Nile Sea Travel Agency. Ком Омбо
Nile Sea Travel Agency
Nile Sea Travel Agency
Круизы по Нилу, Дахабия.
Экскурсии в Египте.
Высокие стандарты качества.
Бронирование онлайн
X


Вас интересуют:


Круизы   Экскурсии


Даю согласие на обработку персональных данных*


Наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время


Свяжитесь с нами

СТАТЬИ О ЕГИПТЕ

Ком Омбо

Город Ком Омбо был расположен на восточном берегу Нила, его название можно перевести как «земля золота». В городе поклонялись двум основным богам: Собеку с головой крокодила и Гору с головой сокола. Это первый храм, разделённый на две триады: триаду Гора и триаду Собека.

История города Ком Омбо
В доисторические времена неподалёку от Ком Омбо находилась небольшая деревня Сабил. Там был найден скелет человека, которого ударили ножом в спину – это самое древнее убийство в истории. Жители деревни Сабил изобрели орудия труда из камня и слоновой кости, которые отличались небольшими размерами и использовались как скальпели или небольшие ножи. Из-за изгиба Нила в этом месте, ил выбрасывало в западную сторону, и постепенно там образовался небольшой остров, который находился прямо перед храмом Ком Омбо. Это снизило скорость течения реки, сделав место привлекательным для крокодилов. Поэтому жители стали поклоняться крокодилу как главному божеству.

Строительство храма
На стенах храма находится описание мифа о том, что Собек и Гор боролись за право владения городом, и после долгой борьбы разделили город между собой поровну, это решение было вынесено богом Ра. Но Собек в итоге не согласился с ситуацией и захватил часть, принадлежащую Гору, объявив, что он является единственным владельцем города. Гор и его последователи покинули город, и в итоге в нём не осталось жителей. Тогда бог Собек, как бог загробного мира, призвал духи мёртвых возделывать землю. Вместо того, чтобы бросать в землю семена, они бросали песок, в результате город был занесён песком и в него пришла нищета. Позже в городе случился большой пожар, который его уничтожил. Это обстоятельство положило основу примирения Собека и Гора. Гор и его последователи вернулись в город, занялись земледелием, а вслед за ними вернулись и жители города. После того как город был отстроен заново, был возведён прекрасный храм.

Особенности храма Ком Омбо
Храм разделён на две половины. Восточная часть принадлежит триаде Собека (муж Собек, жена Хатхор, сын Хонсу-Хор). Вторая, западная часть, принадлежит триаде Гора ( муж Гор, жена Та-Снет-Неферт, сын Гор-Сематави). Ком Омбо считается единственным храмом эпохи Птолемеев, который отличает наличие календарной надписи и замечательное панно с изображением хирургических инструментов.

Проектирование храма
Храм представляет собой прямоугольное известняковое здание, которое начинается с внешних ворот эпохи Птолемея XII (отца знаменитой Клеопатры, флейтиста). Затем находится передний двор, фасад храма, разделённый на две половины. Каждая половина состоит из внешнего фасада, зала больших колонн, зала малых колонн, зал предшествующий святилищу, само святилище и группа из 7-ми камер. Храм окружает внешний коридор, слева от него находится Нил и небольшое священное озеро. Также в храме есть каменные ступени, ведущие на крышу и верхний этаж.

Внешние ворота
Это большое каменное здание, построенное Птолемеем XII. До наших дней дошла только восточная часть ворот, поскольку западная была разрушена в результате землетрясения. На них изображена сцена, где фараон побеждает врагов и приносит жертвы богу Собеку, держащему скипетр и знак анкха, за которым стоит богиня Хатхор. По другую сторону ворот изображён фараон, приносящий жертвы богу Хорусу, за которым стоит его жена Та-Снет-Неферт. Третья сцена изображает Птолемея XII, предлагающего богине Хатхор два зеркала в качестве подношения.

Пилон
Сильно обветшавший пилон расположен сразу после ворот, и лишь небольшая его часть относится к эпохе императора Домициана. На нём изображён фараон с текстами, восхваляющими бога Собека и бога Гора.

Открытый двор
Это большой прямоугольный двор с 16 колоннами, окружающими двор с трёх сторон. На внутренних колоннах изображены сцены, где фараон с различными коронами приносит жертвоприношения, а на большинстве иероглифов написано имя императора Тиберия. В центре двора находится алтарь для жертвоприношений богу Собеку и Гору, за ним изображена Хатхор, а также император Тиберий в красной и белой коронах Гора, держащий скипетр и знак анкха, за императором стоит богиня Нефтис. Справа от двора изображена сцена очищения императора в присутствии Собека с крокодильей головой, и выхода фараона из дворца с жрецом, возносящим благовония, перед ним. Слева от двора изображена такая же сцена с разницей в том, что вместо Собека там изображён Гор с головой сокола и Тот в виде птицы ибиса.
Капители колонн в храме отличаются разнообразными украшениями, которые широко использовались в эпоху Птолемеев и смешивали египетский и римский стили. Например, капители с изображение Хатхор, пальм, лотоса и папируса относятся к египетской архитектуре. А римские капители похожи на капители коринфских колонн.

