Храм в Эдфу
Храм посвящен богу Гору и получил своё название от имени города, в котором расположен. Храм строился в течение 180 лет: строительство началось в 237 г. до н.э. Птолемеем III (Сотером, чьё имя означает «спаситель» или «даритель») и был завершён в 57 г.н.э. Птолемеем XII (отцом знаменитой Клеоптары).
Город Эдфу
В древности город был известен как «Эдбу», что означает «город еды», а со временем название трансформировалось в привычное Эдфу. Греки его называли Великим городом Аполлона (Аполлон Магна Полис), поскольку они ассоциировали древнеегипетского бога Гора с греческим Аполлоном. Храм в Эдфу считается одним из самых красивых египетскимх храмов эпохи Птолемеев.
Храм расположен на западном берегу Нил и был обнаружен в 1860 году известным французским археологом Мариеттом. До обнаружения храм был погребён под глинобитными домами и конюшнями. Мариетт выкупил землю со всеми зданиями, находящимися на этой территории, и начал раскопки.
Значение Эдфу
В доисторические времена город Нехен (современный Эль-Каб) находился примерно в 20 км от Эдфу, столицы Верхнего Египта. Нехен находился под охраной богини Нехбет, изображаемой в виде стервятника. Эмблемой города был цветок лотоса, цари Нехена носили белую корону.
Цветок лотоса
Для древних египтян цветок лотоса имел как божественное, так и земное значение. Он символизировал реку Нил, повторяя её форму: стебель олицетворял русло, сам цветок – дельту, а листья – различные рукава реки. Лотос также считается символом чистоты, поскольку, выйдя из грязи, он распускался в прекрасный белый цветок.
Бог Гор
Триада этого храма состоит из бога Гора, его жены Хатхор и их сына Гора-Сематауи (объединителя двух земель). Древне египтяне выбрали сокола в качестве символа Гора по нескольким причинам, главная из которых заключается в том, что сокол – единственная птица, которая не закрывает глаза перед лучами солнца. Он способен взлетать на высоту, которой не может достичь ни одна другая птица, и считается благородным существом, поскольку охотиться только на живую добычу.
Миф о крылатом солнечном диске
Миф повествует о боге солнца Ра, который, столкнувшись с восстанием под предводительством Сета, приказал Гору это восстание подавить. Гор обычно изображается в образе сокола. Ра наделил его атрибутами солнца, и символом Гора стало крылатое солнце. Гор победил Сета и положил конец восстанию. В знак уважения Ра приказал начертать крылатый солнечный диск во всех храмах Египта. Гор считается покровителем египетских фараонов, которые также считаются его сыновьями и правят на земле от его имени.
Храм Гора в Эдфу
Храм соединён с Нилом небольшим каналом, в котором установлен ниломер для определения уровня налогов в соответствии с разливом реки.
Маммиси (место рождения)
Древние египтяне традиционно излагали миф об Исиде, Осирисе и рождении Гора в храмах, однако в эпоху Птолемеев рядом с каждым храмом стали строить специальное помещение, известное как маммиси (место рождения).
Маммиси в храме Эдфу был построен Птолемеем VIII. Помещение состоит из парадного зала с двумя камерами и колоннады, украшенной изображениями Гора, которого кормит грудью богиня-корова Хатхор. На стене также есть прекрасная сцена, изображающая 7 Хатхор, играющих на тамбуринах в честь рождения Гора.
Фасад храма (пилон)
Фасад храма состоит их 2-х массивных башен высотой 36 метров с крылатым солнечным диском посередине – это символ Восточных и Западных гор Египта с восходящим между ними солнцем. На каждой башне есть отверстия для поднятия флагов. Перед пилоном установлены 2 колоссальные гранитные статуи Гора в образе сокола, между ног которого расположены статуи меньшего размера, предположительно, принца Эдфу того времени.
Самые знаменитые сцены на фасаде храма изображают Птолемея XII (Неоса Диониса), отца знаменитой Клеопатры, повергающего своих врагов перед богами Гором и Хатхор. Фараон предлагает Гору кинжал, чтобы тот отрубил головы врагам. А над этими сценами изображён фараон, делающий подношения Гору и Хатхор.
Открытый двор
Древнеегипетские храмы делятся на определённые секции. Внутренняя часть, святилище, предназначалась только для фараона. В отсутствие фараона верховный жрец совершал ежедневные ритуалы поклонения и входил в святилище, чтобы поменять одежду статуи и украсить её чистым золотом. Перед святилищем находился Гипостильный зал, доступный для жрецов и высокопоставленных чиновников во время праздников и особых случаев. Третьей, внешней частью храма был открытый двор, называемый «двором возлияний» поскольку здесь приносились жертвы богам и возливалось вино. Открытый двор был доступен для широкой публики – любой человек мог прийти туда, чтобы сделать подношения богам или насладиться едой в их присутствии.
Войдя в храм через ворота можно увидеть множество изображений и надписей, в том числе открытые картуши без имён. Некоторые учёные считают, что наличие таких картушей связано с борьбой за власть между Птолемеем V и Птолемеем VI, из-за которой жрецы не вписывали в картуши имя одного из правителей.
Во дворе расположено 32 колонны с капителями, украшения которых представляют собой смесь египетского и греко-римского стилей (египетские капители обычно в виде лотоса или папируса, а греко-римские – пальмовые листья и цветочные мотивы). Серия сцен на восточной и западной стенах Открытого двора изображает путешествие Хатхор к её мужу Гору в его храм в Эдфу. Она путешествует из Дендеры с грандиозной процессией, возглавляемой фараоном, организующим ритуалы.
