме папируса.
В северо-восточной части двора расположена мечеть Абу аль-Хаггаг, которая была построена в эпоху Фатимидов на руинах церкви, возведенной на этом месте в 3 веке н.э. Таким образом, в этом дворе впервые представлены 3 различные цивилизации: древнеегипесткая цивилизация фараонов, христианская и исламская.
Каждое из святилищ содержит сцены воскурения благовоний, очищения, жертвоприношений, а также различные религиозные сцены.
Во дворе есть два входа (с западной и восточной стороны) для жрецов, несущих богов во время религиозных процессий. Самые важные сцены, которые можно увидеть во дворе, изображают процесс жертвоприношений и народов, которых победил Рамзес II. На западной стороне южной стены изображен фасад Луксорского храма с пилоном, обелисками и статуями коров. На головах этих статуй изображены враги Египта в виде человеческих голов.
Гипостильный зал
Гипостильный зал состоит из 14 колонн в форме раскрытого цветка папируса высотой 16 м, по 7 колонн с каждой стороны. Гипостильный зал был построен при фараоне Тутмосе III и завершен при Тутанхамоне и Хоремхебе. На его западной и восточной стенах изображены сцены празднования фестиваля Опет. В зале находится красивая двойная статуя бога Амуна и его жены Мут, сделанные из известняка, а также статуи Тутанхамона и его жены.
Сцены на западной стене показывают путешествие бога Амуна из Карнака в Луксорский храм, чтобы навестить свою жену, а также сцены празднеств внутри храма.
На восточной стене показывается обратный путь бога Амуна из Луксорского храма в Карнакский.
Символизм колонны в Древнем Египте
Колонна символизирует растения и деревья. Внизу находится основание круглой формы, которое представляет собой семена растения. Основная часть колонны представляет собой стебель растения, а её вершина - цветок.
Открытый двор
Второй праздничный двор Аменхотепа III - это открытый двор с 64 колоннами. Здесь проводились фестивали, особенно фестиваль Опет во время правления Аменхотепа III. Колонны выполнены в форме стеблей папируса.
Тайник Луксорского храма
В 1988 г. из-за разрушения колонн грунтовыми водами египетское правительство решило их демонтировать. Во время демонтажа был обнаружен тайник храма. В тайнике находилось 26 статуй, начиная с правления царя Аменхотепа III в период Нового царства и заканчивая правлением царя Шошенка в период Позднего царства. Все статуи изображали фараонов или богов. Сегодня находки хранятся в Луксорском музее.
Зал Освещения
Это зал с 32 колоннами и небольшим вестибюлем с 8 колоннами. Зал называется Залом Освещения, поскольку бог Амун освещал его, когда выходил из Святилища. Большинство сцен зала повреждены, но есть сцена, изображающая объединение разных земель, и сцена, изображающая фараона Аменхотепа III перед фиванской триадой: Амуном, Мут и Хонсу.
В римскую эпоху все колонны в зале были удалены и его превратили в римский храм, а затем в христианскую церковь. Изображения Аменхотепа III были закрашены белой краской, вход превращён в апсиду с двумя колоннами римского коринфского стиля. На восточной стороне зала очень красивое изображение Тайной вечери.
Зал Приношений
Через этот зал с четырьмя колоннами в два ряда проходила священная процессия бога Амуна при выходе из Святилища и входа в него. Все изображения зала посвящены жертвоприношениям, а на восточной стороне есть сцена, в которой фараон ведет четырех быков на заклание в честь праздника Опет.
Святилище Александра Македонского
Изначально на этом месте был квадратный зал с 4 колоннами. Александр Македонский убрал их и построил на их месте святилище, названное в его честь, также называемое камерой священной лодки. На ее стенах можно увидеть 40 различных сцен, изображающих Александра Македонского с различными богами.
Камера Очищения
Прямоугольная комната с 3 колоннами. В нее можно попасть с восточной стены зала подношений, а ее сцены изображают омовение и очищение фараона перед началом торжеств.
