Некрополь в Саккаре
Когда фараон Джосер основал свою столицу в Мемфисе, ему нужно было выбрать место для захоронения поблизости. Он поручил своему архитектору Имхотепу найти подходящее место. Имхотеп выбрал местность, которую назвал Саккарой в честь бога Сокара, бога мертвых. Имхотеп спроектировал прямоугольную площадку, углы которой украшали таблички с именами фараона Джосера, его жены и дочери. Затем он построил известняковую стену высотой более 10 метров вокруг выбранного места. Со времен Джосера и до эпохи Птолемеев в этом священном месте хоронили царей и вельмож. Во времена Старого царства фараон Джосер построил свой комплекс пирамид, и последующие фараоны Старого царства последовали его примеру, построив свои собственные пирамиды в Саккаре. Одной из самых известных пирамид в этом районе является пирамида фараона Унаса, на которой впервые появились Тексты пирамид. Позднее, в эпоху Нового царства, эти тексты превратились в Книгу мертвых.
Поскольку люди следовали религии своих царей, высокопоставленные люди Старого царства строили свои гробницы в Саккаре. Самые известные из них - гробницы Кагемни и Мерерука. В эпоху Нового царства, хотя фараоны Нового царства были похоронены в Долине царей в Западных Фивах, которая находится в 700 км от Саккары, фараон Хоремхеб построил для себя гробницу в Саккаре. Кроме того, с эпохи Нового царства проводилось захоронение быков Аписов (животного воплощения бога Осириса), которое продолжалось до эпохи Птолемеев и стало известно как Серапеум. В христианскую эпоху на этой территории до VIII века располагались монастыри, самым известным из которых является монастырь Святого Иеремии.
Фараон Джосер
Он был первым фараоном Третьей династии и сыном фараона Кха Сехемви. Его первоначальное имя было Джесер, что означает «священный». Позже имя Джесер трансформировалось в Джосер. Фараон решил перенести столицу из Абидоса на юге на север и основал новый город под названием Анб Худж, что означает «белая стена», поскольку его стены были покрыты белым известняком. Позднее город стал называться Мемфис и сейчас находится в Бадрашине. До времен фараона Джосера гробницы строились в виде мастаб, а Джосер решил построить группу мастаб в форме пирамиды. Он поручил эту задачу своему визирю Имхотепу, который построил группу из 6 ступенчатых мастаб, создав пирамидоподобную структуру, получившую название Ступенчатой пирамиды.
Имхотеп
Этот блестящий и мудрый визирь первым начал использовать камень в строительстве. Он был искусен как в медицине, так и в инженерном деле. В эпоху Птолемеев он был обожествлен и уподоблен греческому богу медицины Асклепию. Во время правления фараона Джосера Имхотеп был известен как советник, мудрец, писец и врач фараона. Его имя было начертано на основании статуи фараона Джосера. Сегодня в Саккаре находится музей Имхотепа, в котором хранятся самые лучшие артефакты из Саккары.
Комплекс фараона Джосера состоит из следующих частей:
1. Окружающая стена и вход
2. Зал колонн
3. Открытый двор
4. Фестивальный двор Сед
5. Южный дом
6. Северный дом
7. Подземная камера
8. Ступенчатая пирамида
9. Южная гробница
Окружающая стена и вход
Стена изготовлена из известняка, её высота составляет 10 метров. В ней расположено 15 дверей, 14 из которых - ложные, и лишь одна, пятнадцатая - настоящий вход. Вход ведёт в узкий коридор, выложенный камнями, заканчивающийся передней комнатой с двумя большими ложными дверями, высеченными в камне по обе стороны.
Зал колонн
Между колоннами есть углубления, в которых, возможно, когда-то находились статуи. Потолок зала состоит из круглых блоков, окрашенных в красный цвет. В зале находится 40 колонн, расположенных в 2 ряда, по 20 колонн в каждом ряду, достигающих в высоту 6 метров. Некоторые учёные считают, что количество колонн символизирует число провинций Верхнего и Нижнего Египта в тот период (всего 40 провинций). В конце зала находится прямоугольная камера с потолком, поддерживаемым 8 восьмиугольными колоннами, каждая высотой 5 метров.
Открытый двор
Его площадь превышает 15 000 квадратных метров. Ступенчатая пирамида расположена к северу от внутреннего двора. Это Т-образное сооружение символизирует границы египетских земель.
Фестивальный двор Сед
Фестиваль Сед или Юбилей - древнеегипетский праздник, который фараоны устраивали после 30 лет своего правления. В древние времена, до объединения царств, если правитель города правил 30 лет и не мог выполнять свои обязанности, его убивали. С ранних периодов существования Египта празднование Юбилея начиналось пробегом фараона в надетой на голову двойной короне (короне Верхнего и Нижнего Египта) между группами камней, символизирующих границы Египта. Этот праздник продолжался на протяжении всей истории египетской цивилизации, а некоторые фараоны праздновали его даже до того, как исполнилось 30 лет с момента начала правления. Праздник Сед стал символизировать силу царя. На восточной стороне стены, окружающей открытый двор, можно увидеть небольшой прямоугольный храм с тремя декоративными колоннами, соединенными со стенами. С этого места начинались торжества. Из этого места выходил фараон, и на фризе видно надпись, предназначенную фараону: «Будь сильным».
Фестивальный двор Сед был спроектирован как прямоугольная площадь, окруженная палатами с восточной и западной сторон. В камерах размещались статуи богов Верхнего и Нижнего Египта. Здесь есть большая квадратная платформа с двумя ступенями, на которой стоял символический трон. Здесь короновали фараона по окончании торжеств. На восточной стороне двора находятся три статуи фараона Джосера, а в конце двора сохранились остатки 12 палат. С западной стороны находятся 13 камер с двумя типами фасадов: камеры округлой формы и камеры, украшенные тремя колоннами, поддерживающими изогнутый фриз. Примечательно, что на земле сохранились четыре пары ног, и неизвестно, кому они принадлежат. Некоторые считают, что они принадлежат фараону Джосеру, его жене, матери и дочери.
Южный дом
К северу от двора фестиваля Сед находится Южный дом (символизирующий Верхний Египет или Дельту). Он был посвящен богиням Верхнего Египта. Он представляет собой широкий двор, фасад которого украшен несколькими богато украшенными колоннами. Вход был украшен фризом с изображением знака анкх, что в переводе с арабского означает «украшение» или «орнамент». Вход ведёт в узкий коридор, небольшую комнату и три проёма. На фасаде с левой стороне от входа есть надписи иероглифами, в которых упоминается имя фараона Джосера. Эти надписи считаются самыми древними туристическими надписями в мире, так как они были сделаны посетителями времён Нового царства, которые посетили Саккару спустя 1000 лет после царствования Джосера, и были поражены останками своих предков (эти комментарии сейчас находятся под защитным стеклом). Здесь же находится колонна в форме цветка лотоса, который является символом Верхнего Египта.
Северный дом
Северный дом символизирует Нижний Египет (Саид). Он расположен к северу от Южного дома и имеет схожий архитектурный дизайн, но его колонны выполнены в форме папируса, символа Нижнего Египта.
Подземная камера
Камера расположена к северу от пирамиды. Это небольшая, полностью закрытая комната. Подземная камера фараона Джосера - самый ранний пример размещения статуй в подземной камере. Камера чаще всего ассоциируется с жертвоприношениями. В ней находится комната, внутри которой была найдена известняковая статуя фараона Джосера. Сейчас она находится в Египетском музее (а в подземной камере установлена её копия). Статуя смотрела на небо через два отверстия в северной стене подземной камеры. Древние египтяне верили, что статуя была обителью Алька (что означает дух умершего в загробном мире). Древние египтяне верили, что отверстия в стене служили для того, чтобы умерший мог вдыхать через них благовония и смотреть в небо на вечность. Иными словами, египтяне верили в существование статуи умершего, в которую, найдя её неповрежденной, войдет Алька и попадет в мир духов на небе, то есть в мир вечности. Древние египтяне стремились похоронить мумию умершего в погребальной камере со всеми его золотыми вещами, чтобы он мог пользоваться ими в загробном мире. Однако, опасаясь кражи мумии и того, что дух не узнает тело умершего, древние египтяне устанавливали в камере статую покойного, чтобы дух мог его узнать.
Ступенчатая пирамида
Пирамида строилась в несколько этапов. Первоначально она представляла собой квадратную мастабу, которая затем была увеличена и стала состоять из четырех мастаб, позже были добавлены еще две мастабы. Мастабы стали 6 ступенями в пирамидальной форме. Высота пирамиды составляет 60 метров, она покрыта слоем известняка из Туры. С восточной стороны были вырыты ямы, каждая из которых заканчивалась коридором, ведущим к подножию первоначальной мастабы (эти ямы являются гробницами для семьи фараона Джосера).