На восточной стене южной колоннады изображён фараон, выходящий из своего дворца в белой короне Верхнего Египта, перед которым стоит воскуряющий благовония жрец. За спиной фараона развиваются 4 флага Верхнего Египта, а боги Тот и Гор очищают его. Богини Нехбет и Ваджет, украшенные двойной короной, вручают ему скипетр в присутствии Атума. На западной стороне от входа изображена похожая сцена, но фараон изображён в красной короне Нижнего Египта.
Большой Гипостильный зал
Зал состоит из 12 колонн и украшен многочисленными надписями и изображениями. На восточной стене изображён Птолемей IX, приносящий жертву Гору. На западной стене фараон изображён пронзающим перед Осирисом своего врага, представленного в образе гиппопотама.
Слева от входа изображена одна из самых значимых сцен – основание храма фараоном. Перед ним стоит богиня письменности и астрономии Сешат, которая выбирает 4 угла храма, в каждом из которых фараон затем закладывает фундамент. Древние египтяне традиционно выбирали 4 угла храма и определяли его размеры, прежде чем закладывать фундамент в каждом углу. При этом в жертву приносилось животное, в его кровь окунали руки, которыми затем мазали фундамент или ближайшую стену, чтобы отгонять злых духов. Подобный обычай практикуют египтяне и в наше время, хотя сегодня часто вместо кровавого отпечатка используются голубые или серебряные стилизованные изображения кисти руки.
Справа от Гипостильного зала находится помещение, известное как библиотека, поскольку в нём хранились свитки папируса, содержащие записи о храме. Над дверным проёмом изображены пять чувств. На севере расположена камера освящения, где проводились утренние ритуалы очищения фараона.
Потолок Гипостильного зала чёрного цвета. Считается, что этот цвет он приобрёл в раннехристианский период около IV века н.э., когда христианство было признано государственной религией Египта. Некоторые христиане жили в этом месте и готовили здесь еду – со временем потолок почернел от копоти. Помимо этого, христиане, как и во многих древнеегипетских храмах, намерено повреждали изображения на стенах, особенно это заметно на западной стене. Первые христиане, жившие в храме, считали, что древние египтяне поклонялись животным и намеренно портили изображения египетских божеств, изображённых в виде животных.
Малый Гипостильный зал
Зал состоит из 12 колонн. Одно из самых интересных изображений в нём – сцена, где жрецы несут на плечах священную лодку. В зале также есть 2 изображения фараона: одно, где он одет в царское одеяние, второе – в одежду первосвященника храма.
На восточной и западной частях зала есть 4 двери. Одна из дверей на восточной стороне вдёт в камеру таких подношений как хлеб, выпечка и сладости. Здесь же хранились драгоценные камни, а также золотые ожерелья, которые верховный жрец каждое утро надевал на статуи бога. Стены помещения были украшены различными амулетами и ювелирными изделиями. Ещё одна дверь на восточной стороне ведёт в храмовый ниломер. Стены этой камеры украшены текстами, связанными с ритуалами и церемониями.
Одна дверь на западной стороне ведёт в камеру святой воды. На её стенах изображены сцены, изображающие фараона с богом Нила Хапи, предлагающим святую воду Гору и Хатхор. К северу от камеры расположена лаборатория, стены которой покрыты замысловатыми надписями, содержащими медицинские рецепты и формулы духов. Фараон изображён предлагающим благовония божествам Эдфу, также есть сцены цветочных подношений. Божество – хранитель этой камеры - бог духов Сешену, изображённый в виде львиноголового мужчины, держащего нож.
Зал жертвоприношений
Зал расположен на севере, напротив Святилища, и соединён с крышей двумя лестницами: винтовой на востоке для подъема и прямой на западе для спуска. Это свидетельствует о глубоком понимании древними египтянами природы сокола, который взлетает по спирали и спускается прямо по вертикали. На стене изображены списки подношений коров и телят богам, а также изображение барана, связанного с богом Хнумом. Отсюда можно попасть в Зал девятого дня, где боги собираются в день праздника или в день главных процессий.
Палата богини неба Нут
Справа от Святилища находится комната Нут, посвящённая празднованию Нового года. Здесь статуи Альбы (души) соединяются с Алкой (духовным двойником человека) в день Нового года. На потолке изображена богиня Нут в виде женщины, лежащей на животе. Её ноги и руки представляют стороны света (север, юг, запад, восток). Внутри находятся 12 лодок, представляющих 12 зодиакальных созвездий. На стене изображены сцены, где один из Птолемеев и его жен приносят жертвы богине Нут в день Нового года.
Святилище
Это самая важная часть храма, символическое место отдыха бога, в котором находится его статуя. В это помещение никто не имел право входить помимо сына бога, фараона, или его представителя, первосвященника. Последний выполнял ежедневные ритуалы по обслуживанию статуи бога (переодевание, воскуривание благовоний перед ней и ежедневное украшение её золотым нагрудником). Золото для древних египтян было символом вечности, потом что оно никогда не ржавеет. Древние египтяне делали статуи богов из золота, поскольку их тела нетленны.
На стенах есть изображение священной лодки, которая стоит на каменном основании в Святилище. В середине священной лодки есть отсек для размещения золотой статуи бога. В начале и конце лодки можно увидеть изображения богини Хатхор, которая посещает своего мужа Гора в его храме.
Вокруг святилища расположен коридор с 10 комнатами, посвящёнными нескольким главным божества помимо Гора. Они также использовались для хранения священных вещей, таких как ткани, одежда и пр. Самыми важными из этих комнат являются Комната Мстящей Троицы (комната пламени), Комната Ра (комната солнечного трона), Комната Хонсу и Хатхор (комната ноги), Комната Гора (дворец мужества), крыло Осириса.
Внешний коридор
Во внешнем коридоре, окружающем Святилище, с восточной стороны находится ниломер. На восточной стене видны надписи, повествующие о рождении Гора, а на противоположной – легенда о его победе. На северной стене изображены сцены коронации Гора – его украшают драгоценностями и помещают в Святилище, чтобы начать коронацию.