Передний колонный зал
В зале находится 10 колонн, расположенных в два параллельных ряда. Потолок выполнен в форме крылатой кобры, а на восточной стороне зала можно увидеть настенные занавеси, поднимающиеся до середины колонн. Слева изображён фараон Птолемей XII, которого благословляют четыре бога: Тот, Нут, Исида с головой львицы и Хорус. Справа расположена дверь с изображением четырёх ветров в виде мифических животных, скарабей с головой барана и Птолемей XII, приносящий жертвы четырём богам.
На настенных занавесях изображены боги Тот и Гор, очищающие фараона Птолемея XII. Каждый бог несёт очистительный сосуд с символом анкха (символ жизни) и знаком васа (символ власти). Содержимое сосудов после того, как будет вылито, создаёт защитный барьер вокруг фараона.

Внутренний колонный зал
Дизайн зала аналогичен внешнему залу, но меньше по размеру. В зале находится 10 колонн в 2 параллельных ряда, их капители выполнены в форме цветка папируса. На колоннах этого зала изображены Птолемей VIII его жены Клеопатра II и Клеопатра III, приносящие жертвы богу. Также есть изображение коронации фараона перед Нехбет (богиней юга в виде стервятника) И Ваджет (в образе кобры) с двойной короной на голове.

Фестивальный зал
В зале есть надписи, изображающие фараона Птолемея VI, бросающего песок перед богом Гором, а также сцена очищения коридоров храма с помощью натроновой соли.

Зал подношений
Самая важная сцена, изображённая в этом зале – разделение года на сезоны (календарь). Древнеегипетский год был разделён на 12 месяцев и 3 сезона: Ахнет (наводнение), Перет(возделывание земли) и Шому (сбор урожая). Месяц состоял из 30 дней, поделённых на 3 недели, каждая из которых включала в себя 10 дней. Таким образом, в 12 месяцах было 360 дней. Пять дней назывались фестивальными днями (эпагоменами): Осирис, Исида, Гор, Нефтис и Сет. Справа указана дата конкретного дня, а слева – название праздника богов, что похоже на календарь праздников, посвящённых святым в христианстве. Первое число справа вверху – это число 27 до числа 30 в конце месяца, сопровождаемое иероглифическим знаком в форме хвоста животного, поскольку хвост животного - это его конец (произносится «бах», слово, которое мы и сегодня используем для обозначения конца), за которым следует первый день третьего месяца сезона наводнения Ахет.
Стены храма возводились следующим образом: камень укладывался в систему «ласточкин хвост», а в зазоры помещалась древесина сикоморы, на которую распылялась вода, чтобы древесина расширилась, и таким образом, закрепила камни, а пустая часть называлась «птичий хвост».

Святилище
Два прямоугольных зала расположены в северной части храма. Это самые старые залы храма, относящиеся к периоду правления Птолемея VI. Стены святилища повреждены, и сохранились лишь остатки чёрного гранитного основания для храма бога Собека. За ним находится ряд камер для хранения подношений для храма Ком Омбо и проживания жрецов.

Внешний и внутренний коридоры
Храм окружён двумя параллельными коридорами: внешним и внутренним. На северо-западной стороне стены находится знаменитая панель, известная как панель врача или хирургических инструментов. Позади храма расположена панель разделения храма, относящаяся к эпохе Траяна, на которой сверху изображены крылатый солнечный диск и фигура сидящего бога Шу, а по бокам – бог Гор и бог Собек. Также там есть замечательная сцена, изображающая пленников и фигуру императора в образе льва, нападающего на врагов, руки которых связаны.

Медицинские надписи
Надписи показывают коллекцию хирургических инструментов, известных в Древнем Египте (скальпели, щипцы, медицинские зеркала, ножницы, бутылочки с лекарствами и медицинские рецепты). Они вырезаны на внешней части храма. На надписях изображён бог Имхотеп с хирургическими инструментами и различные тексты о медицине в Древнем Египте. Интересно, что медицинские инструменты того времени очень похожи на используемые сегодня.
На надписях также изображены богини Исида и Хатхор, сидящие на родильном кресле. Древние египятне использовали для родов специальное кресло, а не кровать. Научно доказано, что это лучший метод родов. Кроме того, древние египтяне умели определять пол плода. Когда женщина чувствовала, что беременна, она готовила три сосуда (с пшеницей, ячменём и другим растением) и выливала туда свою мочу. Если прорастала пшеница, значит женщина беременна девочкой, если ячмень – мальчиком, а если в третьем сосуде растение не вырастало, это означало, что женщина не беременна.
В храме есть сцена с изображением императора Траяна перед богом Имхотепом, инженером Ступенчатой пирамиды в Саккаре, первой египетской пирамиды. Имхотеп также был знаменитым жрецом и врачом, поэтому в итоге был обожествлён как бог медицины, а римляне сравнивали его со своим богом медицины Асклепием. Траян изображён стоящим на коленях и приносящим жертвы сидящем Имхотепу, перед которым находится набор сосудов, используемых в медицине, в частности, в хирургии, а также инструменты для стерилизации. Там же изобажена сидящая Исида для облегчения родов женщинам.