Описание пирамиды
От северного входа идет коридор, ведущий к большой шахте длиной 7 метров и глубиной 28 метров. Она расположена почти в центре пирамиды. Погребальная камера находится на дне шахты и закрыта гранитной крышкой. В её стенах расположены ложные двери, на которых находятся изображения царя в белой короне, совершающего праздничные церемонии Сед. Стены этой камеры также украшены зеленой и синей керамической плиткой, напоминающей циновки, имитирующие фасады царского дворца. Подземные покои не были достроены и разграблены в древности. В полу было круглое отверстие, в которое можно было поместить мумию. Это отверстие было заделано гранитными камнями весом более 3 тонн.
В пирамиде была найдена мумия, но пока не установлено, принадлежит ли она фараону Джосеру или кому-то другому. Южная гробница была основана правителями 26-й династии. Вокруг погребальной камеры расположен ряд комнат и коридоров. Учёные полагают, что форма ступенчатой пирамиды может напоминать вечный холм, а также считается, что дух умершего поднимается по ступенчатой лестнице на пути к небесам.
Южная гробница
На юго-западе открытого двора находится так называемая Южная гробница. Она состоит из стены, сложенной из последовательных плит и увенчанной фризом в форме кобры. Верхняя часть гробницы представляет собой прямоугольную мастабу. Вход в неё ведет в наклонный туннель с лестницей, которая достигает ямы глубиной 28 метров, ведущей в погребальную камеру, обнаруженную пустой. Коридоры в гробнице в точности повторяют коридоры внутри ступенчатой пирамиды, вплоть до голубой керамической плитки. В Южной гробнице были найдены три каменные плиты с рельефным изображением фараона Джосера. На одной из них он одет в красную корону (изображение аналогично находящемуся внутри пирамиды, но там фараон одет в белую корону). Погребальная камера здесь похожа на погребальную камеру в ступенчатой пирамиде, но меньше по размеру.
Причина существования этой гробницы может заключаться в том, что она символизировала пребывание царя в Верхнем Египте, а не в Абидосе. Другое объяснение заключается в том, что она могла быть посвящена внутренним органам царя, которые были извлечены из его тела и захоронены в этой гробнице.
Пирамиды Саккары
После того как Джосер построил свою ступенчатую пирамиду в Саккаре, некоторые фараоны Третьей и Четвертой династий предпочли строить свои пирамиды в районах, расположенных недалеко от Саккары. Фараон Хуни (Третья династия) построил свою пирамиду в Мейдуме, к югу от Саккары. Фараон Снефру (Четвертая династия) построил две пирамиды в Дахшуре. Фараоны Четвертой династии построили свои пирамиды на плато Гиза, которое находится к северу от Саккары. Самые важные из них - три пирамиды Хуфу, Хафре и Менкауре. Во времена Пятой династии фараон Усеркаф и фараон Унас построили свои пирамиды в Саккаре. Многие фараоны Шестой династии построили в Саккаре свои пирамиды, самой важной из которых является пирамида фараона Тети.
Пирамида Унаса
Унас, последний фараон Пятой династии, построил пирамиду, которая является редким образцом красоты и величия. Она оставалась погребенной под песками до 1881 года, когда её обнаружил французский ученый Масперо. Высота пирамиды составляет 43 метра, а длина основания - 57,75 метров. Изначально она была покрыта слоем известняка. Пирамида находится в конце комплекса пирамид Джосера. Вход в пирамиду возможен через входную камеру, в которой расположено несколько статуй. Вход переходит в нисходящий коридор, который ведёт в небольшую комнату, где есть проход, ведущий в комнату чуть большего размера, а прямо под ней находится центральная ось пирамиды. К востоку от передней камеры есть небольшая комната, в которой находились три ниши, где были установлены статуи. Гробница содержит некоторые из самых красивых артефактов, но самое главное - это наличие текстов на стенах гробницы, которые раскрывают менталитет и верования древних египтян в так называемых Текстах Пирамид.
Погребальная камера
Погребальная камера расположена к западу от передней камеры. Базальтовый саркофаг всё ещёнаходится на месте в погребальной камере. Слева от саркофага находился канопический ларец. Стены камеры украшены прекрасными и удивительными сценами, называемыми Текстами пирамид.
Тексты пирамид
Тексты пирамиды Унаса представляют собой собрание древнеегипетских религиозных текстов. Они считаются самыми древними археологическими текстами, написанными после 2475 г. до н.э. Эти тексты помогают понять развитие религиозной мысли в Древнем Египте. В текстах представлены история сотворения мира, гимны богам и роль богов в устройстве Вселенной. В текстах также представлены заклинания для защиты умерших и воскрешения в загробной жизни. В текстах представлен путь умершего от смерти до начала его жизни в загробном мире. Представлена группа текстов, которые помогают фараону преодолеть препятствия в загробном мире, особенно змей, с которыми он сталкивается в своем путешествии в загробный мир. Тексты также предоставляют ему набор заклинаний, с помощью которых он легко преодолевает все препятствия от демонов и злых духов, с которыми он сталкивается в своём небесном путешествии. Эти тексты были изображены в эпоху Старого царства, получили развитие в Среднем царстве и стали известны как погребальные тексты. В Новом царстве они стали известны как группа книг, таких как Книга мертвых и Книга Амдуат.
Пирамида фараона Тети
Фараон Тети был основателем Шестой династии и отцом фараона Пепи I. Он правил с 2345 по 2323 гг. до н.э. Свою пирамиду он построил рядом с комплексом Джосера. Первоначально пирамида имела высоту 52,5 метра и была облицована блоками известняка. Ядро пирамиды состояло из небольших блоков известняка и гравия, из-за чего пирамида после удаления внешней оболочки в древние времена, не могла сохранять свою форму. Форма пирамиды не отличается от нынешнего кургана, а внутренняя структура, к счастью, осталась нетронутой. Пирамида фараона Тети была большой пирамидой, но, к сожалению, она не была построена с достаточной тщательностью и мастерством, что позволило ворам ещё в древние времена украсть внешнюю оболочку пирамиды, что сделало высоту пирамиды не более чем 20 метров. Вход в пирамиду находится на уровне земли. Над входом была построена часовня для подношений, в которой находилась ложная дверь (ложная дверь в древнеегипетские времена использовалась для входа и выхода Ка или Алки фараона (духа фараона). Вход ведет в 15-метровый коридор, затем в зал, после которого находится горизонтальный коридор с гранитными плитами и ещё один зал. С восточной стороны в стене есть проём, а с западной стороны находится погребальная камера.
В погребальной камере до сих пор хранится базальтовый саркофаг. Потолок камеры украшен звёздами (по представлениям древних египтян, это олицетворяет Вселенную и небесные сферы). Стены украшают сцены из Книги текстов пирамид.
От комплекса фараона Тети остались только части погребального храма. Вход в храм вёл в гипостильный зал в центре храма, а по обе стороны от входа находились кладовые для жертвоприношений. В конце гипостильного зала есть ступени, ведущие к пяти нишам. В конце храма, с западной стороны, находится часовня, в которой была ложная дверь из песчаника, нижняя часть которой сохранилась до сих пор. Несколько камней, которые раньше украшали пилон, теперь лежат на земле. Они сделаны из известняка и украшены жёлтыми звездами на синем фоне. Самое главное, что было найдено в этом храме, - стела с изображением лица умершего человека, предположительно самого фараона. Пол в храме был сделан из мрамора.
Серапеум
Древние египтяне издревле почитали животных, руководствуясь либо благоговением и страхом перед такими существами, как крокодилы и львицы, либо привязанностью к тем, кто им помогал, - коровам, собакам, кошкам и баранам.
Священный бык, Апис, был самым почитаемым животным в Древнем Египте. Он считался символом бога земледелия и плодородия Осириса. Поклонение быку было особенно заметно в Мемфисе, столице Старого царства. В период Нового царства широкую популярность приобрели кладбища, посвященные захоронению быков Аписа. Почитание быка Аписа процветало благодаря огромному богатству, которое Египет приобрел в период Нового царства. Священный бык Апис выбирался в процессе, известном только жрецам, и ему приносились жертвы. После смерти священного быка его мумифицировали и хоронили, а на его место быстро подбирали нового.
Птолемей I стремился объединить египетскую и греческую религии. Был создан новый бог Серапис, сочетающий в себе атрибуты греческого бога Зевса и египетского бога Осириса. Серапис изображался в виде мужчины с бородой (символизирующего Зевса) и телом быка (символизирующего быка Аписа, олицетворение Осириса).
Место захоронения животных в Саккаре было названо Серапеумом в честь бога Сераписа. С древнейших времен (3000 г. до н. э.) и до римской эпохи (642 г. до н. э. - 30 г. до н. э.) у египтян был обычай просить благословения у священного быка Аписа, совершать к нему паломничество для исполнения желаний. Поэтому Апис приобрел для них огромное значение и святость.
Когда персы захватили Египет (525 г. до н.э.), во время правления Камбиза, презираясвященного для древних египтян быка Аписа и убили его. Из-за этого египтяне возненавидели персов. Греки и римляне, с другой стороны, не были похожи на захватчиков. Даже римские императоры, такие как Адриан, Траян и Тиберий, приезжая в Египет, следили за тем, чтобы праздник быка Аписа продолжался. Французский археолог Мариетт обнаружил в 1860 году самую большую и массивную гробницу в Саккаре, которая стала известна как Серапеум, для быка Аписа. В этом месте было найдено более 60 быков, возраст которых насчитывает более 1400 лет. Вокруг Серапеума была найдена коллекция вотивных табличек, которая показывает, что правители специально приходили в это место, давали обеты и приносили жертвы для деторождения, брака и от бесплодия.