На западной стене изображены сцены конфликта между Гором и Сетом. Легенда гласит, что в начале сотворения боги неба и земли родили 4 детей, которые первыми заселили землю: Осириса с женой Исидой и его брата Сета с женой Нефтис. Бог-создатель Атум повелел Осирису стать царём богов на земле. Сет, его брат, позавидовал ему и решил избавиться от Осириса. Он сделал золотой гроб по размеру своего брата, затем устроил пир и сказал на пиру, что тот, кому гроб подойдёт по размеру, получит его в подарок. Когда Осирис лёг в гроб, Сет убил его, разрубил тело и разбросал его части по всему Египту. Исида и её сестра Нефтис отыскали и собрали части бога Осириса. Последней найденной частью был его позвоночник, который назывался «столб Джеда» и нашёлся в районе храма Филе. Голову нашли в Абидосе, поэтому именно там Осирис и был похоронен, а древние египтяне сделали его гробницу местом паломничества и благословения. Осириса стали считать богом мёртвых. Перед там как Осириса похоронили, богиня магии Исида вернула его к жизни, забеременела от него и родила сына Гора. Исида воспитывала Гора вдали от его дяди Сета. Когда Гор вырос, он потребовал вернуть ему трон его отца, но его дядя Сет отказался. Между ними началась битва, которая длилась 80 лет и закончилась победой Гора над Сетом, и Гор занял принадлежащий ему по праву трон отца.
Конфликт между Гором и Сетом изображены на западной стене в 11 сценах. Гор изображён в виде человека с головой сокола, а Сет – в образе бегемота. Одна из самых красивых сцен - охота Гора на бегемота с сетью, а в другой сцене он охотится на него с копьём. Самое важное изображение в сценах конфликта показывает как Сет выколол глаз Гору, а бог мудрости Тот вернул глаз. С тех пор глаз Гора считается символом защиты, а сам Гор – богом, занявшим трон после его отца, и каждый египетский фараон считается сыном Гора. На стене, расположенной напротив западной находятся бассейны с фасадами в форме львиных голов, а внизу – навесы, защищающие посетителей храма и надписи, поскольку в этом коридоре жрецы устраивали спектакли, надевая маски Гора и Сета, а важные посетители наблюдали за этим действом.
Рельеф храма Хоруса в ЭдфуИзображение лотоса было священно для египтянИзображение лотоса было священно для египтян
Крылатый солнечный диск7 Хатхор играют на тамбуринах, празднуя рождение ХорусаСцена кормления Хатхор
Главный вход с двумя статуями ХорусаИзображене Птолемея XII атакующего враговИзображения внутри фасада, где Птолемей XII приносит жертвы разным богам
Священное путешествие Хатхор к её мужу, ХорусуСвященное путешествие Хатхор к её мужу, ХорусуБог Хапи предлагает подношения Хорусу
Статуя Хоруса в форме соколаФасад Большого гипостильного залаФасад Большого гипостильного зала
Фасад Большого гипостильного залаФасад Большого гипостильного залаФараон и богиня Сешат закладывают фундамент храма
Сешат, богиня письма и астрономииУничтожение лиц фараона и боговФараон напротив Хатхор и Хоруса
Фараон приносит жертвы лодке бога ХорусаБог парфюмерии СешенуЗал подношений
Зал подношенийЗал подношенийСвятилище Нута
Священная лодка Хоруса за гранитным саркофагом периода правления НектанебоИзображение священной лодки на стене СвятилищаКомната мстящей троицы (комната пламени)
Лесница ведущая к ниломеруХорус, поддерживаемый своей матерью Изидой, борется внутри своей лодки с СетомСторонники Гора празднуют его победу на Сетом, а Гор убивает гиппопотама
Храм в Эдфу
Храм посвящен богу Гору и получил своё название от имени города, в котором расположен. Храм строился в течение 180 лет: строительство началось в 237 г. до н.э. Птолемеем III (Сотером, чьё имя означает «спаситель» или «даритель») и был завершён в 57 г.н.э. Птолемеем XII (отцом знаменитой Клеоптары).
Город Эдфу
В древности город был известен как «Эдбу», что означает «город еды», а со временем название трансформировалось в привычное Эдфу. Греки его называли Великим городом Аполлона (Аполлон Магна Полис), поскольку они ассоциировали древнеегипетского бога Гора с греческим Аполлоном. Храм в Эдфу считается одним из самых красивых египетскимх храмов эпохи Птолемеев.
Храм расположен на западном берегу Нил и был обнаружен в 1860 году известным французским археологом Мариеттом. До обнаружения храм был погребён под глинобитными домами и конюшнями. Мариетт выкупил землю со всеми зданиями, находящимися на этой территории, и начал раскопки.
Значение Эдфу
В доисторические времена город Нехен (современный Эль-Каб) находился примерно в 20 км от Эдфу, столицы Верхнего Египта. Нехен находился под охраной богини Нехбет, изображаемой в виде стервятника. Эмблемой города был цветок лотоса, цари Нехена носили белую корону.
Цветок лотоса
Для древних египтян цветок лотоса имел как божественное, так и земное значение. Он символизировал реку Нил, повторяя её форму: стебель олицетворял русло, сам цветок – дельту, а листья – различные рукава реки. Лотос также считается символом чистоты, поскольку, выйдя из грязи, он распускался в прекрасный белый цветок.
Бог Гор
Триада этого храма состоит из бога Гора, его жены Хатхор и их сына Гора-Сематауи (объединителя двух земель). Древне египтяне выбрали сокола в качестве символа Гора по нескольким причинам, главная из которых заключается в том, что сокол – единственная птица, которая не закрывает глаза перед лучами солнца. Он способен взлетать на высоту, которой не может достичь ни одна другая птица, и считается благородным существом, поскольку охотиться только на живую добычу.