Описание медицинских инструментов
Древние египтяне опирались в медицине на две составляющие: науку и магию. Они активно использовали как медицинские инструменты, так и амулеты. Врачи в Древнем Египте пользовались инструментом для очистки мочеиспускательного канала, скальпелем или хирургическим ножом, иглами для зашивания ран, ложкой для чистки матки, утюгом для прижигания травмированных частей тела, ручным инструментом, напоминающим пилу, для ампутации конечностей – эти инструменты изображены в храме. Также на сцене изображены 2 инструмента для катетеризации или клизмы, крючкообразный инструмент, вводимый под кожу для соединения вен и артерий, инструменты для расширения желчного протока, горелка для окуривания места и изгнания злых духов, крючки и щипцы для удержания инструментов, например, ваты, контейнер для ваты или льна, ёмкости для раствора, используемого во время проведения операции, острый нож для разрезания тела, знак «Веджат» для благословения, весы для взвешивания растворов в определённых пропорциях для приготовления лечебных составов, купол для обработки спины и хрящей, 2 инструмента, используемые в процессе мумификации для прокола носа, 2 инструмента для откупоривания мочеиспускательного канала, ножницы для ампутации пальцев и легко отрезаемых частей тела, а также губка, которую помещали в раствор и затем прикладывали к определённой области для обезболивания.

Ниломер
На северо-западной стороне храма находится колодец со ступенями, огибающими его нижнюю стену. Он относится к римской эпохе и соединён квадратным бассейном со ступенями с трёх сторон. Это сооружение было важно для определения уровня воды в Ниле во время наводнений и, следовательно, для определения налогов на сельскохозяйственные земли, прилегающие к храму.
Налоговая система в Древнем Египте зависела от наводнений. У каждого храма были свои земли, которые крестьяне обрабатывали и сдавали свою продукцию жрецам в храме, а жрецы отдавали им часть урожая, скота или птицы. Налог исчислялся числом локтей разлива Нила.

Музей крокодилов
Рядом с храмом Ком Омбо, к северу от Асуана на восточном берегу Нила расположен музей крокодилов, который посвящен богу Собеку, одному из богов Ком Омбо. Музей был открыт в 2012 году. В главном выставочном зале представлены мумифицированные нильские крокодилы, самый крупный из которых в длину достигает 4,30 метра, а самый маленький – 2 метра.
В музее также выставлена группа эмбрионов крокодила, моделей глаз, выполненных из золота и слоновой кости, зубы мумифицированных крокодилов. Естественно, что экспозиция включает статуи бога Собека различного размера, а также модель гробницы, имитирующей ту, что была обнаружена в некрополе Шатб, где показаны способы захоронения священных крокодилов и глиняные гробы для их мумий.

Фасад храма Ком Омбо
Календарь Ком Омбо
Панно с медицинскими инструментами
Внешние ворота
Внешние ворота
Пилон
Пилон
Открытый двор
Колонны храма Ком Омбо
Передний колонный зал
Внутренний колонный зал
Фестивальный зал
Зал подношений
Календарь
Святилище
Святилище
Комнаты позади Святилища
Внешний коридор
Панель храмового посвящения
Панель с изображением императора как льва и врагов перед ним
Панель с медицинскими инструментами и Изидой, рожающей Гора
Император Траян поклоняется Имхотепу, богу медицины
Ниломер
Ниломер
Модель гробницы захоронения крокодила
Известняковая плита с жертовприношением Собеку
Мумии крокодилов








Свяжитесь с нами

СТАТЬИ О ЕГИПТЕ

Ком Омбо

Город Ком Омбо был расположен на восточном берегу Нила, его название можно перевести как «земля золота». В городе поклонялись двум основным богам: Собеку с головой крокодила и Гору с головой сокола. Это первый храм, разделённый на две триады: триаду Гора и триаду Собека.

История города Ком Омбо
В доисторические времена неподалёку от Ком Омбо находилась небольшая деревня Сабил. Там был найден скелет человека, которого ударили ножом в спину – это самое древнее убийство в истории. Жители деревни Сабил изобрели орудия труда из камня и слоновой кости, которые отличались небольшими размерами и использовались как скальпели или небольшие ножи. Из-за изгиба Нила в этом месте, ил выбрасывало в западную сторону, и постепенно там образовался небольшой остров, который находился прямо перед храмом Ком Омбо. Это снизило скорость течения реки, сделав место привлекательным для крокодилов. Поэтому жители стали поклоняться крокодилу как главному божеству.

Строительство храма
На стенах храма находится описание мифа о том, что Собек и Гор боролись за право владения городом, и после долгой борьбы разделили город между собой поровну, это решение было вынесено богом Ра. Но Собек в итоге не согласился с ситуацией и захватил часть, принадлежащую Гору, объявив, что он является единственным владельцем города. Гор и его последователи покинули город, и в итоге в нём не осталось жителей. Тогда бог Собек, как бог загробного мира, призвал духи мёртвых возделывать землю. Вместо того, чтобы бросать в землю семена, они бросали песок, в результате город был занесён песком и в него пришла нищета. Позже в городе случился большой пожар, который его уничтожил. Это обстоятельство положило основу примирения Собека и Гора. Гор и его последователи вернулись в город, занялись земледелием, а вслед за ними вернулись и жители города. После того как город был отстроен заново, был возведён прекрасный храм.