Строительство кладбища животных (для быка Аписа) в Саккаре началось при фараоне Аменхотепе III во времена Нового царства, XVIII династии, около 1400 г. до н.э. Строительство продолжалось на протяжении веков, и получило рассвет в период Нового царства и Птолемеев. В гробнице было найдено множество каменных саркофагов, в которых был похоронен священный бык. Они были очень большими, и остается только удивляться, как эти огромные саркофаги были доставлены в это место.
Гробницы знати в Саккаре
Знать и высокопоставленные чиновники (царское окружение, министры и военачальники) всегда были тесно связаны с правящим фараоном. Где бы ни находилась царская гробница или пирамида, им разрешалось строить свои гробницы рядом. По древнеегипетским представлениям, фарарон был сыном бога, что придавало его гробнице или пирамиде не только мирское значение, но и большую религиозную святость. Древние египтяне обычно строили свои гробницы при жизни. Внутри этих гробниц они изображались занятыми своими мирскими делами, которые, по их мнению, продолжатся и в загробной жизни. Гробницы знати часто содержали не только религиозные сцены, чтобы умиротворить богов и царей, но и светские сцены, изображающие повседневные занятия владельца гробницы, такие как охота, рыбалка и земледелие. В гробницах Саккары обнаружены самые ранние из известных изображений повседневной жизни в Древнем Египте, относящиеся к эпохе Старого царства (около 2500 г. до н. э.) С III по VI династии для гробниц в Саккаре было характерно строительство ложной двери. Ученые считают, что эти ложные двери предназначались либо для того, чтобы ввести в заблуждение воров относительно местонахождения статуй, либо для того, чтобы позволить Алка (духу) покойного входить и выходить из гробницы. Важные гробницы знати, найденные в Саккаре, включают гробницы Мерерука, Кагемни, Анкх-ма-хор и Некау-асиси.
Гробница Мерерука
В эпоху Старого царства было принято, чтобы высокопоставленные чиновники женились на членах царской семьи. Мы знаем, что Мерерука, представитель VI династии, женился на дочери Тети, одного из фараонов VI династии. Его гробница состоит из нескольких комнат, что отражает его богатство и влияние. Мерерука был визирем фараона Тети, у него было много титулов, указывающих на его статус и влияние. Он был жента на Уатет-хат-хор, старшей дочери фараона Тети. Гробница Мерерука считается самой красивой гробницей в районе Саккары и подобна книге, которая представляет самые красивые сцены повседневной жизни Древнего Египта. Гробница показывает рост влияния высокопоставленных чиновников в VI династии, который привел к падению Старого царства.
Гробница состояла из более чем 30 комнат, поскольку это была семейная гробница для Мерерука, его жены и сына Мери. Она включает в себя шесть камер для его жены и пять камер для его сына Мери.
Важные сцены в гробнице изображают пасущийся скот, охоту на гиппопотамов, птиц и рыбу, кормление животных, в частности гиен. В гробнице также есть замечательная сцена, изображающая воплощение трех сезонов года по древнеегипетскому календарю. Также можно увидеть изображение папирусного болота, обычного бегемота, пожирающего крокодила, управление владениями Мерерука и выполнение различных административных задач. В гробнице есть изображение Мереруки в преклонном возрасте во главе со своими сыновьями и сцена, где Мерерука и его жена играют в игру сенет.
В гробнице Мерерука есть ложная дверь, которая представляет собой идею входа и выхода Алки из гробницы. Статуя изображает человека, представляющего усопшего, который как бы выходит из двери, чтобы принять подношения, разложенные на столе для подношений, установленном перед ним. Впервые можно увидеть, что умерший человек, не являющийся фараоном, имеет в гробнице статую в натуральную величину. Это свидетельствует о влиянии Мереруки.
Гробница Кагемни
Кагемни был известен под именем Мими и являлся человеком высокого ранга. Он занимал должность визиря в начале правления Тети, первого фараона Шестой династии, и был женат на принцессе Небти-неб-хат. Кагемни был визирем и судьей во время правления трёх фараонов Шестой династии. Некоторые из его титулов «смотритель города пирамиды Тети» и «инспектор пирамиды Пророков». Его гробница находится рядом с пирамидой Тети в некрополе Саккары, к востоку от гробницы Мерерука. Гробница была обнаружена в 1899 году. Она состоит из семи камер и насчитывает более 60 сцен.
Важные сцены в гробнице демонстрируют рыбалку с корзинами и сетями в болотах, изображение Кагемни стоящим и сидящим, охоту на птиц, таких как гуси и утки, а также охоту на других животных. В гробнице есть сцены, изображающие повседневную деятельность владельца гробницы, кормление гиен и быков, изображение носильщиков, несущих различные подношения из фруктов и птиц, а также изображение работников, отмеряющих зерно. В гробнице есть ложная дверь, на которой написаны титулы усопших.
Комплекс Джосера в СаккареСтупенчатая пирамида ДжосераСтатуя Джосера
Статуя ИмхотепаКомплекс ДжосераКомплекс Джосера
Зал колоннОткрытый дворПирамида Джосера
Комплекс ДжосераКомплекс ДжосераКомплекс Джосера
Пирамида ДжосераСаркофаг ДжосераСаркофаг Джосера
Южная гробницаЮжная гробницаПирамида Унаса
Дорога между пирамидой Унаса и погребальным храмомПогребальная камера УнасаПогребальная камера Унаса
Статуя ТетиВход в пирамиду ТетиПирамида Тети
Погребальная камера ТетиСтатуя АписаВход в Серапиум
Саркофаг АписаСерапиумСтатуи греческих поэтов и философов перед Серапиумом
Захоронения в СерапиумеГробница МерерукаГробница Мерерука
Некрополь в Саккаре
Когда фараон Джосер основал свою столицу в Мемфисе, ему нужно было выбрать место для захоронения поблизости. Он поручил своему архитектору Имхотепу найти подходящее место. Имхотеп выбрал местность, которую назвал Саккарой в честь бога Сокара, бога мертвых. Имхотеп спроектировал прямоугольную площадку, углы которой украшали таблички с именами фараона Джосера, его жены и дочери. Затем он построил известняковую стену высотой более 10 метров вокруг выбранного места. Со времен Джосера и до эпохи Птолемеев в этом священном месте хоронили царей и вельмож. Во времена Старого царства фараон Джосер построил свой комплекс пирамид, и последующие фараоны Старого царства последовали его примеру, построив свои собственные пирамиды в Саккаре. Одной из самых известных пирамид в этом районе является пирамида фараона Унаса, на которой впервые появились Тексты пирамид. Позднее, в эпоху Нового царства, эти тексты превратились в Книгу мертвых.
Поскольку люди следовали религии своих царей, высокопоставленные люди Старого царства строили свои гробницы в Саккаре. Самые известные из них - гробницы Кагемни и Мерерука. В эпоху Нового царства, хотя фараоны Нового царства были похоронены в Долине царей в Западных Фивах, которая находится в 700 км от Саккары, фараон Хоремхеб построил для себя гробницу в Саккаре. Кроме того, с эпохи Нового царства проводилось захоронение быков Аписов (животного воплощения бога Осириса), которое продолжалось до эпохи Птолемеев и стало известно как Серапеум. В христианскую эпоху на этой территории до VIII века располагались монастыри, самым известным из которых является монастырь Святого Иеремии.
Фараон Джосер
Он был первым фараоном Третьей династии и сыном фараона Кха Сехемви. Его первоначальное имя было Джесер, что означает «священный». Позже имя Джесер трансформировалось в Джосер. Фараон решил перенести столицу из Абидоса на юге на север и основал новый город под названием Анб Худж, что означает «белая стена», поскольку его стены были покрыты белым известняком. Позднее город стал называться Мемфис и сейчас находится в Бадрашине. До времен фараона Джосера гробницы строились в виде мастаб, а Джосер решил построить группу мастаб в форме пирамиды. Он поручил эту задачу своему визирю Имхотепу, который построил группу из 6 ступенчатых мастаб, создав пирамидоподобную структуру, получившую название Ступенчатой пирамиды.
Имхотеп
Этот блестящий и мудрый визирь первым начал использовать камень в строительстве. Он был искусен как в медицине, так и в инженерном деле. В эпоху Птолемеев он был обожествлен и уподоблен греческому богу медицины Асклепию. Во время правления фараона Джосера Имхотеп был известен как советник, мудрец, писец и врач фараона. Его имя было начертано на основании статуи фараона Джосера. Сегодня в Саккаре находится музей Имхотепа, в котором хранятся самые лучшие артефакты из Саккары.