Миф о крылатом солнечном диске
Миф повествует о боге солнца Ра, который, столкнувшись с восстанием под предводительством Сета, приказал Гору это восстание подавить. Гор обычно изображается в образе сокола. Ра наделил его атрибутами солнца, и символом Гора стало крылатое солнце. Гор победил Сета и положил конец восстанию. В знак уважения Ра приказал начертать крылатый солнечный диск во всех храмах Египта. Гор считается покровителем египетских фараонов, которые также считаются его сыновьями и правят на земле от его имени.
Храм Гора в Эдфу
Храм соединён с Нилом небольшим каналом, в котором установлен ниломер для определения уровня налогов в соответствии с разливом реки.
Маммиси (место рождения)
Древние египтяне традиционно излагали миф об Исиде, Осирисе и рождении Гора в храмах, однако в эпоху Птолемеев рядом с каждым храмом стали строить специальное помещение, известное как маммиси (место рождения).
Маммиси в храме Эдфу был построен Птолемеем VIII. Помещение состоит из парадного зала с двумя камерами и колоннады, украшенной изображениями Гора, которого кормит грудью богиня-корова Хатхор. На стене также есть прекрасная сцена, изображающая 7 Хатхор, играющих на тамбуринах в честь рождения Гора.
Фасад храма (пилон)
Фасад храма состоит их 2-х массивных башен высотой 36 метров с крылатым солнечным диском посередине – это символ Восточных и Западных гор Египта с восходящим между ними солнцем. На каждой башне есть отверстия для поднятия флагов. Перед пилоном установлены 2 колоссальные гранитные статуи Гора в образе сокола, между ног которого расположены статуи меньшего размера, предположительно, принца Эдфу того времени.
Самые знаменитые сцены на фасаде храма изображают Птолемея XII (Неоса Диониса), отца знаменитой Клеопатры, повергающего своих врагов перед богами Гором и Хатхор. Фараон предлагает Гору кинжал, чтобы тот отрубил головы врагам. А над этими сценами изображён фараон, делающий подношения Гору и Хатхор.
Открытый двор
Древнеегипетские храмы делятся на определённые секции. Внутренняя часть, святилище, предназначалась только для фараона. В отсутствие фараона верховный жрец совершал ежедневные ритуалы поклонения и входил в святилище, чтобы поменять одежду статуи и украсить её чистым золотом. Перед святилищем находился Гипостильный зал, доступный для жрецов и высокопоставленных чиновников во время праздников и особых случаев. Третьей, внешней частью храма был открытый двор, называемый «двором возлияний» поскольку здесь приносились жертвы богам и возливалось вино. Открытый двор был доступен для широкой публики – любой человек мог прийти туда, чтобы сделать подношения богам или насладиться едой в их присутствии.
Войдя в храм через ворота можно увидеть множество изображений и надписей, в том числе открытые картуши без имён. Некоторые учёные считают, что наличие таких картушей связано с борьбой за власть между Птолемеем V и Птолемеем VI, из-за которой жрецы не вписывали в картуши имя одного из правителей.
Во дворе расположено 32 колонны с капителями, украшения которых представляют собой смесь египетского и греко-римского стилей (египетские капители обычно в виде лотоса или папируса, а греко-римские – пальмовые листья и цветочные мотивы). Серия сцен на восточной и западной стенах Открытого двора изображает путешествие Хатхор к её мужу Гору в его храм в Эдфу. Она путешествует из Дендеры с грандиозной процессией, возглавляемой фараоном, организующим ритуалы.
На восточной стене южной колоннады изображён фараон, выходящий из своего дворца в белой короне Верхнего Египта, перед которым стоит воскуряющий благовония жрец. За спиной фараона развиваются 4 флага Верхнего Египта, а боги Тот и Гор очищают его. Богини Нехбет и Ваджет, украшенные двойной короной, вручают ему скипетр в присутствии Атума. На западной стороне от входа изображена похожая сцена, но фараон изображён в красной короне Нижнего Египта.
Большой Гипостильный зал
Зал состоит из 12 колонн и украшен многочисленными надписями и изображениями. На восточной стене изображён Птолемей IX, приносящий жертву Гору. На западной стене фараон изображён пронзающим перед Осирисом своего врага, представленного в образе гиппопотама.
Слева от входа изображена одна из самых значимых сцен – основание храма фараоном. Перед ним стоит богиня письменности и астрономии Сешат, которая выбирает 4 угла храма, в каждом из которых фараон затем закладывает фундамент. Древние египтяне традиционно выбирали 4 угла храма и определяли его размеры, прежде чем закладывать фундамент в каждом углу. При этом в жертву приносилось животное, в его кровь окунали руки, которыми затем мазали фундамент или ближайшую стену, чтобы отгонять злых духов. Подобный обычай практикуют египтяне и в наше время, хотя сегодня часто вместо кровавого отпечатка используются голубые или серебряные стилизованные изображения кисти руки.
Справа от Гипостильного зала находится помещение, известное как библиотека, поскольку в нём хранились свитки папируса, содержащие записи о храме. Над дверным проёмом изображены пять чувств. На севере расположена камера освящения, где проводились утренние ритуалы очищения фараона.
Потолок Гипостильного зала чёрного цвета. Считается, что этот цвет он приобрёл в раннехристианский период около IV века н.э., когда христианство было признано государственной религией Египта. Некоторые христиане жили в этом месте и готовили здесь еду – со временем потолок почернел от копоти. Помимо этого, христиане, как и во многих древнеегипетских храмах, намерено повреждали изображения на стенах, особенно это заметно на западной стене. Первые христиане, жившие в храме, считали, что древние египтяне поклонялись животным и намеренно портили изображения египетских божеств, изображённых в виде животных.