Особенности храма Ком Омбо
Храм разделён на две половины. Восточная часть принадлежит триаде Собека (муж Собек, жена Хатхор, сын Хонсу-Хор). Вторая, западная часть, принадлежит триаде Гора ( муж Гор, жена Та-Снет-Неферт, сын Гор-Сематави). Ком Омбо считается единственным храмом эпохи Птолемеев, который отличает наличие календарной надписи и замечательное панно с изображением хирургических инструментов.

Проектирование храма
Храм представляет собой прямоугольное известняковое здание, которое начинается с внешних ворот эпохи Птолемея XII (отца знаменитой Клеопатры, флейтиста). Затем находится передний двор, фасад храма, разделённый на две половины. Каждая половина состоит из внешнего фасада, зала больших колонн, зала малых колонн, зал предшествующий святилищу, само святилище и группа из 7-ми камер. Храм окружает внешний коридор, слева от него находится Нил и небольшое священное озеро. Также в храме есть каменные ступени, ведущие на крышу и верхний этаж.

Внешние ворота
Это большое каменное здание, построенное Птолемеем XII. До наших дней дошла только восточная часть ворот, поскольку западная была разрушена в результате землетрясения. На них изображена сцена, где фараон побеждает врагов и приносит жертвы богу Собеку, держащему скипетр и знак анкха, за которым стоит богиня Хатхор. По другую сторону ворот изображён фараон, приносящий жертвы богу Хорусу, за которым стоит его жена Та-Снет-Неферт. Третья сцена изображает Птолемея XII, предлагающего богине Хатхор два зеркала в качестве подношения.

Пилон
Сильно обветшавший пилон расположен сразу после ворот, и лишь небольшая его часть относится к эпохе императора Домициана. На нём изображён фараон с текстами, восхваляющими бога Собека и бога Гора.

Открытый двор
Это большой прямоугольный двор с 16 колоннами, окружающими двор с трёх сторон. На внутренних колоннах изображены сцены, где фараон с различными коронами приносит жертвоприношения, а на большинстве иероглифов написано имя императора Тиберия. В центре двора находится алтарь для жертвоприношений богу Собеку и Гору, за ним изображена Хатхор, а также император Тиберий в красной и белой коронах Гора, держащий скипетр и знак анкха, за императором стоит богиня Нефтис. Справа от двора изображена сцена очищения императора в присутствии Собека с крокодильей головой, и выхода фараона из дворца с жрецом, возносящим благовония, перед ним. Слева от двора изображена такая же сцена с разницей в том, что вместо Собека там изображён Гор с головой сокола и Тот в виде птицы ибиса.
Капители колонн в храме отличаются разнообразными украшениями, которые широко использовались в эпоху Птолемеев и смешивали египетский и римский стили. Например, капители с изображение Хатхор, пальм, лотоса и папируса относятся к египетской архитектуре. А римские капители похожи на капители коринфских колонн.

Передний колонный зал
В зале находится 10 колонн, расположенных в два параллельных ряда. Потолок выполнен в форме крылатой кобры, а на восточной стороне зала можно увидеть настенные занавеси, поднимающиеся до середины колонн. Слева изображён фараон Птолемей XII, которого благословляют четыре бога: Тот, Нут, Исида с головой львицы и Хорус. Справа расположена дверь с изображением четырёх ветров в виде мифических животных, скарабей с головой барана и Птолемей XII, приносящий жертвы четырём богам.
На настенных занавесях изображены боги Тот и Гор, очищающие фараона Птолемея XII. Каждый бог несёт очистительный сосуд с символом анкха (символ жизни) и знаком васа (символ власти). Содержимое сосудов после того, как будет вылито, создаёт защитный барьер вокруг фараона.

Внутренний колонный зал
Дизайн зала аналогичен внешнему залу, но меньше по размеру. В зале находится 10 колонн в 2 параллельных ряда, их капители выполнены в форме цветка папируса. На колоннах этого зала изображены Птолемей VIII его жены Клеопатра II и Клеопатра III, приносящие жертвы богу. Также есть изображение коронации фараона перед Нехбет (богиней юга в виде стервятника) И Ваджет (в образе кобры) с двойной короной на голове.

Фестивальный зал
В зале есть надписи, изображающие фараона Птолемея VI, бросающего песок перед богом Гором, а также сцена очищения коридоров храма с помощью натроновой соли.

Зал подношений
Самая важная сцена, изображённая в этом зале – разделение года на сезоны (календарь). Древнеегипетский год был разделён на 12 месяцев и 3 сезона: Ахнет (наводнение), Перет(возделывание земли) и Шому (сбор урожая). Месяц состоял из 30 дней, поделённых на 3 недели, каждая из которых включала в себя 10 дней. Таким образом, в 12 месяцах было 360 дней. Пять дней назывались фестивальными днями (эпагоменами): Осирис, Исида, Гор, Нефтис и Сет. Справа указана дата конкретного дня, а слева – название праздника богов, что похоже на календарь праздников, посвящённых святым в христианстве. Первое число справа вверху – это число 27 до числа 30 в конце месяца, сопровождаемое иероглифическим знаком в форме хвоста животного, поскольку хвост животного - это его конец (произносится «бах», слово, которое мы и сегодня используем для обозначения конца), за которым следует первый день третьего месяца сезона наводнения Ахет.
Стены храма возводились следующим образом: камень укладывался в систему «ласточкин хвост», а в зазоры помещалась древесина сикоморы, на которую распылялась вода, чтобы древесина расширилась, и таким образом, закрепила камни, а пустая часть называлась «птичий хвост».