Комплекс фараона Джосера состоит из следующих частей:
1. Окружающая стена и вход
2. Зал колонн
3. Открытый двор
4. Фестивальный двор Сед
5. Южный дом
6. Северный дом
7. Подземная камера
8. Ступенчатая пирамида
9. Южная гробница
Окружающая стена и вход
Стена изготовлена из известняка, её высота составляет 10 метров. В ней расположено 15 дверей, 14 из которых - ложные, и лишь одна, пятнадцатая - настоящий вход. Вход ведёт в узкий коридор, выложенный камнями, заканчивающийся передней комнатой с двумя большими ложными дверями, высеченными в камне по обе стороны.
Зал колонн
Между колоннами есть углубления, в которых, возможно, когда-то находились статуи. Потолок зала состоит из круглых блоков, окрашенных в красный цвет. В зале находится 40 колонн, расположенных в 2 ряда, по 20 колонн в каждом ряду, достигающих в высоту 6 метров. Некоторые учёные считают, что количество колонн символизирует число провинций Верхнего и Нижнего Египта в тот период (всего 40 провинций). В конце зала находится прямоугольная камера с потолком, поддерживаемым 8 восьмиугольными колоннами, каждая высотой 5 метров.
Открытый двор
Его площадь превышает 15 000 квадратных метров. Ступенчатая пирамида расположена к северу от внутреннего двора. Это Т-образное сооружение символизирует границы египетских земель.
Фестивальный двор Сед
Фестиваль Сед или Юбилей - древнеегипетский праздник, который фараоны устраивали после 30 лет своего правления. В древние времена, до объединения царств, если правитель города правил 30 лет и не мог выполнять свои обязанности, его убивали. С ранних периодов существования Египта празднование Юбилея начиналось пробегом фараона в надетой на голову двойной короне (короне Верхнего и Нижнего Египта) между группами камней, символизирующих границы Египта. Этот праздник продолжался на протяжении всей истории египетской цивилизации, а некоторые фараоны праздновали его даже до того, как исполнилось 30 лет с момента начала правления. Праздник Сед стал символизировать силу царя. На восточной стороне стены, окружающей открытый двор, можно увидеть небольшой прямоугольный храм с тремя декоративными колоннами, соединенными со стенами. С этого места начинались торжества. Из этого места выходил фараон, и на фризе видно надпись, предназначенную фараону: «Будь сильным».
Фестивальный двор Сед был спроектирован как прямоугольная площадь, окруженная палатами с восточной и западной сторон. В камерах размещались статуи богов Верхнего и Нижнего Египта. Здесь есть большая квадратная платформа с двумя ступенями, на которой стоял символический трон. Здесь короновали фараона по окончании торжеств. На восточной стороне двора находятся три статуи фараона Джосера, а в конце двора сохранились остатки 12 палат. С западной стороны находятся 13 камер с двумя типами фасадов: камеры округлой формы и камеры, украшенные тремя колоннами, поддерживающими изогнутый фриз. Примечательно, что на земле сохранились четыре пары ног, и неизвестно, кому они принадлежат. Некоторые считают, что они принадлежат фараону Джосеру, его жене, матери и дочери.
Южный дом
К северу от двора фестиваля Сед находится Южный дом (символизирующий Верхний Египет или Дельту). Он был посвящен богиням Верхнего Египта. Он представляет собой широкий двор, фасад которого украшен несколькими богато украшенными колоннами. Вход был украшен фризом с изображением знака анкх, что в переводе с арабского означает «украшение» или «орнамент». Вход ведёт в узкий коридор, небольшую комнату и три проёма. На фасаде с левой стороне от входа есть надписи иероглифами, в которых упоминается имя фараона Джосера. Эти надписи считаются самыми древними туристическими надписями в мире, так как они были сделаны посетителями времён Нового царства, которые посетили Саккару спустя 1000 лет после царствования Джосера, и были поражены останками своих предков (эти комментарии сейчас находятся под защитным стеклом). Здесь же находится колонна в форме цветка лотоса, который является символом Верхнего Египта.
Северный дом
Северный дом символизирует Нижний Египет (Саид). Он расположен к северу от Южного дома и имеет схожий архитектурный дизайн, но его колонны выполнены в форме папируса, символа Нижнего Египта.
Подземная камера
Камера расположена к северу от пирамиды. Это небольшая, полностью закрытая комната. Подземная камера фараона Джосера - самый ранний пример размещения статуй в подземной камере. Камера чаще всего ассоциируется с жертвоприношениями. В ней находится комната, внутри которой была найдена известняковая статуя фараона Джосера. Сейчас она находится в Египетском музее (а в подземной камере установлена её копия). Статуя смотрела на небо через два отверстия в северной стене подземной камеры. Древние египтяне верили, что статуя была обителью Алька (что означает дух умершего в загробном мире). Древние египтяне верили, что отверстия в стене служили для того, чтобы умерший мог вдыхать через них благовония и смотреть в небо на вечность. Иными словами, египтяне верили в существование статуи умершего, в которую, найдя её неповрежденной, войдет Алька и попадет в мир духов на небе, то есть в мир вечности. Древние египтяне стремились похоронить мумию умершего в погребальной камере со всеми его золотыми вещами, чтобы он мог пользоваться ими в загробном мире. Однако, опасаясь кражи мумии и того, что дух не узнает тело умершего, древние египтяне устанавливали в камере статую покойного, чтобы дух мог его узнать.
Ступенчатая пирамида
Пирамида строилась в несколько этапов. Первоначально она представляла собой квадратную мастабу, которая затем была увеличена и стала состоять из четырех мастаб, позже были добавлены еще две мастабы. Мастабы стали 6 ступенями в пирамидальной форме. Высота пирамиды составляет 60 метров, она покрыта слоем известняка из Туры. С восточной стороны были вырыты ямы, каждая из которых заканчивалась коридором, ведущим к подножию первоначальной мастабы (эти ямы являются гробницами для семьи фараона Джосера).
Описание пирамиды
От северного входа идет коридор, ведущий к большой шахте длиной 7 метров и глубиной 28 метров. Она расположена почти в центре пирамиды. Погребальная камера находится на дне шахты и закрыта гранитной крышкой. В её стенах расположены ложные двери, на которых находятся изображения царя в белой короне, совершающего праздничные церемонии Сед. Стены этой камеры также украшены зеленой и синей керамической плиткой, напоминающей циновки, имитирующие фасады царского дворца. Подземные покои не были достроены и разграблены в древности. В полу было круглое отверстие, в которое можно было поместить мумию. Это отверстие было заделано гранитными камнями весом более 3 тонн.
В пирамиде была найдена мумия, но пока не установлено, принадлежит ли она фараону Джосеру или кому-то другому. Южная гробница была основана правителями 26-й династии. Вокруг погребальной камеры расположен ряд комнат и коридоров. Учёные полагают, что форма ступенчатой пирамиды может напоминать вечный холм, а также считается, что дух умершего поднимается по ступенчатой лестнице на пути к небесам.
Южная гробница
На юго-западе открытого двора находится так называемая Южная гробница. Она состоит из стены, сложенной из последовательных плит и увенчанной фризом в форме кобры. Верхняя часть гробницы представляет собой прямоугольную мастабу. Вход в неё ведет в наклонный туннель с лестницей, которая достигает ямы глубиной 28 метров, ведущей в погребальную камеру, обнаруженную пустой. Коридоры в гробнице в точности повторяют коридоры внутри ступенчатой пирамиды, вплоть до голубой керамической плитки. В Южной гробнице были найдены три каменные плиты с рельефным изображением фараона Джосера. На одной из них он одет в красную корону (изображение аналогично находящемуся внутри пирамиды, но там фараон одет в белую корону). Погребальная камера здесь похожа на погребальную камеру в ступенчатой пирамиде, но меньше по размеру.
Причина существования этой гробницы может заключаться в том, что она символизировала пребывание царя в Верхнем Египте, а не в Абидосе. Другое объяснение заключается в том, что она могла быть посвящена внутренним органам царя, которые были извлечены из его тела и захоронены в этой гробнице.
Пирамиды Саккары
После того как Джосер построил свою ступенчатую пирамиду в Саккаре, некоторые фараоны Третьей и Четвертой династий предпочли строить свои пирамиды в районах, расположенных недалеко от Саккары. Фараон Хуни (Третья династия) построил свою пирамиду в Мейдуме, к югу от Саккары. Фараон Снефру (Четвертая династия) построил две пирамиды в Дахшуре. Фараоны Четвертой династии построили свои пирамиды на плато Гиза, которое находится к северу от Саккары. Самые важные из них - три пирамиды Хуфу, Хафре и Менкауре. Во времена Пятой династии фараон Усеркаф и фараон Унас построили свои пирамиды в Саккаре. Многие фараоны Шестой династии построили в Саккаре свои пирамиды, самой важной из которых является пирамида фараона Тети.