Малый Гипостильный зал
Зал состоит из 12 колонн. Одно из самых интересных изображений в нём – сцена, где жрецы несут на плечах священную лодку. В зале также есть 2 изображения фараона: одно, где он одет в царское одеяние, второе – в одежду первосвященника храма.
На восточной и западной частях зала есть 4 двери. Одна из дверей на восточной стороне вдёт в камеру таких подношений как хлеб, выпечка и сладости. Здесь же хранились драгоценные камни, а также золотые ожерелья, которые верховный жрец каждое утро надевал на статуи бога. Стены помещения были украшены различными амулетами и ювелирными изделиями. Ещё одна дверь на восточной стороне ведёт в храмовый ниломер. Стены этой камеры украшены текстами, связанными с ритуалами и церемониями.
Одна дверь на западной стороне ведёт в камеру святой воды. На её стенах изображены сцены, изображающие фараона с богом Нила Хапи, предлагающим святую воду Гору и Хатхор. К северу от камеры расположена лаборатория, стены которой покрыты замысловатыми надписями, содержащими медицинские рецепты и формулы духов. Фараон изображён предлагающим благовония божествам Эдфу, также есть сцены цветочных подношений. Божество – хранитель этой камеры - бог духов Сешену, изображённый в виде львиноголового мужчины, держащего нож.
Зал жертвоприношений
Зал расположен на севере, напротив Святилища, и соединён с крышей двумя лестницами: винтовой на востоке для подъема и прямой на западе для спуска. Это свидетельствует о глубоком понимании древними египтянами природы сокола, который взлетает по спирали и спускается прямо по вертикали. На стене изображены списки подношений коров и телят богам, а также изображение барана, связанного с богом Хнумом. Отсюда можно попасть в Зал девятого дня, где боги собираются в день праздника или в день главных процессий.
Палата богини неба Нут
Справа от Святилища находится комната Нут, посвящённая празднованию Нового года. Здесь статуи Альбы (души) соединяются с Алкой (духовным двойником человека) в день Нового года. На потолке изображена богиня Нут в виде женщины, лежащей на животе. Её ноги и руки представляют стороны света (север, юг, запад, восток). Внутри находятся 12 лодок, представляющих 12 зодиакальных созвездий. На стене изображены сцены, где один из Птолемеев и его жен приносят жертвы богине Нут в день Нового года.
Святилище
Это самая важная часть храма, символическое место отдыха бога, в котором находится его статуя. В это помещение никто не имел право входить помимо сына бога, фараона, или его представителя, первосвященника. Последний выполнял ежедневные ритуалы по обслуживанию статуи бога (переодевание, воскуривание благовоний перед ней и ежедневное украшение её золотым нагрудником). Золото для древних египтян было символом вечности, потом что оно никогда не ржавеет. Древние египтяне делали статуи богов из золота, поскольку их тела нетленны.
На стенах есть изображение священной лодки, которая стоит на каменном основании в Святилище. В середине священной лодки есть отсек для размещения золотой статуи бога. В начале и конце лодки можно увидеть изображения богини Хатхор, которая посещает своего мужа Гора в его храме.
Вокруг святилища расположен коридор с 10 комнатами, посвящёнными нескольким главным божества помимо Гора. Они также использовались для хранения священных вещей, таких как ткани, одежда и пр. Самыми важными из этих комнат являются Комната Мстящей Троицы (комната пламени), Комната Ра (комната солнечного трона), Комната Хонсу и Хатхор (комната ноги), Комната Гора (дворец мужества), крыло Осириса.
Внешний коридор
Во внешнем коридоре, окружающем Святилище, с восточной стороны находится ниломер. На восточной стене видны надписи, повествующие о рождении Гора, а на противоположной – легенда о его победе. На северной стене изображены сцены коронации Гора – его украшают драгоценностями и помещают в Святилище, чтобы начать коронацию.
На западной стене изображены сцены конфликта между Гором и Сетом. Легенда гласит, что в начале сотворения боги неба и земли родили 4 детей, которые первыми заселили землю: Осириса с женой Исидой и его брата Сета с женой Нефтис. Бог-создатель Атум повелел Осирису стать царём богов на земле. Сет, его брат, позавидовал ему и решил избавиться от Осириса. Он сделал золотой гроб по размеру своего брата, затем устроил пир и сказал на пиру, что тот, кому гроб подойдёт по размеру, получит его в подарок. Когда Осирис лёг в гроб, Сет убил его, разрубил тело и разбросал его части по всему Египту. Исида и её сестра Нефтис отыскали и собрали части бога Осириса. Последней найденной частью был его позвоночник, который назывался «столб Джеда» и нашёлся в районе храма Филе. Голову нашли в Абидосе, поэтому именно там Осирис и был похоронен, а древние египтяне сделали его гробницу местом паломничества и благословения. Осириса стали считать богом мёртвых. Перед там как Осириса похоронили, богиня магии Исида вернула его к жизни, забеременела от него и родила сына Гора. Исида воспитывала Гора вдали от его дяди Сета. Когда Гор вырос, он потребовал вернуть ему трон его отца, но его дядя Сет отказался. Между ними началась битва, которая длилась 80 лет и закончилась победой Гора над Сетом, и Гор занял принадлежащий ему по праву трон отца.