Зал Божественного Рождения
На северной стене зала Очищения находится вход в зал божественного рождения. Он состоит из трех колонн с капителями в виде бутонов папируса. Именно этот зал был причиной строительства храма.
Аменхотеп III родился от матери-иностранки по имени Мутемвия, поэтому не имел права наследования престола. Жрецы придумали для него историю о божественном рождении, как и для царицы Хатшепсут до него.
Сцены, изображающие божественное рождение, находятся на западной стене камеры снизу вверх. Они показывают, как бог Амун-Ра входит в покои царицы Мутемвии, предстает в облике ее мужа Тутмоса IV, затем садится перед ней на трон и дает ей ключ жизни (это означает, что он дарует ей жизнь ребенка Аменхотепа III). Здесь он явил ей свою священную форму. Потом следует сцена, где бог Амун-Ра приказывает богу Хнуму в образе человека с головой барана вылепить ребенка на гончарном круге, и сцена с богиней Хатхор, защищающей мать и ребенка. В середине сцены бог Хнум сообщает царице, что она беременна. После этого царица идет в родовую палату в сопровождении Хнума и Хатхор. Затем следует сцена, где она сидит на родильном кресле, а ее мать и богини, защищающие ребенка, включая Хатхор, Таверет и бога счастья Беса, ждут, чтобы поскорее принять ребенка. После рождения ребёнка, Хатхор изображена держащей его на руках перед богом Амун-Ра, который благословляет младенца и дарует ему долгую и счастливую жизнь.
На верхних сценах Хатхор возвращает ребёнка богине материнства, затем следуют другие изображения ребёнка, растущего перед богами, пока, наконец, восходит на трон Египта. Так Аменхотеп III стал не только сыном своего отца, но и сыном бога Амун-Ра, а значит, получил законное право править.
Зал Солнца
Зал состоит из трех камер: восточной, западной и центрального продольного зала. Центральный зал состоит из 12 колонн с капителями в виде бутонов папируса. Он выполнен в уникальном стиле, называемом базиликанским, когда центральная часть выше, чем боковые, чтобы обеспечить доступ солнечного света и воздуха. Здесь изображены сцены, связанные с плодородием, и сцены, связанные с циклом солнца: 12 часов дня и 12 часов ночи.
Святилище
Святилище считается первой и самой важной частью, построенной в Луксорском храме. Она состоит из трех камер, в центральной из которых установлены 4 колонны. Внутри изображены сцены с участием фараона Аменхотепа III с фиванской триадой (Амун, Мут и Хонсу).
Святилище посвящено богу Амуну. В него можно попасть через вход в южной стене Зала Солнца. Этот вход украшен сценами, изображающими бога Нила Хапи, приносящего жертвы другим богам, символизируя изобилие, приносимое разливом Нила. Вокруг Святилища расположены камеры для ежедневных религиозных ритуалов.
Луксорский храмАллея сфинксовАллея сфинксов
Установка обелиска из Луксора в ПарижеВосточный обелиск возле Луксорского храмаВосточный обелиск и статуи Рамзеса II
Восточный обелиск и статуи Рамзеса IIВосточный обелиск и статуи Рамзеса IIРамзес II
Первый открытый дворПервый открытый дворСвятилище Хатшепсут
Три святилищаМечеть Абу аль-ХаггагРамзес II и бог Амун
Изображение бога Хапи на постаменте статуи Рамзеса IIИзображение бога Хапи на постаменте статуи Рамзеса IIБог Амун и его жена Мут
Тутанхамон и его жена АнхесенамонИзображение фестиваля ОпетИзображение фестиваля Опет
Изображение фестиваля ОпетИзображение фестиваля ОпетИзображение фестиваля Опет
Изображение фестиваля ОпетИзображение фестиваля ОпетИзображение фестиваля Опет
Колонны с капителями в виде цветка лотосаКолонны в открытом двореБольшой двор
Одна из статуй Луксорского храмаАртефакты Луксорского храмаАртефакты Луксорского храма
Зал освещенияЗал освещенияЗал освещения
Зал освещенияЗал приношенийСвятилище Александра Македонского