Пирамида Унаса
Унас, последний фараон Пятой династии, построил пирамиду, которая является редким образцом красоты и величия. Она оставалась погребенной под песками до 1881 года, когда её обнаружил французский ученый Масперо. Высота пирамиды составляет 43 метра, а длина основания - 57,75 метров. Изначально она была покрыта слоем известняка. Пирамида находится в конце комплекса пирамид Джосера. Вход в пирамиду возможен через входную камеру, в которой расположено несколько статуй. Вход переходит в нисходящий коридор, который ведёт в небольшую комнату, где есть проход, ведущий в комнату чуть большего размера, а прямо под ней находится центральная ось пирамиды. К востоку от передней камеры есть небольшая комната, в которой находились три ниши, где были установлены статуи. Гробница содержит некоторые из самых красивых артефактов, но самое главное - это наличие текстов на стенах гробницы, которые раскрывают менталитет и верования древних египтян в так называемых Текстах Пирамид.
Погребальная камера
Погребальная камера расположена к западу от передней камеры. Базальтовый саркофаг всё ещёнаходится на месте в погребальной камере. Слева от саркофага находился канопический ларец. Стены камеры украшены прекрасными и удивительными сценами, называемыми Текстами пирамид.
Тексты пирамид
Тексты пирамиды Унаса представляют собой собрание древнеегипетских религиозных текстов. Они считаются самыми древними археологическими текстами, написанными после 2475 г. до н.э. Эти тексты помогают понять развитие религиозной мысли в Древнем Египте. В текстах представлены история сотворения мира, гимны богам и роль богов в устройстве Вселенной. В текстах также представлены заклинания для защиты умерших и воскрешения в загробной жизни. В текстах представлен путь умершего от смерти до начала его жизни в загробном мире. Представлена группа текстов, которые помогают фараону преодолеть препятствия в загробном мире, особенно змей, с которыми он сталкивается в своем путешествии в загробный мир. Тексты также предоставляют ему набор заклинаний, с помощью которых он легко преодолевает все препятствия от демонов и злых духов, с которыми он сталкивается в своём небесном путешествии. Эти тексты были изображены в эпоху Старого царства, получили развитие в Среднем царстве и стали известны как погребальные тексты. В Новом царстве они стали известны как группа книг, таких как Книга мертвых и Книга Амдуат.
Пирамида фараона Тети
Фараон Тети был основателем Шестой династии и отцом фараона Пепи I. Он правил с 2345 по 2323 гг. до н.э. Свою пирамиду он построил рядом с комплексом Джосера. Первоначально пирамида имела высоту 52,5 метра и была облицована блоками известняка. Ядро пирамиды состояло из небольших блоков известняка и гравия, из-за чего пирамида после удаления внешней оболочки в древние времена, не могла сохранять свою форму. Форма пирамиды не отличается от нынешнего кургана, а внутренняя структура, к счастью, осталась нетронутой. Пирамида фараона Тети была большой пирамидой, но, к сожалению, она не была построена с достаточной тщательностью и мастерством, что позволило ворам ещё в древние времена украсть внешнюю оболочку пирамиды, что сделало высоту пирамиды не более чем 20 метров. Вход в пирамиду находится на уровне земли. Над входом была построена часовня для подношений, в которой находилась ложная дверь (ложная дверь в древнеегипетские времена использовалась для входа и выхода Ка или Алки фараона (духа фараона). Вход ведет в 15-метровый коридор, затем в зал, после которого находится горизонтальный коридор с гранитными плитами и ещё один зал. С восточной стороны в стене есть проём, а с западной стороны находится погребальная камера.
В погребальной камере до сих пор хранится базальтовый саркофаг. Потолок камеры украшен звёздами (по представлениям древних египтян, это олицетворяет Вселенную и небесные сферы). Стены украшают сцены из Книги текстов пирамид.
От комплекса фараона Тети остались только части погребального храма. Вход в храм вёл в гипостильный зал в центре храма, а по обе стороны от входа находились кладовые для жертвоприношений. В конце гипостильного зала есть ступени, ведущие к пяти нишам. В конце храма, с западной стороны, находится часовня, в которой была ложная дверь из песчаника, нижняя часть которой сохранилась до сих пор. Несколько камней, которые раньше украшали пилон, теперь лежат на земле. Они сделаны из известняка и украшены жёлтыми звездами на синем фоне. Самое главное, что было найдено в этом храме, - стела с изображением лица умершего человека, предположительно самого фараона. Пол в храме был сделан из мрамора.
Серапеум
Древние египтяне издревле почитали животных, руководствуясь либо благоговением и страхом перед такими существами, как крокодилы и львицы, либо привязанностью к тем, кто им помогал, - коровам, собакам, кошкам и баранам.
Священный бык, Апис, был самым почитаемым животным в Древнем Египте. Он считался символом бога земледелия и плодородия Осириса. Поклонение быку было особенно заметно в Мемфисе, столице Старого царства. В период Нового царства широкую популярность приобрели кладбища, посвященные захоронению быков Аписа. Почитание быка Аписа процветало благодаря огромному богатству, которое Египет приобрел в период Нового царства. Священный бык Апис выбирался в процессе, известном только жрецам, и ему приносились жертвы. После смерти священного быка его мумифицировали и хоронили, а на его место быстро подбирали нового.
Птолемей I стремился объединить египетскую и греческую религии. Был создан новый бог Серапис, сочетающий в себе атрибуты греческого бога Зевса и египетского бога Осириса. Серапис изображался в виде мужчины с бородой (символизирующего Зевса) и телом быка (символизирующего быка Аписа, олицетворение Осириса).
Место захоронения животных в Саккаре было названо Серапеумом в честь бога Сераписа. С древнейших времен (3000 г. до н. э.) и до римской эпохи (642 г. до н. э. - 30 г. до н. э.) у египтян был обычай просить благословения у священного быка Аписа, совершать к нему паломничество для исполнения желаний. Поэтому Апис приобрел для них огромное значение и святость.
Когда персы захватили Египет (525 г. до н.э.), во время правления Камбиза, презираясвященного для древних египтян быка Аписа и убили его. Из-за этого египтяне возненавидели персов. Греки и римляне, с другой стороны, не были похожи на захватчиков. Даже римские императоры, такие как Адриан, Траян и Тиберий, приезжая в Египет, следили за тем, чтобы праздник быка Аписа продолжался. Французский археолог Мариетт обнаружил в 1860 году самую большую и массивную гробницу в Саккаре, которая стала известна как Серапеум, для быка Аписа. В этом месте было найдено более 60 быков, возраст которых насчитывает более 1400 лет. Вокруг Серапеума была найдена коллекция вотивных табличек, которая показывает, что правители специально приходили в это место, давали обеты и приносили жертвы для деторождения, брака и от бесплодия.
Строительство кладбища животных (для быка Аписа) в Саккаре началось при фараоне Аменхотепе III во времена Нового царства, XVIII династии, около 1400 г. до н.э. Строительство продолжалось на протяжении веков, и получило рассвет в период Нового царства и Птолемеев. В гробнице было найдено множество каменных саркофагов, в которых был похоронен священный бык. Они были очень большими, и остается только удивляться, как эти огромные саркофаги были доставлены в это место.
Гробницы знати в Саккаре
Знать и высокопоставленные чиновники (царское окружение, министры и военачальники) всегда были тесно связаны с правящим фараоном. Где бы ни находилась царская гробница или пирамида, им разрешалось строить свои гробницы рядом. По древнеегипетским представлениям, фарарон был сыном бога, что придавало его гробнице или пирамиде не только мирское значение, но и большую религиозную святость. Древние египтяне обычно строили свои гробницы при жизни. Внутри этих гробниц они изображались занятыми своими мирскими делами, которые, по их мнению, продолжатся и в загробной жизни. Гробницы знати часто содержали не только религиозные сцены, чтобы умиротворить богов и царей, но и светские сцены, изображающие повседневные занятия владельца гробницы, такие как охота, рыбалка и земледелие. В гробницах Саккары обнаружены самые ранние из известных изображений повседневной жизни в Древнем Египте, относящиеся к эпохе Старого царства (около 2500 г. до н. э.) С III по VI династии для гробниц в Саккаре было характерно строительство ложной двери. Ученые считают, что эти ложные двери предназначались либо для того, чтобы ввести в заблуждение воров относительно местонахождения статуй, либо для того, чтобы позволить Алка (духу) покойного входить и выходить из гробницы. Важные гробницы знати, найденные в Саккаре, включают гробницы Мерерука, Кагемни, Анкх-ма-хор и Некау-асиси.
Гробница Мерерука
В эпоху Старого царства было принято, чтобы высокопоставленные чиновники женились на членах царской семьи. Мы знаем, что Мерерука, представитель VI династии, женился на дочери Тети, одного из фараонов VI династии. Его гробница состоит из нескольких комнат, что отражает его богатство и влияние. Мерерука был визирем фараона Тети, у него было много титулов, указывающих на его статус и влияние. Он был жента на Уатет-хат-хор, старшей дочери фараона Тети. Гробница Мерерука считается самой красивой гробницей в районе Саккары и подобна книге, которая представляет самые красивые сцены повседневной жизни Древнего Египта. Гробница показывает рост влияния высокопоставленных чиновников в VI династии, который привел к падению Старого царства.