Конфликт между Гором и Сетом изображены на западной стене в 11 сценах. Гор изображён в виде человека с головой сокола, а Сет – в образе бегемота. Одна из самых красивых сцен - охота Гора на бегемота с сетью, а в другой сцене он охотится на него с копьём. Самое важное изображение в сценах конфликта показывает как Сет выколол глаз Гору, а бог мудрости Тот вернул глаз. С тех пор глаз Гора считается символом защиты, а сам Гор – богом, занявшим трон после его отца, и каждый египетский фараон считается сыном Гора. На стене, расположенной напротив западной находятся бассейны с фасадами в форме львиных голов, а внизу – навесы, защищающие посетителей храма и надписи, поскольку в этом коридоре жрецы устраивали спектакли, надевая маски Гора и Сета, а важные посетители наблюдали за этим действом.
Рельеф храма Хоруса в ЭдфуИзображение лотоса было священно для египтянИзображение лотоса было священно для египтян
Крылатый солнечный диск7 Хатхор играют на тамбуринах, празднуя рождение ХорусаСцена кормления Хатхор
Главный вход с двумя статуями ХорусаИзображене Птолемея XII атакующего враговИзображения внутри фасада, где Птолемей XII приносит жертвы разным богам
Священное путешествие Хатхор к её мужу, ХорусуСвященное путешествие Хатхор к её мужу, ХорусуБог Хапи предлагает подношения Хорусу
Статуя Хоруса в форме соколаФасад Большого гипостильного залаФасад Большого гипостильного зала
Фасад Большого гипостильного залаФасад Большого гипостильного залаФараон и богиня Сешат закладывают фундамент храма
Сешат, богиня письма и астрономииУничтожение лиц фараона и боговФараон напротив Хатхор и Хоруса
Фараон приносит жертвы лодке бога ХорусаБог парфюмерии СешенуЗал подношений
Зал подношенийЗал подношенийСвятилище Нута
Священная лодка Хоруса за гранитным саркофагом периода правления НектанебоИзображение священной лодки на стене СвятилищаКомната мстящей троицы (комната пламени)
Лесница ведущая к ниломеруХорус, поддерживаемый своей матерью Изидой, борется внутри своей лодки с СетомСторонники Гора празднуют его победу на Сетом, а Гор убивает гиппопотама
Храм в Эдфу
Храм посвящен богу Гору и получил своё название от имени города, в котором расположен. Храм строился в течение 180 лет: строительство началось в 237 г. до н.э. Птолемеем III (Сотером, чьё имя означает «спаситель» или «даритель») и был завершён в 57 г.н.э. Птолемеем XII (отцом знаменитой Клеоптары).
Город Эдфу
В древности город был известен как «Эдбу», что означает «город еды», а со временем название трансформировалось в привычное Эдфу. Греки его называли Великим городом Аполлона (Аполлон Магна Полис), поскольку они ассоциировали древнеегипетского бога Гора с греческим Аполлоном. Храм в Эдфу считается одним из самых красивых египетскимх храмов эпохи Птолемеев.
Храм расположен на западном берегу Нил и был обнаружен в 1860 году известным французским археологом Мариеттом. До обнаружения храм был погребён под глинобитными домами и конюшнями. Мариетт выкупил землю со всеми зданиями, находящимися на этой территории, и начал раскопки.
Значение Эдфу
В доисторические времена город Нехен (современный Эль-Каб) находился примерно в 20 км от Эдфу, столицы Верхнего Египта. Нехен находился под охраной богини Нехбет, изображаемой в виде стервятника. Эмблемой города был цветок лотоса, цари Нехена носили белую корону.
Цветок лотоса
Для древних египтян цветок лотоса имел как божественное, так и земное значение. Он символизировал реку Нил, повторяя её форму: стебель олицетворял русло, сам цветок – дельту, а листья – различные рукава реки. Лотос также считается символом чистоты, поскольку, выйдя из грязи, он распускался в прекрасный белый цветок.
Бог Гор
Триада этого храма состоит из бога Гора, его жены Хатхор и их сына Гора-Сематауи (объединителя двух земель). Древне египтяне выбрали сокола в качестве символа Гора по нескольким причинам, главная из которых заключается в том, что сокол – единственная птица, которая не закрывает глаза перед лучами солнца. Он способен взлетать на высоту, которой не может достичь ни одна другая птица, и считается благородным существом, поскольку охотиться только на живую добычу.
Миф о крылатом солнечном диске
Миф повествует о боге солнца Ра, который, столкнувшись с восстанием под предводительством Сета, приказал Гору это восстание подавить. Гор обычно изображается в образе сокола. Ра наделил его атрибутами солнца, и символом Гора стало крылатое солнце. Гор победил Сета и положил конец восстанию. В знак уважения Ра приказал начертать крылатый солнечный диск во всех храмах Египта. Гор считается покровителем египетских фараонов, которые также считаются его сыновьями и правят на земле от его имени.
Храм Гора в Эдфу
Храм соединён с Нилом небольшим каналом, в котором установлен ниломер для определения уровня налогов в соответствии с разливом реки.
Маммиси (место рождения)
Древние египтяне традиционно излагали миф об Исиде, Осирисе и рождении Гора в храмах, однако в эпоху Птолемеев рядом с каждым храмом стали строить специальное помещение, известное как маммиси (место рождения).
Маммиси в храме Эдфу был построен Птолемеем VIII. Помещение состоит из парадного зала с двумя камерами и колоннады, украшенной изображениями Гора, которого кормит грудью богиня-корова Хатхор. На стене также есть прекрасная сцена, изображающая 7 Хатхор, играющих на тамбуринах в честь рождения Гора.
Фасад храма (пилон)
Фасад храма состоит их 2-х массивных башен высотой 36 метров с крылатым солнечным диском посередине – это символ Восточных и Западных гор Египта с восходящим между ними солнцем. На каждой башне есть отверстия для поднятия флагов. Перед пилоном установлены 2 колоссальные гранитные статуи Гора в образе сокола, между ног которого расположены статуи меньшего размера, предположительно, принца Эдфу того времени.