Святилище
Два прямоугольных зала расположены в северной части храма. Это самые старые залы храма, относящиеся к периоду правления Птолемея VI. Стены святилища повреждены, и сохранились лишь остатки чёрного гранитного основания для храма бога Собека. За ним находится ряд камер для хранения подношений для храма Ком Омбо и проживания жрецов.

Внешний и внутренний коридоры
Храм окружён двумя параллельными коридорами: внешним и внутренним. На северо-западной стороне стены находится знаменитая панель, известная как панель врача или хирургических инструментов. Позади храма расположена панель разделения храма, относящаяся к эпохе Траяна, на которой сверху изображены крылатый солнечный диск и фигура сидящего бога Шу, а по бокам – бог Гор и бог Собек. Также там есть замечательная сцена, изображающая пленников и фигуру императора в образе льва, нападающего на врагов, руки которых связаны.

Медицинские надписи
Надписи показывают коллекцию хирургических инструментов, известных в Древнем Египте (скальпели, щипцы, медицинские зеркала, ножницы, бутылочки с лекарствами и медицинские рецепты). Они вырезаны на внешней части храма. На надписях изображён бог Имхотеп с хирургическими инструментами и различные тексты о медицине в Древнем Египте. Интересно, что медицинские инструменты того времени очень похожи на используемые сегодня.
На надписях также изображены богини Исида и Хатхор, сидящие на родильном кресле. Древние египятне использовали для родов специальное кресло, а не кровать. Научно доказано, что это лучший метод родов. Кроме того, древние египтяне умели определять пол плода. Когда женщина чувствовала, что беременна, она готовила три сосуда (с пшеницей, ячменём и другим растением) и выливала туда свою мочу. Если прорастала пшеница, значит женщина беременна девочкой, если ячмень – мальчиком, а если в третьем сосуде растение не вырастало, это означало, что женщина не беременна.
В храме есть сцена с изображением императора Траяна перед богом Имхотепом, инженером Ступенчатой пирамиды в Саккаре, первой египетской пирамиды. Имхотеп также был знаменитым жрецом и врачом, поэтому в итоге был обожествлён как бог медицины, а римляне сравнивали его со своим богом медицины Асклепием. Траян изображён стоящим на коленях и приносящим жертвы сидящем Имхотепу, перед которым находится набор сосудов, используемых в медицине, в частности, в хирургии, а также инструменты для стерилизации. Там же изобажена сидящая Исида для облегчения родов женщинам.

Описание медицинских инструментов
Древние египтяне опирались в медицине на две составляющие: науку и магию. Они активно использовали как медицинские инструменты, так и амулеты. Врачи в Древнем Египте пользовались инструментом для очистки мочеиспускательного канала, скальпелем или хирургическим ножом, иглами для зашивания ран, ложкой для чистки матки, утюгом для прижигания травмированных частей тела, ручным инструментом, напоминающим пилу, для ампутации конечностей – эти инструменты изображены в храме. Также на сцене изображены 2 инструмента для катетеризации или клизмы, крючкообразный инструмент, вводимый под кожу для соединения вен и артерий, инструменты для расширения желчного протока, горелка для окуривания места и изгнания злых духов, крючки и щипцы для удержания инструментов, например, ваты, контейнер для ваты или льна, ёмкости для раствора, используемого во время проведения операции, острый нож для разрезания тела, знак «Веджат» для благословения, весы для взвешивания растворов в определённых пропорциях для приготовления лечебных составов, купол для обработки спины и хрящей, 2 инструмента, используемые в процессе мумификации для прокола носа, 2 инструмента для откупоривания мочеиспускательного канала, ножницы для ампутации пальцев и легко отрезаемых частей тела, а также губка, которую помещали в раствор и затем прикладывали к определённой области для обезболивания.

Ниломер
На северо-западной стороне храма находится колодец со ступенями, огибающими его нижнюю стену. Он относится к римской эпохе и соединён квадратным бассейном со ступенями с трёх сторон. Это сооружение было важно для определения уровня воды в Ниле во время наводнений и, следовательно, для определения налогов на сельскохозяйственные земли, прилегающие к храму.
Налоговая система в Древнем Египте зависела от наводнений. У каждого храма были свои земли, которые крестьяне обрабатывали и сдавали свою продукцию жрецам в храме, а жрецы отдавали им часть урожая, скота или птицы. Налог исчислялся числом локтей разлива Нила.

Музей крокодилов
Рядом с храмом Ком Омбо, к северу от Асуана на восточном берегу Нила расположен музей крокодилов, который посвящен богу Собеку, одному из богов Ком Омбо. Музей был открыт в 2012 году. В главном выставочном зале представлены мумифицированные нильские крокодилы, самый крупный из которых в длину достигает 4,30 метра, а самый маленький – 2 метра.
В музее также выставлена группа эмбрионов крокодила, моделей глаз, выполненных из золота и слоновой кости, зубы мумифицированных крокодилов. Естественно, что экспозиция включает статуи бога Собека различного размера, а также модель гробницы, имитирующей ту, что была обнаружена в некрополе Шатб, где показаны способы захоронения священных крокодилов и глиняные гробы для их мумий.