Гробница состояла из более чем 30 комнат, поскольку это была семейная гробница для Мерерука, его жены и сына Мери. Она включает в себя шесть камер для его жены и пять камер для его сына Мери.
Важные сцены в гробнице изображают пасущийся скот, охоту на гиппопотамов, птиц и рыбу, кормление животных, в частности гиен. В гробнице также есть замечательная сцена, изображающая воплощение трех сезонов года по древнеегипетскому календарю. Также можно увидеть изображение папирусного болота, обычного бегемота, пожирающего крокодила, управление владениями Мерерука и выполнение различных административных задач. В гробнице есть изображение Мереруки в преклонном возрасте во главе со своими сыновьями и сцена, где Мерерука и его жена играют в игру сенет.
В гробнице Мерерука есть ложная дверь, которая представляет собой идею входа и выхода Алки из гробницы. Статуя изображает человека, представляющего усопшего, который как бы выходит из двери, чтобы принять подношения, разложенные на столе для подношений, установленном перед ним. Впервые можно увидеть, что умерший человек, не являющийся фараоном, имеет в гробнице статую в натуральную величину. Это свидетельствует о влиянии Мереруки.
Гробница Кагемни
Кагемни был известен под именем Мими и являлся человеком высокого ранга. Он занимал должность визиря в начале правления Тети, первого фараона Шестой династии, и был женат на принцессе Небти-неб-хат. Кагемни был визирем и судьей во время правления трёх фараонов Шестой династии. Некоторые из его титулов «смотритель города пирамиды Тети» и «инспектор пирамиды Пророков». Его гробница находится рядом с пирамидой Тети в некрополе Саккары, к востоку от гробницы Мерерука. Гробница была обнаружена в 1899 году. Она состоит из семи камер и насчитывает более 60 сцен.
Важные сцены в гробнице демонстрируют рыбалку с корзинами и сетями в болотах, изображение Кагемни стоящим и сидящим, охоту на птиц, таких как гуси и утки, а также охоту на других животных. В гробнице есть сцены, изображающие повседневную деятельность владельца гробницы, кормление гиен и быков, изображение носильщиков, несущих различные подношения из фруктов и птиц, а также изображение работников, отмеряющих зерно. В гробнице есть ложная дверь, на которой написаны титулы усопших.
Комплекс Джосера в СаккареСтупенчатая пирамида ДжосераСтатуя Джосера
Статуя ИмхотепаКомплекс ДжосераКомплекс Джосера
Зал колоннОткрытый дворПирамида Джосера
Комплекс ДжосераКомплекс ДжосераКомплекс Джосера
Пирамида ДжосераСаркофаг ДжосераСаркофаг Джосера
Южная гробницаЮжная гробницаПирамида Унаса
Дорога между пирамидой Унаса и погребальным храмомПогребальная камера УнасаПогребальная камера Унаса
Статуя ТетиВход в пирамиду ТетиПирамида Тети
Погребальная камера ТетиСтатуя АписаВход в Серапиум
Саркофаг АписаСерапиумСтатуи греческих поэтов и философов перед Серапиумом
Захоронения в СерапиумеГробница МерерукаГробница Мерерука
Некрополь в Саккаре
Когда фараон Джосер основал свою столицу в Мемфисе, ему нужно было выбрать место для захоронения поблизости. Он поручил своему архитектору Имхотепу найти подходящее место. Имхотеп выбрал местность, которую назвал Саккарой в честь бога Сокара, бога мертвых. Имхотеп спроектировал прямоугольную площадку, углы которой украшали таблички с именами фараона Джосера, его жены и дочери. Затем он построил известняковую стену высотой более 10 метров вокруг выбранного места. Со времен Джосера и до эпохи Птолемеев в этом священном месте хоронили царей и вельмож. Во времена Старого царства фараон Джосер построил свой комплекс пирамид, и последующие фараоны Старого царства последовали его примеру, построив свои собственные пирамиды в Саккаре. Одной из самых известных пирамид в этом районе является пирамида фараона Унаса, на которой впервые появились Тексты пирамид. Позднее, в эпоху Нового царства, эти тексты превратились в Книгу мертвых.
Поскольку люди следовали религии своих царей, высокопоставленные люди Старого царства строили свои гробницы в Саккаре. Самые известные из них - гробницы Кагемни и Мерерука. В эпоху Нового царства, хотя фараоны Нового царства были похоронены в Долине царей в Западных Фивах, которая находится в 700 км от Саккары, фараон Хоремхеб построил для себя гробницу в Саккаре. Кроме того, с эпохи Нового царства проводилось захоронение быков Аписов (животного воплощения бога Осириса), которое продолжалось до эпохи Птолемеев и стало известно как Серапеум. В христианскую эпоху на этой территории до VIII века располагались монастыри, самым известным из которых является монастырь Святого Иеремии.
Фараон Джосер
Он был первым фараоном Третьей династии и сыном фараона Кха Сехемви. Его первоначальное имя было Джесер, что означает «священный». Позже имя Джесер трансформировалось в Джосер. Фараон решил перенести столицу из Абидоса на юге на север и основал новый город под названием Анб Худж, что означает «белая стена», поскольку его стены были покрыты белым известняком. Позднее город стал называться Мемфис и сейчас находится в Бадрашине. До времен фараона Джосера гробницы строились в виде мастаб, а Джосер решил построить группу мастаб в форме пирамиды. Он поручил эту задачу своему визирю Имхотепу, который построил группу из 6 ступенчатых мастаб, создав пирамидоподобную структуру, получившую название Ступенчатой пирамиды.
Имхотеп
Этот блестящий и мудрый визирь первым начал использовать камень в строительстве. Он был искусен как в медицине, так и в инженерном деле. В эпоху Птолемеев он был обожествлен и уподоблен греческому богу медицины Асклепию. Во время правления фараона Джосера Имхотеп был известен как советник, мудрец, писец и врач фараона. Его имя было начертано на основании статуи фараона Джосера. Сегодня в Саккаре находится музей Имхотепа, в котором хранятся самые лучшие артефакты из Саккары.
Комплекс фараона Джосера состоит из следующих частей:
1. Окружающая стена и вход
2. Зал колонн
3. Открытый двор
4. Фестивальный двор Сед
5. Южный дом
6. Северный дом
7. Подземная камера
8. Ступенчатая пирамида
9. Южная гробница
Окружающая стена и вход
Стена изготовлена из известняка, её высота составляет 10 метров. В ней расположено 15 дверей, 14 из которых - ложные, и лишь одна, пятнадцатая - настоящий вход. Вход ведёт в узкий коридор, выложенный камнями, заканчивающийся передней комнатой с двумя большими ложными дверями, высеченными в камне по обе стороны.
Зал колонн
Между колоннами есть углубления, в которых, возможно, когда-то находились статуи. Потолок зала состоит из круглых блоков, окрашенных в красный цвет. В зале находится 40 колонн, расположенных в 2 ряда, по 20 колонн в каждом ряду, достигающих в высоту 6 метров. Некоторые учёные считают, что количество колонн символизирует число провинций Верхнего и Нижнего Египта в тот период (всего 40 провинций). В конце зала находится прямоугольная камера с потолком, поддерживаемым 8 восьмиугольными колоннами, каждая высотой 5 метров.
Открытый двор
Его площадь превышает 15 000 квадратных метров. Ступенчатая пирамида расположена к северу от внутреннего двора. Это Т-образное сооружение символизирует границы египетских земель.
Фестивальный двор Сед
Фестиваль Сед или Юбилей - древнеегипетский праздник, который фараоны устраивали после 30 лет своего правления. В древние времена, до объединения царств, если правитель города правил 30 лет и не мог выполнять свои обязанности, его убивали. С ранних периодов существования Египта празднование Юбилея начиналось пробегом фараона в надетой на голову двойной короне (короне Верхнего и Нижнего Египта) между группами камней, символизирующих границы Египта. Этот праздник продолжался на протяжении всей истории египетской цивилизации, а некоторые фараоны праздновали его даже до того, как исполнилось 30 лет с момента начала правления. Праздник Сед стал символизировать силу царя. На восточной стороне стены, окружающей открытый двор, можно увидеть небольшой прямоугольный храм с тремя декоративными колоннами, соединенными со стенами. С этого места начинались торжества. Из этого места выходил фараон, и на фризе видно надпись, предназначенную фараону: «Будь сильным».
Фестивальный двор Сед был спроектирован как прямоугольная площадь, окруженная палатами с восточной и западной сторон. В камерах размещались статуи богов Верхнего и Нижнего Египта. Здесь есть большая квадратная платформа с двумя ступенями, на которой стоял символический трон. Здесь короновали фараона по окончании торжеств. На восточной стороне двора находятся три статуи фараона Джосера, а в конце двора сохранились остатки 12 палат. С западной стороны находятся 13 камер с двумя типами фасадов: камеры округлой формы и камеры, украшенные тремя колоннами, поддерживающими изогнутый фриз. Примечательно, что на земле сохранились четыре пары ног, и неизвестно, кому они принадлежат. Некоторые считают, что они принадлежат фараону Джосеру, его жене, матери и дочери.