Самые знаменитые сцены на фасаде храма изображают Птолемея XII (Неоса Диониса), отца знаменитой Клеопатры, повергающего своих врагов перед богами Гором и Хатхор. Фараон предлагает Гору кинжал, чтобы тот отрубил головы врагам. А над этими сценами изображён фараон, делающий подношения Гору и Хатхор.
Открытый двор
Древнеегипетские храмы делятся на определённые секции. Внутренняя часть, святилище, предназначалась только для фараона. В отсутствие фараона верховный жрец совершал ежедневные ритуалы поклонения и входил в святилище, чтобы поменять одежду статуи и украсить её чистым золотом. Перед святилищем находился Гипостильный зал, доступный для жрецов и высокопоставленных чиновников во время праздников и особых случаев. Третьей, внешней частью храма был открытый двор, называемый «двором возлияний» поскольку здесь приносились жертвы богам и возливалось вино. Открытый двор был доступен для широкой публики – любой человек мог прийти туда, чтобы сделать подношения богам или насладиться едой в их присутствии.
Войдя в храм через ворота можно увидеть множество изображений и надписей, в том числе открытые картуши без имён. Некоторые учёные считают, что наличие таких картушей связано с борьбой за власть между Птолемеем V и Птолемеем VI, из-за которой жрецы не вписывали в картуши имя одного из правителей.
Во дворе расположено 32 колонны с капителями, украшения которых представляют собой смесь египетского и греко-римского стилей (египетские капители обычно в виде лотоса или папируса, а греко-римские – пальмовые листья и цветочные мотивы). Серия сцен на восточной и западной стенах Открытого двора изображает путешествие Хатхор к её мужу Гору в его храм в Эдфу. Она путешествует из Дендеры с грандиозной процессией, возглавляемой фараоном, организующим ритуалы.
На восточной стене южной колоннады изображён фараон, выходящий из своего дворца в белой короне Верхнего Египта, перед которым стоит воскуряющий благовония жрец. За спиной фараона развиваются 4 флага Верхнего Египта, а боги Тот и Гор очищают его. Богини Нехбет и Ваджет, украшенные двойной короной, вручают ему скипетр в присутствии Атума. На западной стороне от входа изображена похожая сцена, но фараон изображён в красной короне Нижнего Египта.
Большой Гипостильный зал
Зал состоит из 12 колонн и украшен многочисленными надписями и изображениями. На восточной стене изображён Птолемей IX, приносящий жертву Гору. На западной стене фараон изображён пронзающим перед Осирисом своего врага, представленного в образе гиппопотама.
Слева от входа изображена одна из самых значимых сцен – основание храма фараоном. Перед ним стоит богиня письменности и астрономии Сешат, которая выбирает 4 угла храма, в каждом из которых фараон затем закладывает фундамент. Древние египтяне традиционно выбирали 4 угла храма и определяли его размеры, прежде чем закладывать фундамент в каждом углу. При этом в жертву приносилось животное, в его кровь окунали руки, которыми затем мазали фундамент или ближайшую стену, чтобы отгонять злых духов. Подобный обычай практикуют египтяне и в наше время, хотя сегодня часто вместо кровавого отпечатка используются голубые или серебряные стилизованные изображения кисти руки.
Справа от Гипостильного зала находится помещение, известное как библиотека, поскольку в нём хранились свитки папируса, содержащие записи о храме. Над дверным проёмом изображены пять чувств. На севере расположена камера освящения, где проводились утренние ритуалы очищения фараона.
Потолок Гипостильного зала чёрного цвета. Считается, что этот цвет он приобрёл в раннехристианский период около IV века н.э., когда христианство было признано государственной религией Египта. Некоторые христиане жили в этом месте и готовили здесь еду – со временем потолок почернел от копоти. Помимо этого, христиане, как и во многих древнеегипетских храмах, намерено повреждали изображения на стенах, особенно это заметно на западной стене. Первые христиане, жившие в храме, считали, что древние египтяне поклонялись животным и намеренно портили изображения египетских божеств, изображённых в виде животных.
Малый Гипостильный зал
Зал состоит из 12 колонн. Одно из самых интересных изображений в нём – сцена, где жрецы несут на плечах священную лодку. В зале также есть 2 изображения фараона: одно, где он одет в царское одеяние, второе – в одежду первосвященника храма.
На восточной и западной частях зала есть 4 двери. Одна из дверей на восточной стороне вдёт в камеру таких подношений как хлеб, выпечка и сладости. Здесь же хранились драгоценные камни, а также золотые ожерелья, которые верховный жрец каждое утро надевал на статуи бога. Стены помещения были украшены различными амулетами и ювелирными изделиями. Ещё одна дверь на восточной стороне ведёт в храмовый ниломер. Стены этой камеры украшены текстами, связанными с ритуалами и церемониями.
Одна дверь на западной стороне ведёт в камеру святой воды. На её стенах изображены сцены, изображающие фараона с богом Нила Хапи, предлагающим святую воду Гору и Хатхор. К северу от камеры расположена лаборатория, стены которой покрыты замысловатыми надписями, содержащими медицинские рецепты и формулы духов. Фараон изображён предлагающим благовония божествам Эдфу, также есть сцены цветочных подношений. Божество – хранитель этой камеры - бог духов Сешену, изображённый в виде львиноголового мужчины, держащего нож.
Зал жертвоприношений
Зал расположен на севере, напротив Святилища, и соединён с крышей двумя лестницами: винтовой на востоке для подъема и прямой на западе для спуска. Это свидетельствует о глубоком понимании древними египтянами природы сокола, который взлетает по спирали и спускается прямо по вертикали. На стене изображены списки подношений коров и телят богам, а также изображение барана, связанного с богом Хнумом. Отсюда можно попасть в Зал девятого дня, где боги собираются в день праздника или в день главных процессий.