Фасад храма Ком Омбо
Календарь Ком Омбо
Панно с медицинскими инструментами
Внешние ворота
Внешние ворота
Пилон
Пилон
Открытый двор
Колонны храма Ком Омбо
Передний колонный зал
Внутренний колонный зал
Фестивальный зал
Зал подношений
Календарь
Святилище
Святилище
Комнаты позади Святилища
Внешний коридор
Панель храмового посвящения
Панель с изображением императора как льва и врагов перед ним
Панель с медицинскими инструментами и Изидой, рожающей Гора
Император Траян поклоняется Имхотепу, богу медицины
Ниломер
Ниломер
Модель гробницы захоронения крокодила
Известняковая плита с жертовприношением Собеку
Мумии крокодилов


Другие статьи о Египте

Асуанская плотина Незавершённый обелиск Нубийская деревня Храм Филе Абу Симбел Храм Калабша Храм Ком Омбо Храм Эдфу Гебель Эль-Сильсила Храм Эсна Луксорский храм Луксорский музей Полёт на воздушном шаре Храм Хабу Долина царей Храм Хатшепсут Колоссы Мемнона Карнакский храмовый комплекс Музей мумификации Дейр эль-Медина Долина цариц Гробницы знати Дендера Абидос Саккара Большой Египетский музей в Каире Египетский музей Пирамиды Гизы и Сфинкс Цитадель Салах ад-Дина Коптский Каир Мечеть Амра Ибн аль-Аса Синагога Бен-Эзра Цитадель Кайт Бей Римский амфитеатр Столп Помпея Греко-римский музей Александрийские гробницы
Город Ком Омбо был расположен на восточном берегу Нила, его название можно перевести как «земля золота». В городе поклонялись двум основным богам: Собеку с головой крокодила и Гору с головой сокола. Это первый храм, разделённый на две триады: триаду Гора и триаду Собека.

История города Ком Омбо
В доисторические времена неподалёку от Ком Омбо находилась небольшая деревня Сабил. Там был найден скелет человека, которого ударили ножом в спину – это самое древнее убийство в истории. Жители деревни Сабил изобрели орудия труда из камня и слоновой кости, которые отличались небольшими размерами и использовались как скальпели или небольшие ножи. Из-за изгиба Нила в этом месте, ил выбрасывало в западную сторону, и постепенно там образовался небольшой остров, который находился прямо перед храмом Ком Омбо. Это снизило скорость течения реки, сделав место привлекательным для крокодилов. Поэтому жители стали поклоняться крокодилу как главному божеству.

Строительство храма
На стенах храма находится описание мифа о том, что Собек и Гор боролись за право владения городом, и после долгой борьбы разделили город между собой поровну, это решение было вынесено богом Ра. Но Собек в итоге не согласился с ситуацией и захватил часть, принадлежащую Гору, объявив, что он является единственным владельцем города. Гор и его последователи покинули город, и в итоге в нём не осталось жителей. Тогда бог Собек, как бог загробного мира, призвал духи мёртвых возделывать землю. Вместо того, чтобы бросать в землю семена, они бросали песок, в результате город был занесён песком и в него пришла нищета. Позже в городе случился большой пожар, который его уничтожил. Это обстоятельство положило основу примирения Собека и Гора. Гор и его последователи вернулись в город, занялись земледелием, а вслед за ними вернулись и жители города. После того как город был отстроен заново, был возведён прекрасный храм.

Особенности храма Ком Омбо
Храм разделён на две половины. Восточная часть принадлежит триаде Собека (муж Собек, жена Хатхор, сын Хонсу-Хор). Вторая, западная часть, принадлежит триаде Гора ( муж Гор, жена Та-Снет-Неферт, сын Гор-Сематави). Ком Омбо считается единственным храмом эпохи Птолемеев, который отличает наличие календарной надписи и замечательное панно с изображением хирургических инструментов.

Проектирование храма
Храм представляет собой прямоугольное известняковое здание, которое начинается с внешних ворот эпохи Птолемея XII (отца знаменитой Клеопатры, флейтиста). Затем находится передний двор, фасад храма, разделённый на две половины. Каждая половина состоит из внешнего фасада, зала больших колонн, зала малых колонн, зал предшествующий святилищу, само святилище и группа из 7-ми камер. Храм окружает внешний коридор, слева от него находится Нил и небольшое священное озеро. Также в храме есть каменные ступени, ведущие на крышу и верхний этаж.

Внешние ворота
Это большое каменное здание, построенное Птолемеем XII. До наших дней дошла только восточная часть ворот, поскольку западная была разрушена в результате землетрясения. На них изображена сцена, где фараон побеждает врагов и приносит жертвы богу Собеку, держащему скипетр и знак анкха, за которым стоит богиня Хатхор. По другую сторону ворот изображён фараон, приносящий жертвы богу Хорусу, за которым стоит его жена Та-Снет-Неферт. Третья сцена изображает Птолемея XII, предлагающего богине Хатхор два зеркала в качестве подношения.

Пилон
Сильно обветшавший пилон расположен сразу после ворот, и лишь небольшая его часть относится к эпохе императора Домициана. На нём изображён фараон с текстами, восхваляющими бога Собека и бога Гора.