Южный дом
К северу от двора фестиваля Сед находится Южный дом (символизирующий Верхний Египет или Дельту). Он был посвящен богиням Верхнего Египта. Он представляет собой широкий двор, фасад которого украшен несколькими богато украшенными колоннами. Вход был украшен фризом с изображением знака анкх, что в переводе с арабского означает «украшение» или «орнамент». Вход ведёт в узкий коридор, небольшую комнату и три проёма. На фасаде с левой стороне от входа есть надписи иероглифами, в которых упоминается имя фараона Джосера. Эти надписи считаются самыми древними туристическими надписями в мире, так как они были сделаны посетителями времён Нового царства, которые посетили Саккару спустя 1000 лет после царствования Джосера, и были поражены останками своих предков (эти комментарии сейчас находятся под защитным стеклом). Здесь же находится колонна в форме цветка лотоса, который является символом Верхнего Египта.
Северный дом
Северный дом символизирует Нижний Египет (Саид). Он расположен к северу от Южного дома и имеет схожий архитектурный дизайн, но его колонны выполнены в форме папируса, символа Нижнего Египта.
Подземная камера
Камера расположена к северу от пирамиды. Это небольшая, полностью закрытая комната. Подземная камера фараона Джосера - самый ранний пример размещения статуй в подземной камере. Камера чаще всего ассоциируется с жертвоприношениями. В ней находится комната, внутри которой была найдена известняковая статуя фараона Джосера. Сейчас она находится в Египетском музее (а в подземной камере установлена её копия). Статуя смотрела на небо через два отверстия в северной стене подземной камеры. Древние египтяне верили, что статуя была обителью Алька (что означает дух умершего в загробном мире). Древние египтяне верили, что отверстия в стене служили для того, чтобы умерший мог вдыхать через них благовония и смотреть в небо на вечность. Иными словами, египтяне верили в существование статуи умершего, в которую, найдя её неповрежденной, войдет Алька и попадет в мир духов на небе, то есть в мир вечности. Древние египтяне стремились похоронить мумию умершего в погребальной камере со всеми его золотыми вещами, чтобы он мог пользоваться ими в загробном мире. Однако, опасаясь кражи мумии и того, что дух не узнает тело умершего, древние египтяне устанавливали в камере статую покойного, чтобы дух мог его узнать.
Ступенчатая пирамида
Пирамида строилась в несколько этапов. Первоначально она представляла собой квадратную мастабу, которая затем была увеличена и стала состоять из четырех мастаб, позже были добавлены еще две мастабы. Мастабы стали 6 ступенями в пирамидальной форме. Высота пирамиды составляет 60 метров, она покрыта слоем известняка из Туры. С восточной стороны были вырыты ямы, каждая из которых заканчивалась коридором, ведущим к подножию первоначальной мастабы (эти ямы являются гробницами для семьи фараона Джосера).
Описание пирамиды
От северного входа идет коридор, ведущий к большой шахте длиной 7 метров и глубиной 28 метров. Она расположена почти в центре пирамиды. Погребальная камера находится на дне шахты и закрыта гранитной крышкой. В её стенах расположены ложные двери, на которых находятся изображения царя в белой короне, совершающего праздничные церемонии Сед. Стены этой камеры также украшены зеленой и синей керамической плиткой, напоминающей циновки, имитирующие фасады царского дворца. Подземные покои не были достроены и разграблены в древности. В полу было круглое отверстие, в которое можно было поместить мумию. Это отверстие было заделано гранитными камнями весом более 3 тонн.
В пирамиде была найдена мумия, но пока не установлено, принадлежит ли она фараону Джосеру или кому-то другому. Южная гробница была основана правителями 26-й династии. Вокруг погребальной камеры расположен ряд комнат и коридоров. Учёные полагают, что форма ступенчатой пирамиды может напоминать вечный холм, а также считается, что дух умершего поднимается по ступенчатой лестнице на пути к небесам.
Южная гробница
На юго-западе открытого двора находится так называемая Южная гробница. Она состоит из стены, сложенной из последовательных плит и увенчанной фризом в форме кобры. Верхняя часть гробницы представляет собой прямоугольную мастабу. Вход в неё ведет в наклонный туннель с лестницей, которая достигает ямы глубиной 28 метров, ведущей в погребальную камеру, обнаруженную пустой. Коридоры в гробнице в точности повторяют коридоры внутри ступенчатой пирамиды, вплоть до голубой керамической плитки. В Южной гробнице были найдены три каменные плиты с рельефным изображением фараона Джосера. На одной из них он одет в красную корону (изображение аналогично находящемуся внутри пирамиды, но там фараон одет в белую корону). Погребальная камера здесь похожа на погребальную камеру в ступенчатой пирамиде, но меньше по размеру.
Причина существования этой гробницы может заключаться в том, что она символизировала пребывание царя в Верхнем Египте, а не в Абидосе. Другое объяснение заключается в том, что она могла быть посвящена внутренним органам царя, которые были извлечены из его тела и захоронены в этой гробнице.
Пирамиды Саккары
После того как Джосер построил свою ступенчатую пирамиду в Саккаре, некоторые фараоны Третьей и Четвертой династий предпочли строить свои пирамиды в районах, расположенных недалеко от Саккары. Фараон Хуни (Третья династия) построил свою пирамиду в Мейдуме, к югу от Саккары. Фараон Снефру (Четвертая династия) построил две пирамиды в Дахшуре. Фараоны Четвертой династии построили свои пирамиды на плато Гиза, которое находится к северу от Саккары. Самые важные из них - три пирамиды Хуфу, Хафре и Менкауре. Во времена Пятой династии фараон Усеркаф и фараон Унас построили свои пирамиды в Саккаре. Многие фараоны Шестой династии построили в Саккаре свои пирамиды, самой важной из которых является пирамида фараона Тети.
Пирамида Унаса
Унас, последний фараон Пятой династии, построил пирамиду, которая является редким образцом красоты и величия. Она оставалась погребенной под песками до 1881 года, когда её обнаружил французский ученый Масперо. Высота пирамиды составляет 43 метра, а длина основания - 57,75 метров. Изначально она была покрыта слоем известняка. Пирамида находится в конце комплекса пирамид Джосера. Вход в пирамиду возможен через входную камеру, в которой расположено несколько статуй. Вход переходит в нисходящий коридор, который ведёт в небольшую комнату, где есть проход, ведущий в комнату чуть большего размера, а прямо под ней находится центральная ось пирамиды. К востоку от передней камеры есть небольшая комната, в которой находились три ниши, где были установлены статуи. Гробница содержит некоторые из самых красивых артефактов, но самое главное - это наличие текстов на стенах гробницы, которые раскрывают менталитет и верования древних египтян в так называемых Текстах Пирамид.
Погребальная камера
Погребальная камера расположена к западу от передней камеры. Базальтовый саркофаг всё ещёнаходится на месте в погребальной камере. Слева от саркофага находился канопический ларец. Стены камеры украшены прекрасными и удивительными сценами, называемыми Текстами пирамид.
Тексты пирамид
Тексты пирамиды Унаса представляют собой собрание древнеегипетских религиозных текстов. Они считаются самыми древними археологическими текстами, написанными после 2475 г. до н.э. Эти тексты помогают понять развитие религиозной мысли в Древнем Египте. В текстах представлены история сотворения мира, гимны богам и роль богов в устройстве Вселенной. В текстах также представлены заклинания для защиты умерших и воскрешения в загробной жизни. В текстах представлен путь умершего от смерти до начала его жизни в загробном мире. Представлена группа текстов, которые помогают фараону преодолеть препятствия в загробном мире, особенно змей, с которыми он сталкивается в своем путешествии в загробный мир. Тексты также предоставляют ему набор заклинаний, с помощью которых он легко преодолевает все препятствия от демонов и злых духов, с которыми он сталкивается в своём небесном путешествии. Эти тексты были изображены в эпоху Старого царства, получили развитие в Среднем царстве и стали известны как погребальные тексты. В Новом царстве они стали известны как группа книг, таких как Книга мертвых и Книга Амдуат.
Пирамида фараона Тети
Фараон Тети был основателем Шестой династии и отцом фараона Пепи I. Он правил с 2345 по 2323 гг. до н.э. Свою пирамиду он построил рядом с комплексом Джосера. Первоначально пирамида имела высоту 52,5 метра и была облицована блоками известняка. Ядро пирамиды состояло из небольших блоков известняка и гравия, из-за чего пирамида после удаления внешней оболочки в древние времена, не могла сохранять свою форму. Форма пирамиды не отличается от нынешнего кургана, а внутренняя структура, к счастью, осталась нетронутой. Пирамида фараона Тети была большой пирамидой, но, к сожалению, она не была построена с достаточной тщательностью и мастерством, что позволило ворам ещё в древние времена украсть внешнюю оболочку пирамиды, что сделало высоту пирамиды не более чем 20 метров. Вход в пирамиду находится на уровне земли. Над входом была построена часовня для подношений, в которой находилась ложная дверь (ложная дверь в древнеегипетские времена использовалась для входа и выхода Ка или Алки фараона (духа фараона). Вход ведет в 15-метровый коридор, затем в зал, после которого находится горизонтальный коридор с гранитными плитами и ещё один зал. С восточной стороны в стене есть проём, а с западной стороны находится погребальная камера.