Палата богини неба Нут
Справа от Святилища находится комната Нут, посвящённая празднованию Нового года. Здесь статуи Альбы (души) соединяются с Алкой (духовным двойником человека) в день Нового года. На потолке изображена богиня Нут в виде женщины, лежащей на животе. Её ноги и руки представляют стороны света (север, юг, запад, восток). Внутри находятся 12 лодок, представляющих 12 зодиакальных созвездий. На стене изображены сцены, где один из Птолемеев и его жен приносят жертвы богине Нут в день Нового года.
Святилище
Это самая важная часть храма, символическое место отдыха бога, в котором находится его статуя. В это помещение никто не имел право входить помимо сына бога, фараона, или его представителя, первосвященника. Последний выполнял ежедневные ритуалы по обслуживанию статуи бога (переодевание, воскуривание благовоний перед ней и ежедневное украшение её золотым нагрудником). Золото для древних египтян было символом вечности, потом что оно никогда не ржавеет. Древние египтяне делали статуи богов из золота, поскольку их тела нетленны.
На стенах есть изображение священной лодки, которая стоит на каменном основании в Святилище. В середине священной лодки есть отсек для размещения золотой статуи бога. В начале и конце лодки можно увидеть изображения богини Хатхор, которая посещает своего мужа Гора в его храме.
Вокруг святилища расположен коридор с 10 комнатами, посвящёнными нескольким главным божества помимо Гора. Они также использовались для хранения священных вещей, таких как ткани, одежда и пр. Самыми важными из этих комнат являются Комната Мстящей Троицы (комната пламени), Комната Ра (комната солнечного трона), Комната Хонсу и Хатхор (комната ноги), Комната Гора (дворец мужества), крыло Осириса.
Внешний коридор
Во внешнем коридоре, окружающем Святилище, с восточной стороны находится ниломер. На восточной стене видны надписи, повествующие о рождении Гора, а на противоположной – легенда о его победе. На северной стене изображены сцены коронации Гора – его украшают драгоценностями и помещают в Святилище, чтобы начать коронацию.
На западной стене изображены сцены конфликта между Гором и Сетом. Легенда гласит, что в начале сотворения боги неба и земли родили 4 детей, которые первыми заселили землю: Осириса с женой Исидой и его брата Сета с женой Нефтис. Бог-создатель Атум повелел Осирису стать царём богов на земле. Сет, его брат, позавидовал ему и решил избавиться от Осириса. Он сделал золотой гроб по размеру своего брата, затем устроил пир и сказал на пиру, что тот, кому гроб подойдёт по размеру, получит его в подарок. Когда Осирис лёг в гроб, Сет убил его, разрубил тело и разбросал его части по всему Египту. Исида и её сестра Нефтис отыскали и собрали части бога Осириса. Последней найденной частью был его позвоночник, который назывался «столб Джеда» и нашёлся в районе храма Филе. Голову нашли в Абидосе, поэтому именно там Осирис и был похоронен, а древние египтяне сделали его гробницу местом паломничества и благословения. Осириса стали считать богом мёртвых. Перед там как Осириса похоронили, богиня магии Исида вернула его к жизни, забеременела от него и родила сына Гора. Исида воспитывала Гора вдали от его дяди Сета. Когда Гор вырос, он потребовал вернуть ему трон его отца, но его дядя Сет отказался. Между ними началась битва, которая длилась 80 лет и закончилась победой Гора над Сетом, и Гор занял принадлежащий ему по праву трон отца.
Конфликт между Гором и Сетом изображены на западной стене в 11 сценах. Гор изображён в виде человека с головой сокола, а Сет – в образе бегемота. Одна из самых красивых сцен - охота Гора на бегемота с сетью, а в другой сцене он охотится на него с копьём. Самое важное изображение в сценах конфликта показывает как Сет выколол глаз Гору, а бог мудрости Тот вернул глаз. С тех пор глаз Гора считается символом защиты, а сам Гор – богом, занявшим трон после его отца, и каждый египетский фараон считается сыном Гора. На стене, расположенной напротив западной находятся бассейны с фасадами в форме львиных голов, а внизу – навесы, защищающие посетителей храма и надписи, поскольку в этом коридоре жрецы устраивали спектакли, надевая маски Гора и Сета, а важные посетители наблюдали за этим действом.
Рельеф храма Хоруса в ЭдфуИзображение лотоса было священно для египтянИзображение лотоса было священно для египтян
Крылатый солнечный диск7 Хатхор играют на тамбуринах, празднуя рождение ХорусаСцена кормления Хатхор
Главный вход с двумя статуями ХорусаИзображене Птолемея XII атакующего враговИзображения внутри фасада, где Птолемей XII приносит жертвы разным богам
Священное путешествие Хатхор к её мужу, ХорусуСвященное путешествие Хатхор к её мужу, ХорусуБог Хапи предлагает подношения Хорусу
Статуя Хоруса в форме соколаФасад Большого гипостильного залаФасад Большого гипостильного зала
Фасад Большого гипостильного залаФасад Большого гипостильного залаФараон и богиня Сешат закладывают фундамент храма
Сешат, богиня письма и астрономииУничтожение лиц фараона и боговФараон напротив Хатхор и Хоруса
Фараон приносит жертвы лодке бога ХорусаБог парфюмерии СешенуЗал подношений
Зал подношенийЗал подношенийСвятилище Нута
Священная лодка Хоруса за гранитным саркофагом периода правления НектанебоИзображение священной лодки на стене СвятилищаКомната мстящей троицы (комната пламени)
Лесница ведущая к ниломеруХорус, поддерживаемый своей матерью Изидой, борется внутри своей лодки с СетомСторонники Гора празднуют его победу на Сетом, а Гор убивает гиппопотама