Открытый двор
Это большой прямоугольный двор с 16 колоннами, окружающими двор с трёх сторон. На внутренних колоннах изображены сцены, где фараон с различными коронами приносит жертвоприношения, а на большинстве иероглифов написано имя императора Тиберия. В центре двора находится алтарь для жертвоприношений богу Собеку и Гору, за ним изображена Хатхор, а также император Тиберий в красной и белой коронах Гора, держащий скипетр и знак анкха, за императором стоит богиня Нефтис. Справа от двора изображена сцена очищения императора в присутствии Собека с крокодильей головой, и выхода фараона из дворца с жрецом, возносящим благовония, перед ним. Слева от двора изображена такая же сцена с разницей в том, что вместо Собека там изображён Гор с головой сокола и Тот в виде птицы ибиса.
Капители колонн в храме отличаются разнообразными украшениями, которые широко использовались в эпоху Птолемеев и смешивали египетский и римский стили. Например, капители с изображение Хатхор, пальм, лотоса и папируса относятся к египетской архитектуре. А римские капители похожи на капители коринфских колонн.

Передний колонный зал
В зале находится 10 колонн, расположенных в два параллельных ряда. Потолок выполнен в форме крылатой кобры, а на восточной стороне зала можно увидеть настенные занавеси, поднимающиеся до середины колонн. Слева изображён фараон Птолемей XII, которого благословляют четыре бога: Тот, Нут, Исида с головой львицы и Хорус. Справа расположена дверь с изображением четырёх ветров в виде мифических животных, скарабей с головой барана и Птолемей XII, приносящий жертвы четырём богам.
На настенных занавесях изображены боги Тот и Гор, очищающие фараона Птолемея XII. Каждый бог несёт очистительный сосуд с символом анкха (символ жизни) и знаком васа (символ власти). Содержимое сосудов после того, как будет вылито, создаёт защитный барьер вокруг фараона.

Внутренний колонный зал
Дизайн зала аналогичен внешнему залу, но меньше по размеру. В зале находится 10 колонн в 2 параллельных ряда, их капители выполнены в форме цветка папируса. На колоннах этого зала изображены Птолемей VIII его жены Клеопатра II и Клеопатра III, приносящие жертвы богу. Также есть изображение коронации фараона перед Нехбет (богиней юга в виде стервятника) И Ваджет (в образе кобры) с двойной короной на голове.

Фестивальный зал
В зале есть надписи, изображающие фараона Птолемея VI, бросающего песок перед богом Гором, а также сцена очищения коридоров храма с помощью натроновой соли.

Зал подношений
Самая важная сцена, изображённая в этом зале – разделение года на сезоны (календарь). Древнеегипетский год был разделён на 12 месяцев и 3 сезона: Ахнет (наводнение), Перет(возделывание земли) и Шому (сбор урожая). Месяц состоял из 30 дней, поделённых на 3 недели, каждая из которых включала в себя 10 дней. Таким образом, в 12 месяцах было 360 дней. Пять дней назывались фестивальными днями (эпагоменами): Осирис, Исида, Гор, Нефтис и Сет. Справа указана дата конкретного дня, а слева – название праздника богов, что похоже на календарь праздников, посвящённых святым в христианстве. Первое число справа вверху – это число 27 до числа 30 в конце месяца, сопровождаемое иероглифическим знаком в форме хвоста животного, поскольку хвост животного - это его конец (произносится «бах», слово, которое мы и сегодня используем для обозначения конца), за которым следует первый день третьего месяца сезона наводнения Ахет.
Стены храма возводились следующим образом: камень укладывался в систему «ласточкин хвост», а в зазоры помещалась древесина сикоморы, на которую распылялась вода, чтобы древесина расширилась, и таким образом, закрепила камни, а пустая часть называлась «птичий хвост».

Святилище
Два прямоугольных зала расположены в северной части храма. Это самые старые залы храма, относящиеся к периоду правления Птолемея VI. Стены святилища повреждены, и сохранились лишь остатки чёрного гранитного основания для храма бога Собека. За ним находится ряд камер для хранения подношений для храма Ком Омбо и проживания жрецов.

Внешний и внутренний коридоры
Храм окружён двумя параллельными коридорами: внешним и внутренним. На северо-западной стороне стены находится знаменитая панель, известная как панель врача или хирургических инструментов. Позади храма расположена панель разделения храма, относящаяся к эпохе Траяна, на которой сверху изображены крылатый солнечный диск и фигура сидящего бога Шу, а по бокам – бог Гор и бог Собек. Также там есть замечательная сцена, изображающая пленников и фигуру императора в образе льва, нападающего на врагов, руки которых связаны.