В погребальной камере до сих пор хранится базальтовый саркофаг. Потолок камеры украшен звёздами (по представлениям древних египтян, это олицетворяет Вселенную и небесные сферы). Стены украшают сцены из Книги текстов пирамид.
От комплекса фараона Тети остались только части погребального храма. Вход в храм вёл в гипостильный зал в центре храма, а по обе стороны от входа находились кладовые для жертвоприношений. В конце гипостильного зала есть ступени, ведущие к пяти нишам. В конце храма, с западной стороны, находится часовня, в которой была ложная дверь из песчаника, нижняя часть которой сохранилась до сих пор. Несколько камней, которые раньше украшали пилон, теперь лежат на земле. Они сделаны из известняка и украшены жёлтыми звездами на синем фоне. Самое главное, что было найдено в этом храме, - стела с изображением лица умершего человека, предположительно самого фараона. Пол в храме был сделан из мрамора.
Серапеум
Древние египтяне издревле почитали животных, руководствуясь либо благоговением и страхом перед такими существами, как крокодилы и львицы, либо привязанностью к тем, кто им помогал, - коровам, собакам, кошкам и баранам.
Священный бык, Апис, был самым почитаемым животным в Древнем Египте. Он считался символом бога земледелия и плодородия Осириса. Поклонение быку было особенно заметно в Мемфисе, столице Старого царства. В период Нового царства широкую популярность приобрели кладбища, посвященные захоронению быков Аписа. Почитание быка Аписа процветало благодаря огромному богатству, которое Египет приобрел в период Нового царства. Священный бык Апис выбирался в процессе, известном только жрецам, и ему приносились жертвы. После смерти священного быка его мумифицировали и хоронили, а на его место быстро подбирали нового.
Птолемей I стремился объединить египетскую и греческую религии. Был создан новый бог Серапис, сочетающий в себе атрибуты греческого бога Зевса и египетского бога Осириса. Серапис изображался в виде мужчины с бородой (символизирующего Зевса) и телом быка (символизирующего быка Аписа, олицетворение Осириса).
Место захоронения животных в Саккаре было названо Серапеумом в честь бога Сераписа. С древнейших времен (3000 г. до н. э.) и до римской эпохи (642 г. до н. э. - 30 г. до н. э.) у египтян был обычай просить благословения у священного быка Аписа, совершать к нему паломничество для исполнения желаний. Поэтому Апис приобрел для них огромное значение и святость.
Когда персы захватили Египет (525 г. до н.э.), во время правления Камбиза, презираясвященного для древних египтян быка Аписа и убили его. Из-за этого египтяне возненавидели персов. Греки и римляне, с другой стороны, не были похожи на захватчиков. Даже римские императоры, такие как Адриан, Траян и Тиберий, приезжая в Египет, следили за тем, чтобы праздник быка Аписа продолжался. Французский археолог Мариетт обнаружил в 1860 году самую большую и массивную гробницу в Саккаре, которая стала известна как Серапеум, для быка Аписа. В этом месте было найдено более 60 быков, возраст которых насчитывает более 1400 лет. Вокруг Серапеума была найдена коллекция вотивных табличек, которая показывает, что правители специально приходили в это место, давали обеты и приносили жертвы для деторождения, брака и от бесплодия.
Строительство кладбища животных (для быка Аписа) в Саккаре началось при фараоне Аменхотепе III во времена Нового царства, XVIII династии, около 1400 г. до н.э. Строительство продолжалось на протяжении веков, и получило рассвет в период Нового царства и Птолемеев. В гробнице было найдено множество каменных саркофагов, в которых был похоронен священный бык. Они были очень большими, и остается только удивляться, как эти огромные саркофаги были доставлены в это место.
Гробницы знати в Саккаре
Знать и высокопоставленные чиновники (царское окружение, министры и военачальники) всегда были тесно связаны с правящим фараоном. Где бы ни находилась царская гробница или пирамида, им разрешалось строить свои гробницы рядом. По древнеегипетским представлениям, фарарон был сыном бога, что придавало его гробнице или пирамиде не только мирское значение, но и большую религиозную святость. Древние египтяне обычно строили свои гробницы при жизни. Внутри этих гробниц они изображались занятыми своими мирскими делами, которые, по их мнению, продолжатся и в загробной жизни. Гробницы знати часто содержали не только религиозные сцены, чтобы умиротворить богов и царей, но и светские сцены, изображающие повседневные занятия владельца гробницы, такие как охота, рыбалка и земледелие. В гробницах Саккары обнаружены самые ранние из известных изображений повседневной жизни в Древнем Египте, относящиеся к эпохе Старого царства (около 2500 г. до н. э.) С III по VI династии для гробниц в Саккаре было характерно строительство ложной двери. Ученые считают, что эти ложные двери предназначались либо для того, чтобы ввести в заблуждение воров относительно местонахождения статуй, либо для того, чтобы позволить Алка (духу) покойного входить и выходить из гробницы. Важные гробницы знати, найденные в Саккаре, включают гробницы Мерерука, Кагемни, Анкх-ма-хор и Некау-асиси.
Гробница Мерерука
В эпоху Старого царства было принято, чтобы высокопоставленные чиновники женились на членах царской семьи. Мы знаем, что Мерерука, представитель VI династии, женился на дочери Тети, одного из фараонов VI династии. Его гробница состоит из нескольких комнат, что отражает его богатство и влияние. Мерерука был визирем фараона Тети, у него было много титулов, указывающих на его статус и влияние. Он был жента на Уатет-хат-хор, старшей дочери фараона Тети. Гробница Мерерука считается самой красивой гробницей в районе Саккары и подобна книге, которая представляет самые красивые сцены повседневной жизни Древнего Египта. Гробница показывает рост влияния высокопоставленных чиновников в VI династии, который привел к падению Старого царства.
Гробница состояла из более чем 30 комнат, поскольку это была семейная гробница для Мерерука, его жены и сына Мери. Она включает в себя шесть камер для его жены и пять камер для его сына Мери.
Важные сцены в гробнице изображают пасущийся скот, охоту на гиппопотамов, птиц и рыбу, кормление животных, в частности гиен. В гробнице также есть замечательная сцена, изображающая воплощение трех сезонов года по древнеегипетскому календарю. Также можно увидеть изображение папирусного болота, обычного бегемота, пожирающего крокодила, управление владениями Мерерука и выполнение различных административных задач. В гробнице есть изображение Мереруки в преклонном возрасте во главе со своими сыновьями и сцена, где Мерерука и его жена играют в игру сенет.
В гробнице Мерерука есть ложная дверь, которая представляет собой идею входа и выхода Алки из гробницы. Статуя изображает человека, представляющего усопшего, который как бы выходит из двери, чтобы принять подношения, разложенные на столе для подношений, установленном перед ним. Впервые можно увидеть, что умерший человек, не являющийся фараоном, имеет в гробнице статую в натуральную величину. Это свидетельствует о влиянии Мереруки.
Гробница Кагемни
Кагемни был известен под именем Мими и являлся человеком высокого ранга. Он занимал должность визиря в начале правления Тети, первого фараона Шестой династии, и был женат на принцессе Небти-неб-хат. Кагемни был визирем и судьей во время правления трёх фараонов Шестой династии. Некоторые из его титулов «смотритель города пирамиды Тети» и «инспектор пирамиды Пророков». Его гробница находится рядом с пирамидой Тети в некрополе Саккары, к востоку от гробницы Мерерука. Гробница была обнаружена в 1899 году. Она состоит из семи камер и насчитывает более 60 сцен.
Важные сцены в гробнице демонстрируют рыбалку с корзинами и сетями в болотах, изображение Кагемни стоящим и сидящим, охоту на птиц, таких как гуси и утки, а также охоту на других животных. В гробнице есть сцены, изображающие повседневную деятельность владельца гробницы, кормление гиен и быков, изображение носильщиков, несущих различные подношения из фруктов и птиц, а также изображение работников, отмеряющих зерно. В гробнице есть ложная дверь, на которой написаны титулы усопших.
Комплекс Джосера в СаккареСтупенчатая пирамида ДжосераСтатуя Джосера
Статуя ИмхотепаКомплекс ДжосераКомплекс Джосера
Зал колоннОткрытый дворПирамида Джосера
Комплекс ДжосераКомплекс ДжосераКомплекс Джосера
Пирамида ДжосераСаркофаг ДжосераСаркофаг Джосера
Южная гробницаЮжная гробницаПирамида Унаса
Дорога между пирамидой Унаса и погребальным храмомПогребальная камера УнасаПогребальная камера Унаса
Статуя ТетиВход в пирамиду ТетиПирамида Тети
Погребальная камера ТетиСтатуя АписаВход в Серапиум
Саркофаг АписаСерапиумСтатуи греческих поэтов и философов перед Серапиумом
Захоронения в СерапиумеГробница МерерукаГробница Мерерука