Медицинские надписи
Надписи показывают коллекцию хирургических инструментов, известных в Древнем Египте (скальпели, щипцы, медицинские зеркала, ножницы, бутылочки с лекарствами и медицинские рецепты). Они вырезаны на внешней части храма. На надписях изображён бог Имхотеп с хирургическими инструментами и различные тексты о медицине в Древнем Египте. Интересно, что медицинские инструменты того времени очень похожи на используемые сегодня.
На надписях также изображены богини Исида и Хатхор, сидящие на родильном кресле. Древние египятне использовали для родов специальное кресло, а не кровать. Научно доказано, что это лучший метод родов. Кроме того, древние египтяне умели определять пол плода. Когда женщина чувствовала, что беременна, она готовила три сосуда (с пшеницей, ячменём и другим растением) и выливала туда свою мочу. Если прорастала пшеница, значит женщина беременна девочкой, если ячмень – мальчиком, а если в третьем сосуде растение не вырастало, это означало, что женщина не беременна.
В храме есть сцена с изображением императора Траяна перед богом Имхотепом, инженером Ступенчатой пирамиды в Саккаре, первой египетской пирамиды. Имхотеп также был знаменитым жрецом и врачом, поэтому в итоге был обожествлён как бог медицины, а римляне сравнивали его со своим богом медицины Асклепием. Траян изображён стоящим на коленях и приносящим жертвы сидящем Имхотепу, перед которым находится набор сосудов, используемых в медицине, в частности, в хирургии, а также инструменты для стерилизации. Там же изобажена сидящая Исида для облегчения родов женщинам.

Описание медицинских инструментов
Древние египтяне опирались в медицине на две составляющие: науку и магию. Они активно использовали как медицинские инструменты, так и амулеты. Врачи в Древнем Египте пользовались инструментом для очистки мочеиспускательного канала, скальпелем или хирургическим ножом, иглами для зашивания ран, ложкой для чистки матки, утюгом для прижигания травмированных частей тела, ручным инструментом, напоминающим пилу, для ампутации конечностей – эти инструменты изображены в храме. Также на сцене изображены 2 инструмента для катетеризации или клизмы, крючкообразный инструмент, вводимый под кожу для соединения вен и артерий, инструменты для расширения желчного протока, горелка для окуривания места и изгнания злых духов, крючки и щипцы для удержания инструментов, например, ваты, контейнер для ваты или льна, ёмкости для раствора, используемого во время проведения операции, острый нож для разрезания тела, знак «Веджат» для благословения, весы для взвешивания растворов в определённых пропорциях для приготовления лечебных составов, купол для обработки спины и хрящей, 2 инструмента, используемые в процессе мумификации для прокола носа, 2 инструмента для откупоривания мочеиспускательного канала, ножницы для ампутации пальцев и легко отрезаемых частей тела, а также губка, которую помещали в раствор и затем прикладывали к определённой области для обезболивания.

Ниломер
На северо-западной стороне храма находится колодец со ступенями, огибающими его нижнюю стену. Он относится к римской эпохе и соединён квадратным бассейном со ступенями с трёх сторон. Это сооружение было важно для определения уровня воды в Ниле во время наводнений и, следовательно, для определения налогов на сельскохозяйственные земли, прилегающие к храму.
Налоговая система в Древнем Египте зависела от наводнений. У каждого храма были свои земли, которые крестьяне обрабатывали и сдавали свою продукцию жрецам в храме, а жрецы отдавали им часть урожая, скота или птицы. Налог исчислялся числом локтей разлива Нила.

Музей крокодилов
Рядом с храмом Ком Омбо, к северу от Асуана на восточном берегу Нила расположен музей крокодилов, который посвящен богу Собеку, одному из богов Ком Омбо. Музей был открыт в 2012 году. В главном выставочном зале представлены мумифицированные нильские крокодилы, самый крупный из которых в длину достигает 4,30 метра, а самый маленький – 2 метра.
В музее также выставлена группа эмбрионов крокодила, моделей глаз, выполненных из золота и слоновой кости, зубы мумифицированных крокодилов. Естественно, что экспозиция включает статуи бога Собека различного размера, а также модель гробницы, имитирующей ту, что была обнаружена в некрополе Шатб, где показаны способы захоронения священных крокодилов и глиняные гробы для их мумий.

Фасад храма Ком Омбо
Календарь Ком Омбо
Панно с медицинскими инструментами
Внешние ворота
Внешние ворота
Пилон
Пилон
Открытый двор
Колонны храма Ком Омбо
Передний колонный зал
Внутренний колонный зал
Фестивальный зал
Зал подношений
Календарь
Святилище
Святилище
Комнаты позади Святилища
Внешний коридор
Панель храмового посвящения
Панель с изображением императора как льва и врагов перед ним
Панель с медицинскими инструментами и Изидой, рожающей Гора
Император Траян поклоняется Имхотепу, богу медицины
Ниломер
Ниломер
Модель гробницы захоронения крокодила
Известняковая плита с жертовприношением Собеку
Мумии крокодилов


Другие статьи о Египте

Асуанская плотина Незавершённый обелиск Нубийская деревня Храм Филе Абу Симбел Храм Калабша Храм Ком Омбо Храм Эдфу Гебель Эль-Сильсила Храм Эсна Луксорский храм Луксорский музей Полёт на воздушном шаре Храм Хабу Долина царей Храм Хатшепсут Колоссы Мемнона Карнакский храмовый комплекс Музей мумификации Дейр эль-Медина Долина цариц Гробницы знати Дендера Абидос Саккара Большой Египетский музей в Каире Египетский музей Пирамиды Гизы и Сфинкс Цитадель Салах ад-Дина Коптский Каир Мечеть Амра Ибн аль-Аса Синагога Бен-Эзра Цитадель Кайт Бей Римский амфитеатр Столп Помпея Греко-римский музей Александрийские гробницы